Свобода и ответственность




МОРАЛЬ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Моральные нормыявляются результатом многовекового опыта человеческого общества, которое всегда стремилось к тому, чтобы каждый человек и общество в целом могли гармонично сосуществовать. Само слово «мораль» восходит к культуре ранней Античности и происходит от латинского «mores», что значит «нравы». Термин «нравственность», имеющийся в некоторых европейских языках и в русском, можно рассматривать как прямой перевод этого латинского слова, а потому синоним «морали». Нравы – это массовое, реально практикуемое людьми поведение (образ жизни определенной общности), оценивающееся с точки зрения добра и зла («добрые нравы» и «преступные нравы»). Другое исходное смысловое значение латинского слова «mos» - закон, правило, предписание – высвечивает аспект морали как области нормативной регуляции поведения людей (должное поведение).

Человечество постоянно преследовало, как одну из важнейших целей, гармонию в совместном проживании людей. Нормы морали возникли как результат усилий человека разграничить добро и зло, определить, что же такое добродетель. Мораль играет важнейшую роль в жизни человека и общества.

Функции морали

1. Оценочная. Оценка реальности производится через призму понятий морального сознания: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честность, ответственность и др. Реально существующее сопоставляется с моральным эталоном – с должным. Моральные оценки имеют универсальный характер и распространяются на большую часть поступков человека. Чего нельзя сказать о правовых оценках или политических. Моральные оценки опираются на моральные убеждения оценивающего индивида и авторитет общественного мнения, то есть существующие социальные стереотипы.

2. Познавательная. Эта функция связана с оценочной. В процессе оценки с моральной точки зрения тех или иных поступков индивид получает представление о нравственном содержании внутреннего мира других людей и своего собственного, о соответствии между официальной идеологией государства, моралью общества и индивидуальной моралью.

3. Мировоззренческая. Моральные нормы в их взаимодействии с жизненной практикой являются одним из важнейших элементов картины мира, формирующейся в сознании человека. Мир в нашем представлении может быть устроен справедливо или нет, быть воплощением добра или зла, или ареной их борьбы и пр.

4. Воспитательная. Воспитание, как формирование нравственного базиса личности, – естественная и необходимая часть всего процесса воспитания.

5. Регулятивная. Мораль регулирует практически все сферы жизни людей (в отличие, например, от права и политики), предъявляя человеку максимальные требования и осуществляясь через авторитет общественного мнения и внутренние механизмы морального самоконтроля (совесть).

Нормы морали отличаются от правовых тем, что они не зафиксированы в государственных и международных регламентирующих документах. Нарушение моральных стандартов влечет за собой не такие наказания, как нарушение правовых норм; чаще всего нарушение моральных устоев наказывается общественным порицанием, которое проявляется в различных формах: в виде критических замечаний, осуждения, порицания, отказа в общении. Главное отличие морали как социального регулятора – сознательный выбор человеком ориентиров должного поведения в обществе, в соответствие с чем он и старается поступать в различных жизненных ситуациях. Общество через механизм моральной регуляции воздействует на человека не непосредственно, напрямую (открыто принуждая к выполнению норм), а через формирование общих представлений о добре и зле, благе и справедливости и т.д. – о подлинной человеческой жизни.

Основные категории морали

Основными категориями морали являются добро и зло, долг, стыд, совесть, вина, свобода и ответственность, любовь, смысл жизни и т.п. Рассмотрим некоторые из них.

Свобода и ответственность

Эти категории морали находятся в неразрывной связи друг с другом. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянное перед собой и перед людьми.

Вести себя ответственно – значит быть способным активно действовать на своем месте, поступать согласно логике событий, осознавая последствия своих действий для себя и для других. Это значит предвидеть последствия каждого своего шага и стремиться предотвратить возможный негативный ход событий. Ответственность невозможно реализовать, если не понимать или игнорировать потребности других людей и не уметь прогнозировать их поведение и реакции. Весьма затруднительно также проявлять ответственность, если смутно представлять собственные цели и возможности. Говоря об ответственности за других, мы имеем в виду уважительное отношение к личности другого человека, стремление помочь, поддержать, в ситуациях, когда это необходимо. Мы ответственно ведем себя по отношению к другим, когда способствуем их развитию, их моральному и психологическому благополучию. Равнодушие к другому, как и попытка насильно навязать собственные представления о наилучшем – это всегда безответственное отношение к нему. То же касается и отношения к самому себе.

Долг.

С понятиями свободы и ответственности связаны этические категории, выражающие реальные феномены моральной жизни. Важнейшая из них - долг.

Долг — это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем моя собственная. Долг только тогда становится собственно нравственным феноменом, когда следование его требованиям является добровольным. Нравственный долг - это наше сознательное и свободное подчинение моральному повелению. Следуя долгу, мы всей душой признаем приоритет более высокого начала, нежели наши собственные потребности, желания и планы.

Совесть.

Совесть - особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, проверяя, выполняется ли долг. Это своего рода внутренний контролер, сверяющий реальное поведение человека с его нравственными установками и реагирующий на появление диссонанса. Эти реакции проявляются через эмоциональную сферу переживанием недовольства собой, чувством вины. Совестливый человек – это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования.

Часто с совестью путают стыд. Но следует помнить, что стыд – это переживание своего несоответствия моральным требованиям других, а совесть обличает человека перед лицом его собственных идеалов. Через переживание стыда на человека воздействует общество, его окружение. Стыд, в отличие от вины, не более чем форма общественного воздействия.

Вина и раскаяние

Винаэто переживание несоответствия моральным нормам и невыполнения своего долга перед лицом собственного внутреннего «я» или перед Богом. Мы чувствуем вину без всякой оглядки на мнения других. Вина возникает в ситуации, когда человек чувствует личную ответственность за происходящее и считает, что именно он сам является причиной чужих страданий или нарушения долга. Вина тяготит его, парализует волю, вызывает самоуничижительные мысли. Не удивительно, что люди частенько пытаются избавиться от чувства вины, стараясь психологически переложить ее на других.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: