Объект и предмет исследования.




Объект исследования – это, как правило, процесс, некоторое явление, которое существует независимо от познающего и на которое обращено его внимание, отражается им и служит источником необходимой для исследования информации. В качестве объекта социально-педагогического исследования могут выступать, например, процесс социализации ребенка в неблагополучной семье; процесс жизненного самоопределения детей, оставшихся без попечения родителей; социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения; социальное сиротство как социально-педагогическое явление и т.п.

Понятие «предмет исследования » конкретнее по своему содержанию. В предмете исследования необходимо зафиксировать то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению.

Так как в одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования, в предмет включаются только те элементы, которые подлежат непосредственному изучению, выявлению в данной работе. В качестве предмета социально-педагогического исследования могут быть обозначены, например, социально-педагогические условия эффективности процесса жизненного самоопределения выпускников детского дома; пути формирования педагогической грамотности родителей из неблагополучных семей; процесс организации деятельности социального педагога с учащимися «группы риска» и т.д. Таким образом, предмет исследования – это новое знание, которое намеревается получить исследователь.

Цель и задачи исследования определяются, исходя из актуальности исследуемой темы, выбранных объекта и предмета исследования. Цель исследования – это представление об общих конечных результатах научного поиска. В ней формулируется общий замысел исследования. Именно поэтому она должна быть сформулирована лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Например, «выявить и обосновать направление и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников», «выявить, определить и опытно-поисковым путем обосновать систему деятельности детского дома по социально-психологической адаптации воспитанников», «теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс социально-педагогических условий эффективного формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению» и др.

Намечая логику исследования, формулируются ряд частных исследовательских задач, решение которых, в своей совокупности, должно привести к достижению поставленной цели. Таких задач рекомендуется выделять сравнительно немного, не более четырех-пяти. Правильно поставленные задачи помогают целенаправленно и последовательно проводить теоретические изыскания и опытно-экспериментальную работу.

Первая задача, как правило, связана с выявлением (уточнением, углублением, обоснованием и т.п.) сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики и внутренних противоречий его развития. Третья – со способами его преобразования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления (процесса), с разработкой практических рекомендаций для различных категорий работников образования. Для правильного формулирования задач исследования целесообразно использование следующих глаголов: «раскрыть», «описать», «выявить», «проанализировать», «представить», «разработать», «обосновать», «определить», «уточнить», «апробировать» и др.

Гипотеза исследования представляет собой научное предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать, вполне доказанным. Оно означает достоверно недоказанное объяснение причин каких-либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование. Гипотеза в социально-педагогическом исследовании – это предположение о связи между уровнем состояния изучаемого явления (процесса) и определенными социально-педагогическими воздействиями, содержанием социально-педагогической деятельности, ее методами, приемами, технологиями, социально-педагогическими условиями.

Схема описательной гипотезы примерно следующая: если сделать то-то и так-то, то можно предположить, что получится такой-то результат. Двусоставная структура гипотезы при этом может выглядеть и таким образом: это будет эффективно, если, во-первых ….; во-вторых …; в-третьих….

При формулировке гипотезы исследования следует учесть ряд практических рекомендаций:
- она не должна включать слишком много предположений;

- гипотеза должна быть проверяемой, не противоречить всем имеющимся достоверным фактам;

- она не должна содержать само собой разумеющиеся, известные и установленные в педагогической науке и практике положения;

- оформление гипотезы должно быть стилистически грамотным.
Например, применительно к теме «Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников» гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: Формирование культуры взаимоотношений младших школьников обеспечивается деятельностью социального педагога, которая:

- моделируется на основе анализа особенностей социокультурного развития ученика, его семейной ситуации;

- направлена на укрепление связи семьи и школы в культурно-нравственном воспитании учеников, педагогическое управление общением в среде сверстников;

- включает активные коллективные формы и методы организации досуговой, творческо-игровой, трудовой деятельности школьников.

Методы исследования. Во введении необходимо указать комплекс методов научно-педагогического исследования, использованных студентом для решения поставленных задач. Вся совокупность методов педагогического исследования включает в себя следующие группы: теоретические методы исследования (теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, метод моделирования), эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, обобщение практического опыта, изучение документации и продуктов деятельности), опросные методы исследования ( анкетирование, тестирование, ранжирование, обобщение независимых характеристик, экспертная оценка, интервью, социометрия), метод эксперимента (констатирующий, формирующий эксперимент), сравнительно-исторические методы исследования (генетический, исторический), методы математической статистики и др.

Методологическая основа исследования. Этот раздел введения предполагает краткую характеристику базовых концепций, на которые опирался автор при проведении своего исследования, а также теоретических трудов ведущих специалистов данной области знания, на основе которых автор курсовой работы выстраивал свой подход к изучаемому им явлению.

Например:

а) Методологическую основу исследования составили философские принципы единства сознания и деятельности, теории и практики, а также научные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей, занимавшихся изучением (психоанализа, логотерапии, когнитивно-поведенческой терапии и т.д. – в зависимости от того, что вы выбираете). Проблема… (называете конкретную проблему, которую исследуете!) раскрывается в трудах следующих авторов……… (И здесь вы пишите фамилии авторов в алфавитном порядке, в родительном падеже, через запятую, но без названия их трудов – названия потом даются в библиографии, в конце вашей работы). При изучении… (указываете какой-либо аспект изучаемой вами проблемы) мы опирались на концептуальные подходы… (и перечисляете уже тех авторов, труды которых вы изучили в контексте данного аспекта – также их фамилии и инициалы в родительном падеже, в алфавитном порядке).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Во введении следует кратко описать, в чем конкретно заключается ценность результатов исследования для дальнейшего развития социально-педагогической теории, в какой степени они могут повлиять на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории социальной педагогики.

Так, теоретическая значимость социально-педагогического исследования может состоять в следующем: уточнено содержание определенного понятия; разработана модель определенного процесса; уточнены принципы обеспечения качества образовательного процесса; обоснованы критерии и показатели уровневого развития определенного явления; расширены теоретические представления в определенной области; обоснована роль определенного фактора; выявлены этапы определенного процесса и т.д.

Практическая значимость исследования определяется характером изменений, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов данного исследования в практику. Она может состоять в следующем: разработана и внедрена в образовательный процесс конкретного учреждения модель определенной деятельности (воспитательные или обучающие программы); созданы диагностические материалы для определения уровня сформированности личностного качества; разработаны методические рекомендации для определенного круга специалистов по совершенствованию их профессиональной деятельности; разработана и внедрена в практику конкретного образовательного учреждения программа практикума (тренинговых занятий) и др.

Структура исследования: как правило структура работа описывается по следующей схеме: исследование состоит из введения, 2 (3) глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: