Gafiatulina N.K.
Candidate of sociological science, associate professor of regional sociology and modeling of social processes department of Institute of Sociology and Regional Studies Southern Federal University
Barkalov V.V.
undergraduate students Southern Federal University
Клиповое мышление как первопричина возникновения кибер-зависимости у молодежи
Clip thinking as the root causes of cyber addiction among young people
Аннотация. Описана одна из первопричин возникновения зависимостей у подростков. Даны методические указания для построения занятий с учетом профилактики возникновения кибер-зависимости у подростков.
Ключевые слова: молодежь, подростки кибер-зависимость, мышление, клиповое мышление, депривация.
Abstract. Described one of the root causes of dependency in adolescents. Given the methodological guidelines for preparing lessons taking into account the prevention of cyber-addiction in adolescents.
Key words: youth, teens Kiberzavisimost thinking, klipovoy thinking deprivation.
Проблема кибер-зависимости приобрела особую актуальность в XXI веке, веке информационных технологий и повсеместной компьютеризации. Большинство современных ученых видят ее первопричиной исключительно желание подростка уйти от реальности, которая по многим параметрам не соответствует его ожиданиям. Однако мы попробуем подойти к этому вопросу с другой стороны, а именно, выделить первопричиной возникновения данной зависимости не когнитивный диссонанс, вызванный разительным несоответствием представлений о светлом радостном будущем и реальностью жизни, а изменившийся за последние три десятилетия способ мышления.
Увеличение роли знаний, информации и информационных технологий привели к тому, что современное общество существует на новом этапе развития — информационном. Информационные технологии широко применяются в быту, производстве, учреждениях, системе образования в целом. Созданное глобальное пространство, обеспечивает эффективное взаимодействие людей, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах, а также в доступе к мировым ресурсам. Глобальная информатизация приводит к изменению в ментальном плане. Под воздействием телевидения, компьютерных игр, Интернета и даже современной литературы у молодого поколения формируется особый тип мышления — «клиповое»[4].
|
Сейчас принято считать, что это основной способ мышления у подростков. Сам термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы. При таком мышлении человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий. А.Б. Фельдман считает клиповое мышление приобретенным видом мышления, при котором человек оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу [5].
Ошибочно полагать, что клиповое мышление – нечто принципиально новое. Подобный образ мышления это самый простой способ познания мира, благодаря чему подавляющее большинство детей дошкольного возраста мыслили и мыслят именно так. Однако в последние годы цепочка, переводящая подобный образ мышления в когнитивный, основа которого – построение логических конструкций и причинно-следственных связей, была практически полностью разрушена.
|
Опыт и наблюдения показывают, что попаданию человека в интернет-зависимость часто сопутствует явление депривации. Под депривацией понимается процесс лишения индивида основных жизненных потребностей или недостаточное их удовлетворение. В социологической энциклопедии под ней понимают состояние, при котором люди испытывают недостаток того, в чем они нуждаются. Таким образом, депривация представлена как лишение человека чего-либо, возникающее в ситуациях, когда затрудняется удовлетворение некоторых его потребностей в достаточной мере или в течение длительного времени [3].
Для человека с «клиповым» мышлением нахождение в интенсивном информационном потоке становится не только повседневной реальностью, но и образом жизни. Полнота этой жизни напрямую зависит от частоты мелькания новых картинок на экране компьютера, телефона, планшета, то есть, от объема новой легкодоступной информации. Как показывают исследования, такие люди ценят не качество, а именно количество потребляемого контента. Бездумная погоня за «частотой смены картинок» порождает у подростков кибер-зависимость. Молодежь просто не может находиться в информационной изоляции, без часто сменяемых образов. Отсутствие новой информации вызывает явление депривации.
Потребность в потоке легко воспринимаемой информации лучше всего реализуют online игры, социальные сети и интернет серфинг. Это и есть «три кита», на которых стоит кибер-зависимость.
Теперь, когда мы установили причину зависимости, рассмотрим методы ее профилактики. Эта проблема стоит очень остро. Отсутствие причинно-следственных связей в образе мышления и есть причина, по которой люди так легко потокают своим зависимостям. Можно с уверенностью утверждать, что частично поборов или видоизменив клиповый образ мышления, научив думать подростков последовательно, мы многократно снизим риск возникновения подобных зависимостей у молодежи в будущем. Конечным итогом профилактической работы должен стать именно измененный образ мышления. Это невероятно сложная задача, требующая огромных трудозатрат. Мы считаем, что начинать эту профилактику следует еще с дошкольного возраста и продолжать на протяжении всего школьного образования.
|
Для борьбы с клиповым мышлением специалисты советуют читать классиков. Их произведения тренируют умение анализировать. В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляют, при чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно. Некоторые преподаватели заставляют своих студентов читать современных философов — Лиотара, Бодрийяра, Барта, Фуко, Бахтина, Лосева. Считается, что через философские труды можно научиться строить мыслительную цепочку операции синтеза – мышление от общего к частному. Правда, для неподготовленного обладателя клипового мышления читать художественную литературу, а тем более философов невероятно сложно. Наблюдаются потеря концентрации, интереса и, в конечном итоге, попытки избежать подобной практики.
Чтобы заинтересовать молодежь, нужно действовать более последовательно, приучая их мыслить логически с младших классов. Современные образовательные программы безнадежно устарели – никто не делает уроки дома, их можно с легкостью списать в интернете, тем самым выдав чужие логические результаты за свои. Активное обращение к сжатой интернет-информации приводит к деформации когнитивной сферы, формированию фрагментарного знания и усилению клипового мышления [2]. Домашние задания дают обратный эффект, не формируя когнитивного, а лишь усиливая клиповый образ мышления. Необходимо придавать несоразмерно большее внимание активной мозговой деятельности учеников в классе, нежели это принято сейчас, когда большинство уроков проходит следующим образом: преподаватель сообщает некую информацию, которую ученик должен усвоить и законспектировать.
Учебные планы строятся так, что учащийся обязан за одно занятие понять и принять результат, вывод которого зачастую требовал не одного десятилетия. О какой причинно-следственной связи здесь может идти речь? Для незаинтересованного молодого человека, информация, поданная в таком виде, скорее всего, будет набором разрозненных положений, он не способен понять причины и следствия явлений. Это связано с тем, что молодой индивид не видит связей между причинами и следствиями явлений, а связей он не видит в силу того, что сам формат подачи информации не дает шансов образоваться им самопроизвольно, то есть у него недостаточно опыта для их образования [1]. Построение подобных связей было довольно сложным занятием для предшествующих поколений, привыкших мыслить логически, и решительно невозможное для последующих, чей образ мышления не позволит воспринимать последовательное длительное изложение. Именно медленная последовательная работа с учениками в классе, под чутким руководством преподавателя призвана помочь учащимся мыслить логически, а то, в каком направлении будет двигаться научная деятельность, какие результаты будут получены по завершению занятия – в этом и должны заключаться методические указания при подготовке курсов учебных дисциплин.
Литература
1. Бруксин В.Г//: Клиповое мышление [электронный ресурс] URL: https://virtualmind.ru/2011/12/01/chunk-mentality/
2. Карпова Д.А.//: коммуникация: новые вызовы для молодежи журнал Вестник МГИМО университета Выпуск № 5 (32) / 2013 [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kommunikatsiya-novye-vyzovy-dlya-molodezhi
3. Марьина О.В. //: Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. Челябинск 2011. – С. 17-20. [электронный ресурс] URL: https://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/923/
4. Семеновских Т. В.//: Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 5 (24)/2014: [электронный ресурс] URL: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf
5. Фельдман А.Б. Клиповое мышление [электронный ресурс] URL: https://ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm
Literature
1. Bryksin V. G//: Clip thinking [electronic resource] URL: https://virtualmind.ru/2011/12/01/chunk-mentality/
2. Karpov D. A.: communication: new challenges for young people the journal Vestnik MGIMO-University Issue No. 5 (32) / 2013 [electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kommunikatsiya-novye-vyzovy-dlya-molodezhi
3. Maryina O. V. //: Pedagogy: traditions and innovations: materials of the Intern. scientific. Conf. Chelyabinsk 2011. – S. 17-20. [electronic resource] URL: https://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/923/
4. Semenov, T. V.//: the Phenomenon of "clip thinking" in University educational environment. Internet-journal "science of SCIENCE" Issue 5 (24)/2014: [electronic resource]URL: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf
5. Feldman A. B. Clip thinking [electronic resource] URL: https://ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm