ГЛАВА 1. Натурально-вещественные
И стоимостные результаты производства
Понятие продукции
Результатом производственной деятельности коммерческой организации является ее продукция, которая может быть представлена в виде продукта или услуги.
Продукт – результат деятельности организации имеющий вещную форму и получаемый из исходных компонентов технологическим способом, в результате производства исходные свойства и качества меняются, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую стоимость. Также в процессе производства продукта происходит возрастание его стоимости.
Услуга – результат деятельности организации, в процессе производства которого, как правило, не меняется натурально-вещественная форма исходных компонентов, а происходит только возрастание его стоимости.
Продукция может быть измерена как в натурально-вещественной форме, так и стоимостной форме. Продукт, учитывая его вещную форму, может быть измерен как в натуральных (физических) показателях, так и в денежной форме, услуга только в стоимостной форме.
Использование натурально-вещественных показателей в измерении объема позволяет получить однозначное и конкретное представление о результатах деятельности, но измеренная в физических единицах продукция различных видов не может быть сопоставлена друг с другом, нельзя в натуральных показателях определить совокупный объем деятельности организации в целом. Поэтому натуральные показатели измерения широко используются при производстве однородной продукции или продукции, обладающей близкими характеристиками, позволяющими применять условно-натуральные показатели.
|
Основой учета и измерения продукции являются стоимостные показатели, позволяющие сравнивать и сопоставлять продукцию различных видов, а также определять сводные данные на любом уровне обобщения. При исчислении стоимостных показателей необходима информация о физическом объеме и цене (себестоимости) единицы продукции.
Виды цен, используемых в экономических расчетах
Цена – денежное выражение стоимости товара. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции. В экономических расчетах организации используют различные виды цен.
В зависимости от степени регулируемости цены могут быть свободными (договорными) и регулируемыми.
Значительная часть цен является свободными, складывающимися на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния. Устанавливаются эти цены на основе прямого соглашения (договора) между продавцом и покупателем.
Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство в лице органа уполномоченного контролировать ценообразование может устанавливать жестко фиксированный уровень цены на продукцию.
В зависимости от состава участников товародвижения различают оптовые цены производителя, цены оптовой торговли и розничные цены.
Оптовая цена производителя – цена изготовителя продукции, по которой он продает произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и получая прибыль. Действующая практика налогообложения требует при реализации продукции выделения кроме цены производителя налога на добавленную стоимость, акциза и других платежей, имеющих характер косвенных налогов.
|
Оптовая цена торговли – цена, по которой покупатель приобретает продукцию у сбытовой (оптовой) компании. В состав этой цены включается оптовая цена производителя, издержки оптовой организации, ее прибыль, а также косвенные налоги. Издержки и прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации составляют величину оптово-сбытовой наценки.
Розничные цены – цены, по которым продукция реализуется в розничной сети конечному потребителю. Включает в себя оптовые цены производителя или оптовой торговли, торговую наценку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли, а также косвенные налоги
Традиционно сложившиеся особенности учета транспортных издержек и рисков, возникающих в процессе товародвижения, предполагают в составе цены различать цены в зависимости от вида франко или базисных условий поставки. Базисные условия поставки определяются местом сдачи товара продавцом и перехода ответственности за него к другой организации – покупателю или транспортной организации.
При разработке бизнес-планов и других документов прогнозного характера, организации вынуждены использовать цены, сложившиеся на момент разработки соответствующих документов, скорректировав их на предполагаемый уровень инфляции и других ценообразующих факторов. Такие цены называются плановыми.
При оценке динамики изменения объемов продукции в стоимостной форме, необходимо учитывать влияние обоих факторов, формирующих стоимость продукции – изменения физического объема и изменения цен в двух сравниваемых периодах. Такая задача может быть решена с использованием сопоставимых цен, которые переоценивают продукцию, произведенную либо в базисном, либо отчетном периоде. Использование таких цен позволяет привести продукцию, произведенную в разные периоды к сопоставимому виду и рассчитать индексы изменения физического объема продукции и индекс изменения цены (дефлятор).
В экономических расчетах стоимостная оценка продукции, произведенной организацией за определенный период, определяется без косвенных налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов), присутствующих при формировании цены.