Учетные регистры: сущность, значение и классификация.




Тема 4. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

1. Документация, ее сущность, значение, понятие о документообороте.

2. Учетные регистры: сущность, значение и классификация.

3. Формы бухгалтерского учета.

 

Документация, ее сущность, значение, понятие о документообороте.

 

Сплошное и непрерывное наблюдение за всеми хозяйственными операциями на предприятии осуществляется с помощью документирования.

Документация – способ сплошного и непрерывного отражения хозяйственных операций с целью получения о них данных, требующихся для ведения текущего бухгалтерского учета и контроля за ними.

Документирование представляет собой комплекс взаимосвязанных документов.

Бухгалтерский (первичный) документ – письменное свидетельство определенной формы и содержания, которое содержит сведения о хозяйственной операции и является доказательством ее осуществления.

Значение первичного документа:

1. Только на основании правильно оформленного первичного документа можно сделать бухгалтерскую проводку на счетах и в учетных регистрах.

2. По первичным документам можно проверить законность и целесообразность совершенных операций.

3. Первичные документы являются объектом проверки при ревизии и аудите.

Неделимый информационный элемент документа, отражающий признаки и показатели операции называется реквизитом. Чтобы быть доказательным и иметь юридическую силу, документ должен содержать обязательные реквизиты, а именно:

- название документа;

- дата и место его составления;

- название предприятия, от имени которого составлен документ;

- содержание и объем хозяйственной операции, ее измерители;

- должности лиц, ответственных за осуществление операции и правомерность ее оформления;

- личная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, принимающие участие в осуществлении хозяйственной операции.

В зависимости от характера операций в первичные документы могут быть внесены дополнительные реквизиты: идентификационный код предприятия или лица, основание совершения операции, номер документа, данные о документе, который удостоверяет лицо и другие.

К бухгалтерским документам предъявляются определенные требования, установленные Законом ДНР «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и Положением «О документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете» от 24.05.95 №88.

Движение документа от момента его выписки до сдачи на хранение в архив называетсядокументооборотом.

Согласно ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» предприятие самостоятельно утверждает правила документооборота. Организует документооборот на предприятии главный бухгалтер или бухгалтер, который разрабатывает правила и технологию обработки учетной информации.

Документооборот оформляется в виде графиков или схем документооборота.

График документооборота – это утвержденный порядок обработки информации, содержащейся в первичных документах, которым регулируются сроки составления, предоставления в бухгалтерию и обработки первичных документов.

В нем обязательно указывается последовательность операций по созданию, приемке и обработке документа, а также подразделения и конкретные исполнители этих работ, сроки исполнения. График должен обеспечить оптимальное количество подразделений и исполнителей, через которые проходит каждый документ, определить минимальный срок нахождения в каждом подразделении, обеспечить четкое выполнение каждым исполнителем возложенных на него обязанностей по документированию операций.

 

Учетные регистры: сущность, значение и классификация.

 

Все хозяйственные операции после их оформления первичными документами должны быть записаны в учетные регистры.

Учетные регистры – это носители специального формата (бумажные, машинные) в виде ведомостей, книг, журналов, машинограмм и другие, предназначенные для хронологического, систематического или комбинированного накопления, группировки и обобщения информации из первичных документов, принятых к учету.

В бухгалтерском учете применяются различные по форме, содержанию и способу отражения информации учетные регистры.

По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги, карточки, отдельные листы.

Бухгалтерские книги используют для ведения записей синтетического и аналитического учета.

Основным преимуществом ведения учёта в книгах является надёжность сохранения учётных записей. Однако учет в книгах более громоздкий, чем в других регистрах, что затрудняет распределение труда учетных работников и автоматизированную обработку учетной информации.

Карточкишироко используют в аналитическом учете (например, для сортового учета материальных ценностей на складах). Карточки хранятся в специальных ящиках – картотеках, где их систематизируют в определенном порядке. Для обеспечения сохранности карточки при открытии регистрируются в специальном реестре. Каждой карточке присваивается порядковый номер, что позволяет в любой момент проверить наличие всех карточек.

Отдельные листки имеют стандартный формат, каждый из них предназначен для учета определенных операций и в зависимости от этого имеет специфическое содержание. Они применяются для ведения как синтетического, так и аналитического учета. Записи в них осуществляют на основании данных первичных документов. Используются отдельные листки для ведения журналов-ордеров, вспомогательных ведомостей к ним, составления машинограмм.

По объему содержания записей учетные регистры делятся на регистры синтетического, аналитического учета и комбинированные.

Регистры синтетического учета предназначены для отражения экономически однородных хозяйственных операций на синтетических счетах в денежном измерителе.

Регистры аналитического учета предназначены для отражения хозяйственных операций на аналитических счетах, детализирующих содержание показателей соответствующего синтетического счета.

По характеру записей учетные регистры делят нахронологические, систематические и комбинированные.

В хронологических учетных регистрах хозяйственные операции записывают в календарной последовательности их осуществления и оформления. Например, регистрационный журнал операций, в котором указывают номер записи, дату, сумму операции, а часто – и корреспондирующие счета.

Систематические учетные регистры предназначены для группировки (систематизации) однородных по экономическому содержанию хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. К ним относится любой регистр, в котором записи ведут на счетах синтетического и аналитического учета (например, главная книга, карточки пообъектного учета основных средств, сортового учета материалов и др.).

В комбинированных учетных регистрах хронологические и систематические записи ведут одновременно. Примером комбинированного регистра синтетического учета является книга Журнал – главная, объединяющая регистрационный журнал (хронологический учет) и главную книгу (систематический учет); журналы-ордера и вспомогательные ведомости к ним, используемые при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета.

По своему строению учетные регистры могут быть односторонними, двусторонними и шахматными.

Односторонние регистры предусматривают, что вся учетная информация отражается последовательно на одной стороне листа. К ним относятся, например, все типовые формы карточек аналитического учета.

Двусторонние регистры предусматривают разделение страницы на две части: одна из них предназначена для учета дебетовых оборотов по определенному счету, а другая – кредитовых.

Шахматное строение регистров предусматривает их деление вертикальными и горизонтальными линиями на клетки (в виде шахматной доски), где кредитовые обороты отражаются по горизонтали, а дебетовые – по вертикали. Такое строение значительно сокращает количество записей, т.к. двойная запись здесь осуществляется в один рабочий прием, усиливает текущий контроль за отражением операций и повышает аналитические возможности бухгалтерского учета. Такое строение регистров нашло широкое использование в журнально-ордерной форме учета.

Перенесение информации из первичных документов в учетные регистры осуществляется по мере их поступления для обработки, но с учетом обеспечения возможностей своевременной выплаты заработной платы, составления соответствующей отчетности, подачи деклараций и ведения расчетов.

Последовательность обработки первичных документов до составления отчетности можно представить в виде схемы:

 

 


Ответственность за правильность и полноту отражения данных в учетных регистрах несут лица, которые составили и подписали их.

Предприятия и организации, которые составляют учетные регистры на машинных носителях, обязаны обеспечить технические средства для их воспроизведения в удобном для чтения виде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: