Методика “ Диагностика психологических трудностей общения ”,
Разработанной В.А . Лабунской.
Методика разработана в виде опросника, в котором представлены пять групп характеристик общения . Каждая группа включает как позитивные, так и негативные черты , определяющие его эффективность . Суммарная оценка степени влияния различных групп характеристик позволяет выявить степень индивидуальной или групповой чувствительности к определенным сторонам общения (“профиль психологических трудностей общения ”), установить степень сензитивности к позитивным и негативным чертам общения , создать “ портрет” оптимального или трудного партнера с точки зрения субъекта или группы.
Первая группа включает экспрессивно - речевые (ЭР) особенности
партнеров. В нее входят суждения 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 41, 45, 49, 53, 57.
Вторая группа характеристик отражает социально – перцептивные (СП) особенности партнеров. К ней относятся суждения 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, 42, 46, 50, 54, 58.
Третья группа включает суждения, описывающие отношения - обращения ( ОО) партнеров друг к другу. В нее входят 3, 7, 11, 15,
19, 23, 27, 31, 35, 39, 43, 47, 51, 55, 59.
Четвертая группа состоит из суждений, раскрывающих умения и навыки организации взаимодействия (НВ). Ее образуют суждения 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60.
Пятая группа характеристик – “ условия общения ” (УО) дает представление о влиянии на возникновение трудностей общения таких параметров , как интенсивность общения , количество партнеров, наличие свидетелей общения , пол , возраст, статус . Ее образуют суждения 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68.
Первичная обработка данных состоит из суммирования баллов внутри
каждой группы характеристик. Затем полученный по каждой группе показатель переводится в 20- балльную шкалу. Коэффициент перевода для 1-4 групп признаков равен 0,27, а для 5 группы – 0,53. Перевод в 20- балльную систему
|
|
осуществляется умножением суммарного показателя на соответствующий
индекс . Результаты переводятся на график. Он имеет следующий вид : на вертикальной оси располагаются показатели баллов , на горизонтальной – наименование групп характеристик трудностей общения ( ЭР, СП, ОО, НВ, УО).
График представляет собой “ Профиль психологических трудностей общения ” каждого из участников исследования или группы в целом .
Для составления “ портрета трудного партнера ” отдельно выписываются
суждения, получившие оценку 4-5 баллов . Те суждения, которые были оценены 50 и более процентами участников в “4” и “5” баллов , включаются в групповой “ портрет трудного партнера ”. На основе анализа этих представлений определяются характеристики общения партнера , по отношению к которым наблюдается повышенная чувствительность , и устанавливаются количественные и качественные различия “портретов” в зависимости от изучаемых детерминант затрудненного общения .
Методика имеет две части
Часть 1
Инструкция: представьте себе , что Ваш партнер (ролевая позиция партнера может быть любой : начальник, коллега, подчиненный и т.д .) демонстрирует в общении с Вами ниже перечисленные характеристики взаимодействия .
Ваша задача заключается в том , чтобы оценить насколько та или иная характеристика партнера затрудняет Ваше общение с ним , например, такая характеристика , как “ громкая речь ”. Если эта особенность поведения очень сильно или сильно , средне , слабо и т .д . затрудняет Ваше общение , то поставьте соответствующий балл в бланке для ответов напротив номера характеристики ; если Вы не обращали ранее внимание на эту характеристику и не можете оценить ее влияния на Ваше общение , то поставьте “0”, выбрав ответ “ не знаю”. Отвечая, постарайтесь соблюдать следующие простые правила:
|
|
1) будьте внимательны , следите, чтобы номер ответа на специальном бланке совпадал с номером характеристики в опроснике; 2) постарайтесь реже выбирать ответы “ не знаю”; 3) не тратьте время на обдумывание ответов ( это
задание на скорость ), тогда Вы быстро сможете закончить работу .
(Ответы заносите, таким образом, чтоб потом легче подсчитать сумму)
Насколько затрудняют Ваше общение ниже перечисленные
характеристики партнера :
1. Тихая речь партнера .
2. Неумение партнера соотносить действия и поступки людей с их
качествами личности .
3. Безразличное отношение к другому человеку ( ко мне).
4. Желание партнера больше говорить , чем слушать .
5. Застывшая поза , лицо партнера .
6. Неумение партнера поставить себя на место другого человека .
7. Подозрительное отношение к другим людям ( ко мне).
8. Привычка партнера перебивать разговор .
9. Длительные паузы в речи партнера .
|
|
10. Неумение партнера “ читать ” по лицу чувства и намерения другого
человека .
11. Неприязненное ( враждебное) отношение к другим людям ( ко мне).
12. Неумение партнера выйти из общения , вовремя его прекратить .
13. Нежелание партнера поддерживать зрительный контакт.
14. Ошибки партнера в оценке чувств и настроений другого человека .
15. Властное отношение к другим людям ( ко мне).
16. Неумение партнера аргументировать свои замечания , предложения .
17. Отсутствие внешней привлекательности у партнера .
18. Неумение партнера продемонстрировать понимание особенностей
другого человека .
19. Высокомерное отношение к другому человеку ( ко мне).
20. Неумение партнера разнообразить речевые формы обращения к
другому человеку .
21. Высокомерное отношение к другому человеку ( ко мне).
22. Стремление партнера относить людей к определенному типу.
23. Требовательное отношение к другим людям ( ко мне).
24. Стремление партнера занимать в общении ведущую позицию .
25. Несоответствие выражения лица партнера его словам .
26. Отсутствие проницательности у моего партнера .
27. Страх партнера быть смешным в глазах других людей .
28. Желание партнера навязать свою точку зрения .
29. Громкая речь партнера .
30. Стремление партнера делать заключения о личности на основе ее
внешности .
31. Стремление партнера произвести на меня приятное впечатление.
32. Неумение партнера выразить отношение с помощью жестов ,
мимики, интонации .
33. Систематическое передвижение партнера во время общения .
34. Умение партнера поставить себя на место другого человека .
35. Заинтересованное отношение к другому человеку ( ко мне).
36. Умение партнера меньше говорить , а больше слушать .
37. Стремление партнера систематически поддерживать зрительный
контакт.
38. Умение партнера точно оценивать чувства и настроения другого
человека .
39. Доверительное отношение к другим людям ( ко мне).
1440. Умение партнера слушать , вести диалог , беседовать .
41. Приятная внешность партнера .
42. Умение партнера “ читать ” по лицу чувства и намерения другого
человека .
43. Дружеское отношение к другим людям ( ко мне).
44. Умение партнера вовремя выйти из общения , прекратить его,
учитывая ситуацию и состояние другого человека .
45. Быстрый темп речи партнера .
46. Умение партнера демонстрировать свое понимание особенностей
|
|
другого человека .
47. Почтительное отношение к другим людям ( ко мне).
48. Умение партнера принять точку зрения другого человека .
49. Интенсивная жестикуляция партнера .
50. Умение видеть в другом человеке его индивидуальные
особенности, черты характера.
51. Добродушное отношение к другим людям ( ко мне).
52. Умение партнера объяснять, аргументировать свои предложения ,
замечания .
53. Соответствие выражения лица партнера его словам .
54. Проницательность партнера , способность видеть людей “ насквозь ”.
55. Умение партнера выразить отношение с помощью жестов , мимики,
интонации .
56. Умение партнера разнообразить речевые формы обращения к
другому человеку .
57. Частые прикосновения партнера (кладет руку , постукивает по
плечу и т . д .)
58. Стремление партнера оценивать людей на основе представлений,
сложившихся в его окружении .
59. Стремление партнера занимать в общении подчиненную позицию .
60. Концентрация внимания партнера на собственных чувствах и
мыслях.
Теперь определите степень влияния обстоятельств и условий на
возникновение трудностей общения . Оценку осуществляйте по той же шкале.
61. Длительное общение с одним и тем же человеком.
62. Присутствие посторонних лиц .
63. Большие временные промежутки в общении с партнером .
64. Общение с группой лиц одновременно.
65. Возрастные различия .
66. Половые различия .
67. Должностные различия .
68. Самочувствия ( настроение , готовность к общению).
Первичная обработка данных состоит из суммирования баллов внутри каждой группы характеристик. Затем полученный по каждой группе показатель переводится в 20- балльную шкалу. Коэффициент перевода для 1–4 групп признаков равен 0,27, а для 5 группы – 0,53. Перевод в 20- балльную систему осуществляется умножением суммарного показателя на соответствующий индекс . Результаты переводятся на график. Он имеет следующий вид : на вертикальной оси располагаются показатели баллов , на горизонтальной – наименование групп характеристик трудностей общения ( ЭР, СП, ОО, НВ, УО).
График представляет собой “ Профиль психологических трудностей общения ” каждого из участников исследования или группы в целом .
Для составления “ портрета трудного партнера ” отдельно выписываются суждения, получившие оценку 4-5 баллов . Те суждения, которые были оценены 50 и более процентами участников в “4” и “5” баллов , включаются в групповой “ портрет трудного партнера ”. На основе анализа этих представлений определяются характеристики общения партнера , по отношению к которым наблюдается повышенная чувствительность , и устанавливаются количественные и качественные различия “портретов” в зависимости от изучаемых детерминант затрудненного общения .
Данные первой части методики позволяют работать с представлениями о 17 другом как трудном партнере и корректировать в тренинге только эти представления. Данные второй части методики позволяют работать и с представлениями о себе как трудном партнере общения .
Часть 2
Инструкция: Вам предлагается определить , какие из ниже перечисленных характеристик принадлежат Вам , и , одновременно, оценить насколько эти характеристики затрудняют общение партнера ( любая ролевая позиция) с Вами.
Оценку каждой характеристики проводите в рамках шкалы : “ очень сильно затрудняет ” – “ не затрудняет ”. Если какая- либо из представленных характеристик Вам не присуща , то поставьте напротив номера знак “–” - “ качество отсутствует”.
Насколько затрудняет общение партнера особенности Вашего поведения:
1. Моя тихая речь .
2. Мое неумение соотносить действия и поступки людей с их
качествами личности .
3. Мое безразличное отношение к другому человеку .
4. Мое желание больше говорить , чем слушать .
5. Мое неподвижное лицо.
6. Мое неумение поставить себя на место другого человека .
7. Мое подозрительное отношение к другим людям .
8. Моя привычка перебивать разговор .
9. Длительные паузы в моей речи
10. Мое неумение “читать ” по лицу чувства и намерения другого
человека .
11. Мое неприязненное отношение к другим людям .
12. Мое неумение выйти из общения , вовремя его прекратить .
13. Мое неумение поддерживать зрительный контакт.
14. Мои ошибки в оценке чувств и настроений другого человека .
15. Мое властное отношение к другим людям .
16. Мое неумение аргументировать свои замечания , предложения .
17. Отсутствие у меня внешней привлекательности.
18. Мое неумение продемонстрировать понимание особенностей
другого человека .
19. Мое высокомерное отношение к другому человеку .
20. Мое неумение разнообразить речевые формы обращения к другому
человеку .
21. Моя вялая невыразительная жестикуляция.
22. Мое стремление относить людей к определенному типу.
23. Мое требовательное отношение к другим людям .
24. Мое стремление занимать в общении ведущую позицию .
25. Неумение соотносить выражение лица с моими словами .
26. Отсутствие у меня проницательности .
27. Мой страх быть смешным в глазах других людей .
28. Мое стремление навязать свою точку зрения .
29. Моя громкая речь .
30. Мое стремление делать заключения о личности на основе ее
внешности .
31. Мое желание произвести на партнера приятное впечатление.
32. Мое неумение выразить отношение к партнеру с помощью жестов ,
мимики, интонации .
33. Мое систематическое передвижение во время общения .
34. Мое умение поставить себя на место другого человека .
35. Мое заинтересованное отношение к другому человеку .
36. Мое умение меньше говорить , а больше слушать .
37. Мое умение поддерживать зрительный контакт.
38. Мое умение точно оценивать чувства и настроения другого
человека .
39. Мое доверительное отношение к другим людям .
1940. Мое умение слушать , вести диалог , беседовать .
41. Моя приятная внешность .
42. Мое умение “читать ” по лицу чувства и намерения другого
человека .
43. Мое дружеское отношение к другим людям .
44. Мое умение вовремя выйти из общения , прекратить его, учитывая
ситуацию и состояние другого человека .
45. Быстрый темп моей речи .
46. Мое умение демонстрировать свое понимание особенностей
другого человека .
47. Мое почтительное отношение к другим людям .
48. Мое умение принять точку зрения другого человека .
49. Моя интенсивная жестикуляция.
50. Мое умение видеть в другом человеке его индивидуальные
особенности, черты характера.
51. Мое добродушное отношение к другим людям .
52. Мое умение объяснять, аргументировать свои предложения ,
замечания .
53. Мое умение приводить в соответствие выражение лица с моей
речью .
54. Моя проницательность , людей вижу “ насквозь ”.
55. Мое умение выразить отношение к партнеру с помощью жестов ,
мимики, интонации .
56. Мое умение разнообразить речевые формы обращения к другому
человеку .
57. Мои частые прикосновения к партнеру .
58. Мое стремление оценивать людей на основе представлений,
сложившихся в моем окружении .
59. Мое стремление занимать в общении подчиненную позицию .
60. Концентрация моего внимания на собственных чувствах и мыслях.
Обработка полученных данных производится аналогичным образом.
Строится график, характеризующий представление о себе как трудном
партнере . Соотношение профиля трудного партнера ( часть 1) и профиля себя как трудного партнера ( часть 2) на полученных графиках позволяет выявить вид детерминации затрудненного общения (субъект– объектный , объект –субъектный, субъект– субъектный и т .д .). Расположение графика , характеризующего другого как трудного партнера , по шкале ординат выше графика , характеризующего себя как трудного партнера дает вид субъект–объектной детерминации затрудненного общения относительно другого, т . е . другой наделяется характеристиками субъектности , к нему предъявляются претензии в создании затрудненного общения , он наделяется ответственностью , активностью для изменения трудной ситуации Расположение графика , характеризующего другого как трудного партнера , по шкале ординат ниже графика , характеризующего себя как трудного партнера , дает вид объект – субъектной детерминации затрудненного общения , т .е. характеристиками субъектности партнер наделяет самого себя , т .е. ответственность за трудную ситуацию и активность , необходимую для ее преодоления субъект полностью берет на себя , не предъявляя претензий партнеру .
Совпадение графиков, или их очень близкое расположение друг к другу в средней части шкалы по оси ординат позволяет диагностировать субъект–субъектный вид затрудненного общения , когда оба партнера осознают равную степень ответственности за создавшуюся ситуацию затрудненного общения и готовы приложить или прилагают равную меру активности по ее преодолению .
В реальном общении причиной затруднений могут быть одновременно оба партнера , осознающие то , что они являются источником затруднений друг для друга, или не осознающие этого. Затрудненное общение , при котором оба 21 партнера в равной мере осознают себя и другого причиной возникших трудностей , мы будем называть субъект– субъектным затрудненным личностным общением. Субъект– объектным или объект – субъектным деперсонализированным затрудненным общением для нас является общение , когда оба или один из партнеров причину трудностей усматривают только в другом или только в себе . С точки зрения совпадения или несовпадения представлений партнеров о причине , затрудняющей их общение , можно предложить следующую классификацию видов затрудненного общения.
Крайними проявлениями возможных видов затрудненного общения являются Модель 1 и Модель 2.
Модель 1 характеризуется те м , что оба партнера , испытывая трудности в общении , видят их причину друг в друге. Изменение трудной для себя ситуации каждый связывает с изменением па ртнера . На поведенческом уровне такие представления порождают богатый спектр разнообразных взаимных претензий , требований , советов , что приводит к усилению “ затрудненности ” общения ( от легкого трения – к размолвке – конфликту и т .д .) и формированию объект –субъектной модели общения .
Модель 2 характеризует ситуацию, в которой каждый из партнеров,
испытывая трудности в общении , осознает себя причиной их порождающей. Поэтому , из менение общения оба связывают с собственными изменениями , беря весь груз ответственности только на себя , продолжая о т носиться к другому как к объекту. Это приводит к формированию субъект – объектной модели затрудненного общения .
Путь работы с конкретными трудностями партнеров в общении мы видим в изменении Модели 1 и Модели 2 на Модель 3, т . е . в переходе от осознания причины трудной для себя ситуации общения , связанной только с партнером или только с собой , к осознанию совместного вклада в возникновение затрудненного общения, к осознанию возможности быт ь самому причиной затрудненного общения в та кой же мере , как и партнеру . Осознать свои действия , свое поведение как причину определенной
ответной реакции партнера , которая и делает общение , как для одного , та к и для другого затрудненным, означает уравнять в св оих представлениях возможности каждого из партнеров в детерминации процессов общения , в том числе и затрудненного. Равенство представлений субъекта о себе и о партнере как возможных источниках трудностей друг друга приводит к равенству требований к себе и другому по изменению затрудненной ситуации общения , что соответствует субъект– субъектной природе общения и личностному подходу к нему. Этот механизм позволяет соотнести свои представления о причинах собственных затруднений и затруднений партнера с его представлениями об этом. Осознание имеющихся расхождений позволяет выйти на необходимость изменения представлений не только о другом, но и о себе , ка к трудном партнере общения .