Сборку тормозной системы начинаем со сборки стояночного тормоза. Собрать щиток с кронштейном тормоза, соединив их вручную и закрепив болтами. Запрессовать в гнездо манжету с помощью оправки и молотка, вставить разжимной кулак, надеть регулировочный рычаг с тягой и вилкой и закрепить их. Щиток с кронштейном установить с прокладкой на картер раздаточной коробки ЗИЛ-130 и закрепить их болтами. 3акрепить ось четырех тормозных колодок. Надеть на тормозные колодки обе стяжные пружины и установить колодки на ось.
Установить с дистанционными втулками два болта с простыми шайбами в эллипсные отверстия колодок и закрепить их. Установить фланец с тормозным барабаном на шлицы вторичного вала, надеть плоскую шайбу и, навернуть гайку, закрепить ее угловым торцовым ключом, момент затяжки 300 Нм 130 кгc·м), раскернить гайку тупым зубилом и молотком, вдавив тонкий край гайки в паз вала.
Установить на верхний кронштейн второй поперечины рамы, подсобранный рычаг привода тормоза и закрепить болтами кронштейн и ось рычага. На автомобилях 3ИЛ-130 рычаг привода тормоза установить на картер коробки передач. Соединить тягу регулировочного рычага с рычагом привода тормоза, вставив и зашплинтовав палец.
После сборки выполняем регулировку привода стояночного тормоза.
Стояночный тормоз автомобиля ЗИЛ-130 регулируют тягой
и регулировочным рычагом. Регулировка проводится в следующем порядке:
− отсоединить резьбовую вилку тяги привода от рычага;
− отвести рычаг в переднее крайнее положение до упора;
− изменяя длину тяги резьбовой вилки, добиться такого положения, чтобы после присоединения тяги к рычагу полное затормаживание происходило при перемещении стопорной защелки на два шесть зубьев, а при возвращении рычага в переднее положение барабан свободно вращался, не задевая за колодки тормоза.
Если укороченная до предела тяга не обеспечивает затормаживания при перемещении стопорной защелки на шесть зубьев сектора, необходимо перевести палец, к которому присоединен нижний конец штанги, в следующее отверстие регулировочного рычага тормоза, надежно затянуть и зашплинтовать гайку.
После этого провести регулировку стояночного тормоза в последовательности, указанной выше.
Привод стояночного тормоза сблокирован с секцией комбинированного тормозного крана, управляющего приводом тормоза прицепа. Регулировку ручного привода комбинированного тормозного крана для прицепа осуществляют путем вращения резьбовой вилки тяги.
Порядок регулировки привода стояночного тормоза автомобиля ЗИЛ-130.
Отрегулировав тормоз, надо присоединить шарнир карданного вала к фланцу вторичного вала коробки передач автомобиля 3ИЛ-130 и закрепить его болтами.
Сборку рабочих тормозов необходимо проводить в последовательности, обратной разборке. При сборке опорные поверхности втулок и осей смазать тонким слоем смазки.
После сборки стояночного и рабочего тормозов выполняем регулировку рабочего тормоза.
Регулировка рабочего тормоза может быть полная или частичная. Как перед полной, так и перед частичной регулировкой необходимо проверить правильность затяжки подшипников ступиц колёс. При регулировке тормоза должны быть холодными.
Полную регулировку надо проводить только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей тормозных
колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок.
1. Разборка тормозных механизмов
2. Ремонт тормозных колодок
3. Ремонт тормозного барабана
4. Сборка и регулировка тормозов с гидравлическим приводом автомобиля ГАЗ-51
5. Эксплуатационная регулировка тормозов
6. Сборка и регулировка тормозов с пневматическим приводом
7. Регулировка тормозов автомобиля ЗИС-150
Характер дефектов, возникающих в тормозном приводе, зависит от типа привода.
Дефектами гидравлического привода являются:
1. неправильный свободный ход тормозной педали;
2. отсутствие жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра или попадание в систему воздуха (педаль пружинит и имеет неровный ход);
3. разбухание манжеты поршня главного тормозного цилиндра, загрязнение компенсационного отверстия цилиндра или чрезмерный уровень жидкости в нем (притормаживание при отпущенной педали);
4. заедание клапанов в главном тормозном цилиндре;
5. заедание поршней и разрушение резиновых манжет колесных цилиндров.
Свободный ход тормозной педали должен составлять 8—14 мм. Для его регулировки нужно отпустить контргайку 2 штока и, поворачивая шток 4 ключом за шестигранную головку 3 в ту или другую сторону, установить нормальный свободный ход педали. После регулировки следует затянуть контргайку.
Уровень жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра должен быть на 15—20 мм ниже плоскости наливного отверстия. Разбухшие и разрушенные резиновые манжеты заменяют новыми, а клапаны и поршень тщательно промывают в спирте и насухо протирают.
Для удаления воздуха, попавшего в систему, ее прокачивают.
При прокачивании тормозной системы необходимо:
1. отвернуть пробку резервуара главного тормозного цилиндра и заполнить его тормозной жидкостью до нормального уровня;
2. на всех колесных цилиндрах вывернуть пробки клапанов выпуска воздуха;
3. вместо пробки правого заднего колеса ввернуть штуцер с резиновым шлангом длиной 350—400 мм и опустить свободный конец шланга в стеклянный сосуд с тормозной жидкостью;
4. отвернуть клапан выпуска воздуха на 1/2 — 3/4 оборота, быстро нажимать на тормозную педаль и медленно ее отпускать; прокачку продолжать до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха из шланга;
5. задержать педаль в нажатом положении, плотно завернуть клапан выпуска воздуха, отвернуть штуцер шланга и завернуть пробку;
6. прокачать также переднее правое колесо, затем переднее левое и заднее левое; при прокачке проверять уровень тормозной жидкости и добавлять ее в резервуар главного тормозного цилиндра.
В пневматическом тормозном приводе встречаются следующие дефекты:
1. неисправность компрессора;
2. неправильный свободный ход тормозной педали;
3. прорыв диафрагмы, износ или заедание клапанов тормозного крана;
4. пропуск воздуха в соединениях;
5. загрязнение фильтра и скопление конденсата в отстойнике фильтра и баллоне;
6. неплотность в соединении частей тормозных камер и прорыв диафрагм.
Ремонт деталей шатунно-кривошипного механизма компрессора соответствует ремонту аналогичных деталей двигателя.
При регулировке свободного хода тормозной педали производят следующие операции:
1. Отъединяют тягу тормозной педали от рычага тормозного крана и ослабляют контргайку регулировочной вилки.
2. Регулируют при помощи вилки длину тяги так, чтобы при отпущенной педали рычаг тормозного крана был прижат к крышке тормозного крана. В этом положении между верхним (коротким) плечом рычага и плунжером должен быть зазор, соответствующий свободному ходу нижнего (длинного) плеча рычага 1,5—2,5 мм. Этот зазор обеспечивает полное оттормаживание колес.
Лопнувшая диафрагма, изношенные клапаны тормозного крана и порванные диафрагмы тормозных камер заменяют новыми.
Основными дефектами тормозных механизмов, независимо от их типа и привода к ним, являются:
§ замасливание или износ накладок тормозных колодок;
§ износ тормозных барабанов;
§ износ разжимного кулака (при механическом и пневматическом приводах);
§ ослабление или поломка стяжных пружин колодок.
Ремонт тормозного барабана
При работе внутренняя поверхность тормозного барабана изнашивается и на ней появляются задиры и риски. Изношенную поверхность ремонтируют растачиванием тормозного барабана на токарном станке. При небольшом износе внутренней поверхности ее можно металлизировать цинковой проволокой. При большом износе или после растачивания в тормозной барабан запрессовывают чугунное или стальное кольцо, которое с торцов приваривают или закрепляют стопорными винтами с потайной головкой.
Сборка и регулировка тормозов с гидравлическим приводом автомобиля ГАЗ-51
Для сборки тормозного механизма автомобиля ГАЗ-51 необходимо выполнить следующие операции:
1. вставить в защитный тормозной диск два регулировочных эксцентрика, надеть на них с наружной стороны пружины и завернуть гайки;
2. собрать колесный тормозной цилиндр, установив в него пружину, две манжеты, два поршня, надеть уплотняющие чехлы и установить упорные штифты колодок;
3. привернуть колесный тормозной цилиндр в сборе к защитному диску;
4. установить колодки, закрепить их скобами и вставить опорные пальцы с эксцентриковыми втулками и стяжной пластиной; с обратной стороны на пальцы навернуть контргайки с пружинными шайбами;
5. надеть стяжную пружину 6 колодок;
6. прикрепить защитный тормозной диск 7 к фланцу поворотной цапфы (переднее колесо) или к фланцу кожуха полуоси (заднее колесо) и установить тормозной барабан;
7. завернуть в колесный цилиндр со стороны защитного диска клапан выпуска воздуха с пробкой и присоединить штуцер шланга гидравлического привода.
Для сборки главного тормозного цилиндра необходимо:
1. установить в цилиндр последовательно выпускной 13 и обратный 14 клапаны в сборе с пружиной 15 выпускного клапана, пружину 16 обратного клапана с опорной шайбой, переднюю резиновую манжету 18 и поршень 21 со звездообразной пластиной 19 и, резиновым уплотнительным кольцом 22 у опорную шайбу 23 поршня и стопорное пружинное кольцо 24;
2. вставить проволоку диаметром 5—6 мм в компенсационное отверстие 12 и убедиться, что оно свободно и не перекрывается передней манжетой;
3. установить прокладку 4 и привернуть крышку 10 резервуара;
4. укрепить на шайбе цилиндра защитный резиновый кожух 1 стяжным кольцом, вставить шток 2 и закрепить на нем второй конец защитного кожуха;
5. прикрепить цилиндр к раме, соединить шток цилиндра с тормозной педалью и привернуть штуцеры гидравлического привода;
6. заполнить систему тормозной жидкостью; для этого залить в резервуар цилиндра жидкость и прокачать последовательно все тормоза колес, как это было указано выше, с целью удаления воздуха из системы.
Эксплуатационная регулировка тормозов
При эксплуатационной регулировке тормозов необходимо:
1. поднять домкратом переднее колесо и, вращая его вперед, повертывать передний эксцентрик (также вперед) до начала торможения, а затем эксцентрик повернуть в обратную сторону до свободного вращения колеса;
2. отрегулировать заднюю колодку поворотом второго эксцентрика назад, вращая при этом колесо также назад;
3. отрегулировать в такой же последовательности колодкой остальных колес;
4. опробовать действие тормозов на ходу (полное торможение должно наступать при нажатии на педаль на 1/2 ее хода).
Сборка и регулировка тормозов с пневматическим приводом
При сборке тормозного механизма выполняют следующие операции:
1. Устанавливают в защитный диск вал с разжимным кулаком.
2. Устанавливают тормозные колодки, вставляют два опорных пальца колодок с эксцентричными шейками. На головки пальцев надевают пластину и вставляют замочные скобы. С обратной стороны на пальцы надевают пружинные шайбы и завертывают гайки. При этом опорные пальцы устанавливают так, чтобы метки на их торцах были направлены одна к другой.
3. Надевают стяжную пружину колодок.
4. Устанавливают тормозной барабан.
5. Вставляют червячную шестерню в тормозной рычаг, ввертывают червяк и закрепляют его футоркой. Вставляют стопор червяка, его пружину и завертывают пробку. Привертывают на три болта крышки тормозного рычага, устанавливают его на шлицы вала разжимного кулака, ставят опорную шайбу и устанавливают в отверстие вала шплинт.
6. Собирают тормозную камеру. Для этого в корпус тормозной камеры устанавливают шток с двумя пружинами и опорной шайбой, диафрагму и привертывают к корпусу крышки. На конце штока завинчивают гайку и вилку. После сборки испытывают камеру на герметичность под давлением 8—9 ат, причем места соединения покрывают мыльной водой. Неплотность сказывается в появлении мыльных пузырей.
7. Устанавливают камеру на место и соединяют ее вилку с тормозным рычагом при помощи пальца и шплинта. У передних тормозов вилки штоков соединяют с нижними отверстиями рычагов, а у задних с верхними.
8. Укрепляют на раме кран управления в сборе и соединяют его рычаг с тягой педали тормоза.
9. Присоединяют шланги к тормозным камерам, к крану управления и к баллону.