Счастье - это жизнь, какая она есть




В 17 лет по японскому исчислению, то есть когда мне было 16, я убежал из дома. Я хотел стать монахом, но не знал где. Один священник школы Син (В центре Син-буддизма стоит вера в Амитабха-Будду. Этот Будда освободит любого, кто от всего сердца произносит его имя. То есть в отличие от Дзэн-буддизма освобождение исходит от другой стороны, и собственная религиозная практика не стоит на первом плане) посоветовал мне пойти в Эйхэйдзи (Один из двух главных храмов школы Сото Дзэн-буддизма в Японии. Он был основан Догэном Дзэндзи в 1243 году. Эйхэйдзи находится в префектуре Фукуй, неподалёку от северо-западного побережья Японии. Горный массив, который проходит по центральной Японии, отделяет Эйхэйдзи от префектуры Миэ, где Саваки роси провёл своё детство и юность). В то время я не знал ни кто основал Эйхэйдзи, ни к какой буддийской школе он принадлежал. Тот священник также дал мне 3 килограмма риса, который я жевал сырыми по дороге в Эйхэйдзи в течение 4 дней и ночей. Это путешествие не было лёгким. Спустя ровно 4 дня, ночью, я добрался до Эйхэйдзи. Монаху, открывшему мне дверь, я сказал: "Если вы не хотите принять меня в монахи, то можете оставить умирать от голода перед дверью". Монах ответил: "Вот ещё! Убирайся отсюда!". Но я слишком устал, чтобы пошевелиться: "Я такой голодный, что не могу даже стоять". Так это продолжалось в течение 2 дней, пока меня, наконец-то, не впустили и не дали немного рисового супа. Потом меня принял в монастырь в качестве помощника и ещё некоторое время спустя ординировали в нечто подобное монаху. Нельзя сказать, что до этого момента судьба была очень благосклонной ко мне. Но мне всё же кажется, что нет никого счастливее меня.

Что вообще означает счастье и несчастье? Что делает счастливого человека счастливым? Богатый не обязательно счастливый. Означает ли это, что бедный более счастлив? Конечно, нет. Интеллект тоже не делает счастливым. И глупость тоже. Я вырос сиротой, без денег и со слабым умом - все условия, чтобы стать в этом мире несчастливым. Никто не должен был бы быть более несчастлив, чем я, но мне кажется, что я живу самую счастливую жизнь на свете. Я очень благодарен за это.

Есть один человек, который путешествует, начиная с юго-запада Японии, через Кобэ и Осака в Нагоя, и читает интересные лекции. Тема его лекций - "Всё хорошо, как оно есть".

Всё хорошо, как оно есть. Ничто не должно быть каким-то определённым образом. Но это также означает и то, что мы довольны и своей индивидуальной жизнью, какая она есть. Иначе это просто пустые слова. Важно принять нашу судьбу, какая она есть, и найти в этом "всё есть, как оно есть" самое большое счастье.


Очки кармы

Недавно мне прислали книгу, в которой написано, что вселенная - это единое целое. Каждый из нас - единое целое со вселенной. Мы все являемся частью космического механизма. Нам, людям, важно не сопротивляться этому космическому механизму, а следовать ему. Мы не можем драться с неизбежностью. Действовать в качестве части космического механизма, не пытаясь совершить невозможное, также называется "думать на основе не-думанья" или "отпустить мысли" (Эти выражения используются Догэном Дзэндзи (1200-1253, первый японский патриарх Сото-Дзэн), например, в Фукандзадзэнги, где он говорит: "Сиди спокойно и сконцентрировано как великая гора и думай на основе не-думанья. Как думать на основе не-думанья? Отпусти мысли. Это искусство дзадзэн". В качестве примера такой умственной позиции часто используется небо, которое не бегает за облаками, но и не мешает им). Это дзадзэн: Практика простого сидения без какого-либо умысла. Дзадзэн - это не средство достижения просветления. Дзадзэн - это вообще не средство. Поэтому я всегда говорю: "Дзадзэн ничего не приносит!".

Дзадзэн ничего не приносит, но форма дзадзэн - это самая прекрасная поза, какую можно принять этим телом. Есть даже люди, которые говорят, что дьявол бежит со всех ног, когда он видит позу дзадзэн. Среди всех поз, которые может принять человек, поза дзадзэн самая возвышенная и исполненная достоинства. Почему она такая возвышенная? Потому что в ней манифестирует себя возвышенность самой вселенной. Космический механизм - возвышенный. Когда тело является единым целым с космическим механизмом, то не удивительно, что форма дзадзэн производит такое впечатление. Что могло бы быть лучше того факта, что мы, люди, можем практиковать дзадзэн?

Догэн Дзэндзи говорит о хорошем и плохом: "Хорошее и плохое - это время, но время не хорошее и не плохое". Но он также говорит: "Когда всё плохое не происходит само собой, то манифестируется сила практики. Эта сила меряется всей землёй, всем миром, всем временем, всей Дхармой". Несколькими предложениями Догэн Дзэндзи выражает всё. Как бережливо он обходится со своими словами, когда речь идёт о том, чтобы выразить то, что заполняет всю вселенную. То, что не заполняет всю вселенную, нельзя назвать пробуждением. Пробуждение должно быть таким большим, что оно заполняет всю землю, весь мир, всё время и всю Дхарму. Практика дзадзэн имеет такие размеры, поэтому это великолепная практика.

Где-то 4 или 5 лет назад я слышал, что в какой-то американской обсерватории наблюдали за галактиками, находящимися от нас на расстоянии 25 миллиардов световых лет. Такие астрономические числа могут показаться очень большими. Но какими бы большими или маленькими они ни были, они большие или маленькие только для человека, который их меряет. Величина зависит от человеческого восприятия. А в буддизме говорится: "Самое большое единое целое с самым маленьким, потому что нет сравнения. Самое маленькое единое целое с самым большим, потому что их ничего не разделяет". Это не результат измерений. Здесь речь идёт о безграничной, бесконечной вселенной, вне зависимости от какого-либо наблюдателя. В реальности нет ничего большого или маленького, а только один, всеохватывающий космический механизм. Это только люди различают между большим и маленьким по своим меркам и своими оценками превращают собственную жизнь в ад день за днём. В то время как мы жалуемся, что вещи для нас слишком большие или маленькие, на самом деле мы неотделимы от космического механизма, в котором нет ни маленького, ни большого. Поэтому важно, чтобы мы осознали нашу настоящую природу.

Мы должны достичь мудрости, которая видит вещи такими, какие они есть на самом деле. Истинный образ вещей - это космический механизм, в который включено всё во всей вселенной. Наша проблема заключается в том, что мы смотрим на мир через свои очки кармы. Наше восприятие обусловлено кармой, поэтому мы не видим истинного образа вещей. В буддизме это объясняют на примере воды, на которую можно смотреть с четырёх разных точек зрения. Когда мы смотрим на вещи, пусть это даже стакан воды, то делаем это через наши очки кармы. Голодный дух видит в нём гной, которым он хочет насладиться. Небесное существо видит драгоценный камень из лазурита. Человеку это кажется водой, а для рыбы это дворец. Таким образом мы смотрим на всё, как нам того хочется, с помощью очков нашего кармического, обусловленного восприятия. То, что мы там видим, не соответствует истинному образу вещей. Нашей целью должно быть смотреть на вещи не через хитроумные очки кармы, а видеть их такими, какие они есть. Пока мы носим эту удобную, полезную вещь на своём носу, то не видим настоящего образа реальности. Поэтому Догэн Дзэндзи говорит в Фукандзадзэнги (Первая работа Догэна, написанная в 1227 году. Она является дополнением руководства по дзадзэн из китайского монастырского сборника правил Дзэнэнсинги с некоторыми важными изменениями, внесёнными Догэном): "Освободись ото всех связей, оставь все дела. Не думай о "хорошо" и "плохо", не суди о "правильно" и "неправильно". Твои ум и сознание бегают по кругу - дай им успокоиться. Прекрати оценивать всё своими мыслями и мнениями. И не пытайся сделать из себя Будду" (Несколько предложений ранее Догэн также говорит: "Не ищи буквы, не путайся в словах, оставь, наконец-то, свои комментарии. Поверни свет и брось его на себя, научись делать один шаг назад... Если ты хочешь видеть вещи, какие они есть, то должен - здесь и сейчас - быть полностью самим собой, какой ты есть"). Он призывает нас не следовать своей кармической обусловленности. Забудь такие мысли как "Я хочу стать Буддой!". Или: "Я хочу то и это...". Не путайся с такими мыслями и просто сиди дзадзэн. Вот и весь секрет. Это истинный образ реальности. В практике дзадзэн манифестируется истинный образ реальности. Истинный образ неба и земли: Гора высокая, море широкое, трава зелёная, цветы цветут. Только люди неспособны видеть этот образ таким, какой он есть. Мы смотрим на всё через фильтр нашего кармического, обусловленного восприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: