Тема: Составление рассказа по картине С. Григорьева «Вратарь» (упр. 209)




Дата: 17.12.19 класс: 7г

Цель: формировать умение создавать рассказ по картине.

Ход урока:

Этапы урока содержание деятельности деятельность кадет
Актуализация опорных знаний Практическое задание (предложения из газеты «Спорт-экспресс») Объяснить орфограммы и пунктограммы. Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками. Почувствовав опасность, к своим воротам подтянулись игроки нашей команды. Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти на линии ворот. Обыграв три команды, бразильцы вышли в четвертьфинал. Комментаторы уделяли повышенное внимание футболисту, забившему последний гол в ворота соперника. Вр..тарь стоял в в..ротах внимательно глядя на фу..болистов рванувш..хся в атаку. Письменная работа в тетрадях Работа у доски
Целеполагание По записанным предложением вы уже поняли, что главная тема урока – спортивная. Ваша задача – создать материал на спортивную тему. слушают
Работа по теме урока Сергей Александрович Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника. Широкую известность художник приобрел как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие его работы посвящены детям, наиболее известные – «Обсуждение двойки», «Рыбачок», «Первые слова». Заслуженную славу принесла художнику картина «Вратарь». С.А. Григорьев – лауреат Государственной премии.   Беседа по картине: Что изображено на картине? Когда происходит действие? Как вы это определили? (Изображенное на картине происходит в середине прошлого века: об этом говорит одежда героев, их школьные ранцы, обозначающие границы ворот. На картине запечатлен сентябрьский день: ребята пришли на пустырь после школы; на кустах желтые листья, но, судя по одежде, еще не холодно). Краски неяркие, на земле лежат опавшие листья. Небо серое, может быть, накрапывает дождь, но увлечённые игрой болельщики этого не замечают. Вдали туманная дымка.   Портфель, может быть, куртка, пионерский галстук. Ребята пришли играть, как только закончились занятия. Два портфеля обозначают границы ворот. Где происходит футбольное состязание? По каким признакам можно судить о том, какой момент изображен на картине? Мы словно стоим рядом со спортивной площадкой. На переднем плане – мальчик-вратарь. За ним – мальчик в красной одежде. Его задача – приносить мяч, если он улетит за пределы поля. На заднем плане – зрители: здесь и мальчик с маленьким братом или сестрой на коленях, и девочка-школьница, и взрослый мужчина. Все они сосредоточенно следят за игрой. Их внимание обращено на ту часть поля, которую мы не видим. Наверное, так художник хотел заинтересовать нас. За спинами болельщиков виднеются очертания высоких домов. Видимо, ребята играют на пустыре на окраине города. Азарт, нам хочется узнать исход игры. Кто является главным действующим лицом картины? Центральная фигура – мальчик-вратарь Рассмотрим его Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду. Как он одет? Какое у него лицо? - Волнуется ли он? Сосредоточенное лицо, внимательный взгляд. Нет, он спокоен, уверен в себе, хотя и напряжён. Мы видим, что этот матч для него очень важен. Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: на нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик.) — Как вы думаете, что происходит на второй половине поля? Возможно, возникла опасная для команды мальчика-вратаря ситуация. Может быть, бьют штрафной или пенальти. Но мы уже отметили, что вратарь довольно спокоен; скорее всего, идёт борьба за мяч, а он следит за игрой.   Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря. - За вратарем в невозмутимой позе стоит, заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают).   Опишите зрителей. Как художник показал заинтересованность зрителей игрой в футбол? Взгляды всех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди сам ринется в бой. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки – с куклой, в красной шапочке, в капюшоне, - более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры.   - Малышка, укутанная в теплый платок и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка. «Взволнованно, вытянув шейку, смотрит на игру пионер в зеленом костюмчике». «Очень оживленно реагирует на игру малыш в сером капюшоне». «Более чинно наблюдают за событиями на поле девочка с куклой и стоящая позади нее школьница с красным бантом». «Пригнувшись, чтобы ей была лучше видна игра, упершись руками в колени, смотрит девчушка в красном капюшончике»; о взрослом: «Полон азарта молодой парень, истый любитель футбола, который совершенно искренне, явно забыв о том, что перед ним детская команда, увлечен игрой. Он сидит рядом с ребячьей «мелюзгой» так, как сидят только на стадионе – готовый вот-вот вскочить. Шляпа его сдвинута на затылок, ворот вышитой рубахи распахнут, пиджак расстегнут. Увлеченный игрой, он присел на минутку и забыл обо всем на свете, целиком отдавшись переживанию игр.; Притихшие зрители; сосредоточенно всматриваются; внимательный взгляд; напряжённо следят за игрой; увлечённые игрой болельщики; застыли в ожидании.   Кто особенно увлечен происходящим? Опишите их. Кто равнодушно относится к происходящему на поле? Почему? Почему картина названа «Вратарь»? Что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль? Вратарь - главное действующее лицо картины. Художник показал храброго, увлеченного вратаря, который вызывает наши симпатии). Футбол интересен всем. Футбол – увлекательная игра. Бесстрашный вратарь.   В отличие от писателя, художник изображает на картине какой-то один определенный момент. Интересно, что С.А. Григорьев не изобразил на своей картине самого футбольного матча: по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы догадываемся, что на поле сейчас острый момент игры.   Обратим внимание на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей, сумок и шапок, перевязанная коленка и кожаные перчатки вратаря и т.д.), выясним их роль в раскрытии замысла художника. Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события? - Теплые цвета и оттенки желтый, светло - коричневый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые, доски, на которых сидят болельщики, светло - желтые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоит позади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, бант у школьницы, галстуки. Эти цвета и оттенки помогают передать напряженность изображенного действия, радуют наш глаз, способствуют бодрому, хорошему настроению.   Составление плана 1. Художник и его картина. 2. Описание картины. 1) Место и время дейтсвия. В погожий осенний день на пустыре. Время суток, изображенное на картине. Место действия картины Художник изобразил пасмурный осенний день. Теплые цвета и оттенки желтый, светло - коричневый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые, доски, на которых сидят болельщики, светло - желтые 2) Бесстрашный вратарь и его помощник Изображение вратаря: поза, фигура, выражение лица, одежда. Маленький мальчик, стоящий позади вратаря. 3) Увлеченные болельщики и зрители. Заинтересованность болельщиков и зрителей. 4) Панорама города на заднем плане картины. 5) Мягкий колорит картины Теплый колорит картины, подчеркивающий жизнерадостный характер изображенного. 3. Общее впечатление от картины и ее героев.   Составление устного рассказа по картине. Словарная работа. футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек.Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено, пиджак позади нее кожаные перчатки бутсы капюшончик импровизированное футбольное поле реагирует девчушка свитер слегка увлечен   Запишите слова в рамках. Используйте их в своем сочинении. Опорные фразы – упр. 207, 208 Работа по развитию речи: Подберите синонимы к глаголу «смотреть» Видеть, следить за…, Наблюдать, реагирует на игру, Рассматривать, увлечен игрой… Всматриваться, отдался переживанию… Словарно-стилистическая работа. 1. Подберите соответствующие деепричастные обороты.   1) Мальчик шел на ворота….2) Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить.3) Он мощно разгонялся и … наносил удар с ходу.4)... резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить Для справки: Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом; не теряя мяча; притормаживая и меняя направление; не меняя ритма шагов, не семеня.   Примерное сочинение. Многие картины принадлежат кисти украинского художника С. А. Григорьева. Он написал такие картины: «Юные натуралисты», «Пионерский галстук», «Прием в комсомол» и другие. На одной из его картин мы остановимся. Эта картина называется «Вратарь». Стоит золотая осень. Опавшие листья приятно шелестят под ногами. Кое-где пучки завядшей травы пробиваются сквозь желтый ковер листьев. И вот на фоне этой природы изображена группа ребят, пришедших сюда после уроков играть в футбол. На переднем плане изображен вратарь. Он стоит в непринужденной позе, упершись руками в колени. Вся его поза говорит о том, что он весь сосредоточен и готов броситься на мяч. Он одет в весьма не обычную форму: свитер, перчатки, вероятно, выпрошенные у отца на этот случай; калоши, подвязанные веревочкой; на правом колене повязка. За вратарем, чуть выпятив живот, стоит «загольный» в красном спортивном костюме. Он ждет только случая, чтобы броситься на мяч, если он выкатится за линию ворот. На краю площадки, на штабеле досок, сидят «болельщики». Особенно интересен один мальчик. Он весь отдался переживанию и, вытянув шейку, старается не упустить ни одной подробности. За ним стоит девочка-школьница с красным бантом. Она тоже с интересом следит за игрой, хотя и не подает виду. Другие девочки ведут себя чинно. Они спокойно наблюдают за игрой. Рядом с ними сидит малыш в капюшоне, он озабоченно смотрит на ребят: что это они так толкаются. Рядом с ребячьей «мелюзгой» примостился парень в зеленом костюме. Он, видно, заядлый болельщик: ворот его рубахи расстегнут, пиджак распахнут, в руках книги. Он, наверное, шел куда-нибудь, но его привлекла ребячья игра, и он позабыл обо всем на свете. Наш вратарь пропустил три мяча, а его противник два, и игра окончилась в их пользу. Усталые, голодные, но веселые возвращались они домой. Мне картина понравилась: в ней хорошо показана картинка из ребячьей жизни. Мне понравилась эта картина тем, что она «живая». Я чувствую эмоции, которыми переполнены ребята: и игроки, и зрители. Слушают Делают записи
Домашнее задание Написать сочинение по картине, используя причастия, деепричастия и наречия. Записывают задание

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: