Ситуационный подход и процесс управления.




Задание 1.

1. Этапы развития теории и практики управления:

-древний период

-индустриальный период

-период систематизации

- информационный период

2. Школа научного менеджмента концентрирует свое внимание на:

-разработку рациональной системы управления организацией

-построение структуры организации и управление работниками

Принципы:

-разработка оптимальных методов изучения затрат времени

-абсолютное следование разработанным стандартам

-подбор, обучение и расстановка на те места, где мы получим наилучший результат

-оплата по результатам труда

-выделение управленческих функций в отдельную сферу профессиональной деятельности.

3. Необходимость в административной школе менеджмента была в стремлении создать универсальные принципы управления. Основоположники этой школы занимались изучением вопросов роли и функций управления. Считалось, что, если определить суть работы управляющего, легко можно выявить наиболее эффективные методы руководства.

Принципы управления Фаойля:

- Разделение труда (Повышение количества и качества производства при затрате тех же условий. Это достигается за счет сокращения числа целей. Результатом является специализация функций и разделений власти.)

- Полномочия и ответственность (Делегирование полномочий каждому работающему, а там, где есть полномочия, возникает и ответственность.)

- Дисциплина (Дисциплина предполагает выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины.)

-. Единство распорядительства (Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником)

- Единство руководства и направления действий (Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану)

- Подчинение частных, личных интересов общим (Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.)

- Вознаграждение (Получение работниками справедливого вознаграждения на работу.)

- Централизация (Правильное соотношение между централизацией и децентрализацией с целью достижения лучших результатов)

- Иерархия или скалярная цепь (Иерархия, или скалярная цепь, — это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка — сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации. ("цепь начальников"))

- Порядок (Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.)

- Справедливость (Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи)

- Стабильность персонала (Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.)

- Инициатива (Инициатива — это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.)

- Корпоративный дух (Гармония, единение персонала — большая сила в организации.)

4. Школа человеческих отношений сосредоточила свое внимание на человеке: на том, как он взаимодействуете другими, как реагирует на разного рода ситуации, желая удовлетворить свои потребности. Школа «человеческих отношений» стремилась построить модели поведения людей, чем она отличается от классической, которая занималась моделями организации.

Это научное направление в теории управления и возникло после того, как обнаружилось, что регламентация труда и высокая заработная плата не обязательно приводят к повышению производительности труда, как полагали представители школы научного управления.

Представители -Элтон Мэйо (1880-1949), основатель школы «человеческих отношений», М.Фоллет, А.Маслоу.

5. Особенность школы количественного (экономико-математического) подходазаключается в том, что она основывалась на широком применении в менеджменте математических методов, кибернетики, автоматической обработки информации. В количественном подходе выделяют исследования моделей (форм отражения реальности) и операций/ После создания модели переменным величинам задаются количественные значения.

6. Школа поведенческих наук сосредоточивала свое внимание главным образом на исследовании различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, коммуникации в организации, организационной структуры и т.д. Основы ее исследования составляют методы "Налаживания межличностных отношений, повышение эффективности за счет человеческих ресурсов, оптимального решения управленческих проблем.

7. Новая управленческая парадигмасформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестают «работать» в условиях предпринимательс­ких структур.

Отличительные черты:

1. Предприятие - это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды

2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей

3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится задачей второго плана

4. Главный источник прибавочной стоимости - люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала

5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства

8. В России наибольшее развитие управленческая наука получила в 1920-1930 годы. В этот период были созданы теоретические концепции и практические методы, сопоставимые с лучшими зарубежными образцами. Именно это непродолжительное время дало серьезные учения по росту эффективности управления. В эти годы достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническая и социальная.

В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

9. Суть процессного подхода заключается в том, что каждый сотрудник обеспечивает жизнедеятельность конкретных бизнес-процессов, непосредственно участвуя в них. Обязанности, область ответственности, критерии успешной деятельности для каждого сотрудника сформулированы и имеют смысл лишь в контексте конкретной задачи или процесса.

10.Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.

Системный подход — комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа, т. е. уточнение сложной проблемы и её структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Системный подход позволяет устранить главный недостаток подходов различных школ управления, который заключается в том, что они сосредоточивают внимание на каком-то одном важном элементе. Системный подход означает анализ не в отдельности, а в системе, т.е. определенной связи элементов этой системы.

В рамках этой системы(организации) протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее отдельных составляющих.

Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур, и правил.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

В настоящее время в составе организации как системы управления выделяют следующие подсистемы:

структура управления;

техника управления;

функции управления;

методология управления.

 

Организация как открытая система – системная модель организации, в которой ее функционирование, свойства, структура, особенности жизнедеятельности и логика развития зависят от состояния и динамики внешней среды. Организация как открытая система – это организация, активно взаимодействующая с внешней средой; причем это взаимодействие носит нестабильный, изменчивый, реформируемый характер.

Ситуационный подход и процесс управления.

Ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что концепция традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы.

Ситуационное мышление – это вытормаживание (либо оскуднение) сферы абстрактного мышления вследствие необходимости быстро действовать.

Ситуационные переменные. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зависит от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости прибегать к догадкам или методу “проб и ошибок” для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. И хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован, недавние исследования указывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть вычленены. Установление этих основных переменных, особенно, в области лидерства и поведения организационных структур, а также количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного похода в управление.

Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения организации. Для практических целей можно рассматривать, однако, только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на ее успех.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: