Насколько затрудняют Ваше общение ниже перечисленные





Методика “ Диагностика психологических трудностей общения ”,

Разработанной В.А . Лабунской.

Методика разработана в виде опросника, в котором представлены пять групп характеристик общения . Каждая группа включает как позитивные, так и негативные черты , определяющие его эффективность . Суммарная оценка степени влияния различных групп характеристик позволяет выявить степень индивидуальной или групповой чувствительности к определенным сторонам общения (“профиль психологических трудностей общения ”), установить степень сензитивности к позитивным и негативным чертам общения , создать “ портрет” оптимального или трудного партнера с точки зрения субъекта или группы.

 

Первая группа включает экспрессивно - речевые (ЭР) особенности

партнеров. В нее входят суждения 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 41, 45, 49, 53, 57.

Вторая группа характеристик отражает социально – перцептивные (СП) особенности партнеров. К ней относятся суждения 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, 42, 46, 50, 54, 58.

Третья группа включает суждения, описывающие отношения - обращения ( ОО) партнеров друг к другу. В нее входят 3, 7, 11, 15,

19, 23, 27, 31, 35, 39, 43, 47, 51, 55, 59.

Четвертая группа состоит из суждений, раскрывающих умения и навыки организации взаимодействия (НВ). Ее образуют суждения 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60.

Пятая группа характеристик – “ условия общения ” (УО) дает представление о влиянии на возникновение трудностей общения таких параметров , как интенсивность общения , количество партнеров, наличие свидетелей общения , пол , возраст, статус . Ее образуют суждения 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68.

Первичная обработка данных состоит из суммирования баллов внутри

каждой группы характеристик. Затем полученный по каждой группе показатель переводится в 20- балльную шкалу. Коэффициент перевода для 1-4 групп признаков равен 0,27, а для 5 группы – 0,53. Перевод в 20- балльную систему

осуществляется умножением суммарного показателя на соответствующий

индекс . Результаты переводятся на график. Он имеет следующий вид : на вертикальной оси располагаются показатели баллов , на горизонтальной – наименование групп характеристик трудностей общения ( ЭР, СП, ОО, НВ, УО).

График представляет собой “ Профиль психологических трудностей общения ” каждого из участников исследования или группы в целом .

Для составления “ портрета трудного партнера ” отдельно выписываются

суждения, получившие оценку 4-5 баллов . Те суждения, которые были оценены 50 и более процентами участников в “4” и “5” баллов , включаются в групповой “ портрет трудного партнера ”. На основе анализа этих представлений определяются характеристики общения партнера , по отношению к которым наблюдается повышенная чувствительность , и устанавливаются количественные и качественные различия “портретов” в зависимости от изучаемых детерминант затрудненного общения .

Методика имеет две части

Часть 1

Инструкция: представьте себе , что Ваш партнер (ролевая позиция партнера может быть любой : начальник, коллега, подчиненный и т.д .) демонстрирует в общении с Вами ниже перечисленные характеристики взаимодействия .

Ваша задача заключается в том , чтобы оценить насколько та или иная характеристика партнера затрудняет Ваше общение с ним , например, такая характеристика , как “ громкая речь ”. Если эта особенность поведения очень сильно или сильно , средне , слабо и т .д . затрудняет Ваше общение , то поставьте соответствующий балл в бланке для ответов напротив номера характеристики ; если Вы не обращали ранее внимание на эту характеристику и не можете оценить ее влияния на Ваше общение , то поставьте “0”, выбрав ответ “ не знаю”. Отвечая, постарайтесь соблюдать следующие простые правила:

1) будьте внимательны , следите, чтобы номер ответа на специальном бланке совпадал с номером характеристики в опроснике; 2) постарайтесь реже выбирать ответы “ не знаю”; 3) не тратьте время на обдумывание ответов ( это

задание на скорость ), тогда Вы быстро сможете закончить работу .

 

(Ответы заносите, таким образом, чтоб потом легче подсчитать сумму)

 

 

Насколько затрудняют Ваше общение ниже перечисленные

характеристики партнера :

 

1. Тихая речь партнера .

2. Неумение партнера соотносить действия и поступки людей с их

качествами личности .

3. Безразличное отношение к другому человеку ( ко мне).

4. Желание партнера больше говорить , чем слушать .

5. Застывшая поза , лицо партнера .

6. Неумение партнера поставить себя на место другого человека .

7. Подозрительное отношение к другим людям ( ко мне).

8. Привычка партнера перебивать разговор .

9. Длительные паузы в речи партнера .

10. Неумение партнера “ читать ” по лицу чувства и намерения другого

человека .

11. Неприязненное ( враждебное) отношение к другим людям ( ко мне).

12. Неумение партнера выйти из общения , вовремя его прекратить .

13. Нежелание партнера поддерживать зрительный контакт.

14. Ошибки партнера в оценке чувств и настроений другого человека .

15. Властное отношение к другим людям ( ко мне).

16. Неумение партнера аргументировать свои замечания , предложения .

17. Отсутствие внешней привлекательности у партнера .

18. Неумение партнера продемонстрировать понимание особенностей

другого человека .

19. Высокомерное отношение к другому человеку ( ко мне).

20. Неумение партнера разнообразить речевые формы обращения к

другому человеку .

21. Высокомерное отношение к другому человеку ( ко мне).

22. Стремление партнера относить людей к определенному типу.

23. Требовательное отношение к другим людям ( ко мне).

24. Стремление партнера занимать в общении ведущую позицию .

25. Несоответствие выражения лица партнера его словам .

26. Отсутствие проницательности у моего партнера .

27. Страх партнера быть смешным в глазах других людей .

28. Желание партнера навязать свою точку зрения .

29. Громкая речь партнера .

30. Стремление партнера делать заключения о личности на основе ее

внешности .

31. Стремление партнера произвести на меня приятное впечатление.

32. Неумение партнера выразить отношение с помощью жестов ,

мимики, интонации .

33. Систематическое передвижение партнера во время общения .

34. Умение партнера поставить себя на место другого человека .

35. Заинтересованное отношение к другому человеку ( ко мне).

36. Умение партнера меньше говорить , а больше слушать .

37. Стремление партнера систематически поддерживать зрительный

контакт.

38. Умение партнера точно оценивать чувства и настроения другого

человека .

39. Доверительное отношение к другим людям ( ко мне).

1440. Умение партнера слушать , вести диалог , беседовать .

41. Приятная внешность партнера .

42. Умение партнера “ читать ” по лицу чувства и намерения другого

человека .

43. Дружеское отношение к другим людям ( ко мне).

44. Умение партнера вовремя выйти из общения , прекратить его,

учитывая ситуацию и состояние другого человека .

45. Быстрый темп речи партнера .

46. Умение партнера демонстрировать свое понимание особенностей

другого человека .

47. Почтительное отношение к другим людям ( ко мне).

48. Умение партнера принять точку зрения другого человека .

49. Интенсивная жестикуляция партнера .

50. Умение видеть в другом человеке его индивидуальные

особенности, черты характера.

51. Добродушное отношение к другим людям ( ко мне).

52. Умение партнера объяснять, аргументировать свои предложения ,

замечания .

53. Соответствие выражения лица партнера его словам .

54. Проницательность партнера , способность видеть людей “ насквозь ”.

55. Умение партнера выразить отношение с помощью жестов , мимики,

интонации .

56. Умение партнера разнообразить речевые формы обращения к

другому человеку .

57. Частые прикосновения партнера (кладет руку , постукивает по

плечу и т . д .)

58. Стремление партнера оценивать людей на основе представлений,

сложившихся в его окружении .

59. Стремление партнера занимать в общении подчиненную позицию .

60. Концентрация внимания партнера на собственных чувствах и

мыслях.

Теперь определите степень влияния обстоятельств и условий на

возникновение трудностей общения . Оценку осуществляйте по той же шкале.

61. Длительное общение с одним и тем же человеком.

62. Присутствие посторонних лиц .

63. Большие временные промежутки в общении с партнером .

64. Общение с группой лиц одновременно.

65. Возрастные различия .

66. Половые различия .

67. Должностные различия .

68. Самочувствия ( настроение , готовность к общению).

 

Первичная обработка данных состоит из суммирования баллов внутри каждой группы характеристик. Затем полученный по каждой группе показатель переводится в 20- балльную шкалу. Коэффициент перевода для 1–4 групп признаков равен 0,27, а для 5 группы – 0,53. Перевод в 20- балльную систему осуществляется умножением суммарного показателя на соответствующий индекс . Результаты переводятся на график. Он имеет следующий вид : на вертикальной оси располагаются показатели баллов , на горизонтальной – наименование групп характеристик трудностей общения ( ЭР, СП, ОО, НВ, УО).

График представляет собой “ Профиль психологических трудностей общения ” каждого из участников исследования или группы в целом .

Для составления “ портрета трудного партнера ” отдельно выписываются суждения, получившие оценку 4-5 баллов . Те суждения, которые были оценены 50 и более процентами участников в “4” и “5” баллов , включаются в групповой “ портрет трудного партнера ”. На основе анализа этих представлений определяются характеристики общения партнера , по отношению к которым наблюдается повышенная чувствительность , и устанавливаются количественные и качественные различия “портретов” в зависимости от изучаемых детерминант затрудненного общения .

Данные первой части методики позволяют работать с представлениями о 17 другом как трудном партнере и корректировать в тренинге только эти представления. Данные второй части методики позволяют работать и с представлениями о себе как трудном партнере общения .

Часть 2

Инструкция: Вам предлагается определить , какие из ниже перечисленных характеристик принадлежат Вам , и , одновременно, оценить насколько эти характеристики затрудняют общение партнера ( любая ролевая позиция) с Вами.

Оценку каждой характеристики проводите в рамках шкалы : “ очень сильно затрудняет ” – “ не затрудняет ”. Если какая- либо из представленных характеристик Вам не присуща , то поставьте напротив номера знак “–” - “ качество отсутствует”.

Насколько затрудняет общение партнера особенности Вашего поведения:

1. Моя тихая речь .

2. Мое неумение соотносить действия и поступки людей с их

качествами личности .

3. Мое безразличное отношение к другому человеку .

4. Мое желание больше говорить , чем слушать .

5. Мое неподвижное лицо.

6. Мое неумение поставить себя на место другого человека .

7. Мое подозрительное отношение к другим людям .

8. Моя привычка перебивать разговор .

9. Длительные паузы в моей речи

10. Мое неумение “читать ” по лицу чувства и намерения другого

человека .

11. Мое неприязненное отношение к другим людям .

12. Мое неумение выйти из общения , вовремя его прекратить .

13. Мое неумение поддерживать зрительный контакт.

14. Мои ошибки в оценке чувств и настроений другого человека .

15. Мое властное отношение к другим людям .

16. Мое неумение аргументировать свои замечания , предложения .

17. Отсутствие у меня внешней привлекательности.

18. Мое неумение продемонстрировать понимание особенностей

другого человека .

19. Мое высокомерное отношение к другому человеку .

20. Мое неумение разнообразить речевые формы обращения к другому

человеку .

21. Моя вялая невыразительная жестикуляция.

22. Мое стремление относить людей к определенному типу.

23. Мое требовательное отношение к другим людям .

24. Мое стремление занимать в общении ведущую позицию .

25. Неумение соотносить выражение лица с моими словами .

26. Отсутствие у меня проницательности .

27. Мой страх быть смешным в глазах других людей .

28. Мое стремление навязать свою точку зрения .

29. Моя громкая речь .

30. Мое стремление делать заключения о личности на основе ее

внешности .

31. Мое желание произвести на партнера приятное впечатление.

32. Мое неумение выразить отношение к партнеру с помощью жестов ,

мимики, интонации .

33. Мое систематическое передвижение во время общения .

34. Мое умение поставить себя на место другого человека .

35. Мое заинтересованное отношение к другому человеку .

36. Мое умение меньше говорить , а больше слушать .

37. Мое умение поддерживать зрительный контакт.

38. Мое умение точно оценивать чувства и настроения другого

человека .

39. Мое доверительное отношение к другим людям .

1940. Мое умение слушать , вести диалог , беседовать .

41. Моя приятная внешность .

42. Мое умение “читать ” по лицу чувства и намерения другого

человека .

43. Мое дружеское отношение к другим людям .

44. Мое умение вовремя выйти из общения , прекратить его, учитывая

ситуацию и состояние другого человека .

45. Быстрый темп моей речи .

46. Мое умение демонстрировать свое понимание особенностей

другого человека .

47. Мое почтительное отношение к другим людям .

48. Мое умение принять точку зрения другого человека .

49. Моя интенсивная жестикуляция.

50. Мое умение видеть в другом человеке его индивидуальные

особенности, черты характера.

51. Мое добродушное отношение к другим людям .

52. Мое умение объяснять, аргументировать свои предложения ,

замечания .

53. Мое умение приводить в соответствие выражение лица с моей

речью .

54. Моя проницательность , людей вижу “ насквозь ”.

55. Мое умение выразить отношение к партнеру с помощью жестов ,

мимики, интонации .

56. Мое умение разнообразить речевые формы обращения к другому

человеку .

57. Мои частые прикосновения к партнеру .

58. Мое стремление оценивать людей на основе представлений,

сложившихся в моем окружении .

59. Мое стремление занимать в общении подчиненную позицию .

60. Концентрация моего внимания на собственных чувствах и мыслях.

 

Обработка полученных данных производится аналогичным образом.

Строится график, характеризующий представление о себе как трудном

партнере . Соотношение профиля трудного партнера ( часть 1) и профиля себя как трудного партнера ( часть 2) на полученных графиках позволяет выявить вид детерминации затрудненного общения (субъект– объектный , объект –субъектный, субъект– субъектный и т .д .). Расположение графика , характеризующего другого как трудного партнера , по шкале ординат выше графика , характеризующего себя как трудного партнера дает вид субъект–объектной детерминации затрудненного общения относительно другого, т . е . другой наделяется характеристиками субъектности , к нему предъявляются претензии в создании затрудненного общения , он наделяется ответственностью , активностью для изменения трудной ситуации Расположение графика , характеризующего другого как трудного партнера , по шкале ординат ниже графика , характеризующего себя как трудного партнера , дает вид объект – субъектной детерминации затрудненного общения , т .е. характеристиками субъектности партнер наделяет самого себя , т .е. ответственность за трудную ситуацию и активность , необходимую для ее преодоления субъект полностью берет на себя , не предъявляя претензий партнеру .

Совпадение графиков, или их очень близкое расположение друг к другу в средней части шкалы по оси ординат позволяет диагностировать субъект–субъектный вид затрудненного общения , когда оба партнера осознают равную степень ответственности за создавшуюся ситуацию затрудненного общения и готовы приложить или прилагают равную меру активности по ее преодолению .

В реальном общении причиной затруднений могут быть одновременно оба партнера , осознающие то , что они являются источником затруднений друг для друга, или не осознающие этого. Затрудненное общение , при котором оба 21 партнера в равной мере осознают себя и другого причиной возникших трудностей , мы будем называть субъект– субъектным затрудненным личностным общением. Субъект– объектным или объект – субъектным деперсонализированным затрудненным общением для нас является общение , когда оба или один из партнеров причину трудностей усматривают только в другом или только в себе . С точки зрения совпадения или несовпадения представлений партнеров о причине , затрудняющей их общение , можно предложить следующую классификацию видов затрудненного общения.

Крайними проявлениями возможных видов затрудненного общения являются Модель 1 и Модель 2.

 

Модель 1 характеризуется те м , что оба партнера , испытывая трудности в общении , видят их причину друг в друге. Изменение трудной для себя ситуации каждый связывает с изменением па ртнера . На поведенческом уровне такие представления порождают богатый спектр разнообразных взаимных претензий , требований , советов , что приводит к усилению “ затрудненности ” общения ( от легкого трения – к размолвке – конфликту и т .д .) и формированию объект –субъектной модели общения .

 

Модель 2 характеризует ситуацию, в которой каждый из партнеров,

испытывая трудности в общении , осознает себя причиной их порождающей. Поэтому , из менение общения оба связывают с собственными изменениями , беря весь груз ответственности только на себя , продолжая о т носиться к другому как к объекту. Это приводит к формированию субъект – объектной модели затрудненного общения .

Путь работы с конкретными трудностями партнеров в общении мы видим в изменении Модели 1 и Модели 2 на Модель 3, т . е . в переходе от осознания причины трудной для себя ситуации общения , связанной только с партнером или только с собой , к осознанию совместного вклада в возникновение затрудненного общения, к осознанию возможности быт ь самому причиной затрудненного общения в та кой же мере , как и партнеру . Осознать свои действия , свое поведение как причину определенной

ответной реакции партнера , которая и делает общение , как для одного , та к и для другого затрудненным, означает уравнять в св оих представлениях возможности каждого из партнеров в детерминации процессов общения , в том числе и затрудненного. Равенство представлений субъекта о себе и о партнере как возможных источниках трудностей друг друга приводит к равенству требований к себе и другому по изменению затрудненной ситуации общения , что соответствует субъект– субъектной природе общения и личностному подходу к нему. Этот механизм позволяет соотнести свои представления о причинах собственных затруднений и затруднений партнера с его представлениями об этом. Осознание имеющихся расхождений позволяет выйти на необходимость изменения представлений не только о другом, но и о себе , ка к трудном партнере общения .

 





Читайте также:
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.052 с.