И 6.8 класс
Прочитать, самостоятельно найти в интернете постройки, представленные в данной теме. Сделать запись в тетрадь
https://www.youtube.com/watch?v=5lKbC_eLydw посмотреть видео по ссылке
Столица Франции постепенно превращалась из города-крепости в город-резиденцию. Облик Парижа теперь определяли не крепостные стены, а упорядоченная система улиц и площадей. Постройки тоже должны были выглядеть по-другому. Поэтому было решено перестроить восточный, обращённый к городу, фасад королевского дворца - Лувра. Был проведён конкурс проектов, в котором приняли участие и французские архитекторы, и знаменитый итальянский мастер Лоренцо Бернини. Окончательный проект был разработан французом Клодом Перро. Ему удалось точно найти высоту каждого из трёх этажей, а также ритм расстановки сдвоенных колонн на фасаде. Благодаря ритму, делающему сооружение цельным, но не монотонным, и строгому соблюдению пропорций, было достигнуто ощущение величия. Однако Людовик XIV скоро охладел к Лувру и начал грандиозное строительство новой королевской резиденции - Версаля.
Вокруг дворца теперь обязательно устраивали парк, в котором царил строгий порядок: деревья были одинаково подстрижены, аллеи пересекались под прямым углом, цветники и бассейны образовывали правильные геометрические фигуры. Такой парк называется регулярным. Мода на регулярные парки быстро распространилась из Франции на другие страны, поэтому он получил ещё одно название - французский. Строго говоря, это неверно: тип регулярного парка возник в Италии в эпоху Возрождения (об этом шла речь в прошлом учебном году). Однако словосочетание французский регулярный парк стало общеизвестным термином.
|
Вершиной развития нового направления в архитектуре стал Версаль - парадная резиденция французских королей недалеко от Парижа. Когда-то там появился королевский охотничий замок, поскольку местность была болотистой и изобиловала птицей. Основное строительство развернулось в правление Людовика XIV. Были осушены болота, изменён рельеф местности, выселены жители окрестных деревень и создан грандиозный дворцово-парковый ансамбль. Позже он послужил образцом для создания загородных королевских резиденций в других странах. Каждый монарх хотел иметь у себя что-то подобное; не были исключением и российские государи. Задумывая Петергоф, Пётр I мечтал создать «свою Версалию».
В создании Версаля участвовали виднейшие зодчие: Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар и декоратор садов и парков Андре Ленотр. По их замыслу, к Большому дворцу - главной части комплекса - сходились три главных дороги Франции: средняя вела к Парижу, а две боковых - к загородным дворцам и затем в отдалённые провинции. Так на уровне планировки была заложена идея о том, что Версаль - центр французского государства. Король стремился сам участвовать в строительстве. Он не только выдвигал общие требования к архитекторам: пышности, величественности, прославления в архитектурных формах королевской власти - но и собственноручно планировал расположение фонтанов в парке, принимал участие в выборе мрамора, определял сюжеты для росписей интерьера.
Архитектор Ж. Ардуэн-Мансар оформил постройки Версаля в стиле классицизм. Фасады корпусов были поделены на три яруса. Нижний отделан рустом, средний - самый высокий и значимый - заполнен арочными окнами, между которыми расположены колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен и завершён балюстрадой и скульптурными группами, которые создают ощущение пышного убранства.
|
Огромное значение в ансамбле принадлежит парку, спроектированному Ленотром. Он отказался от сложных фонтанов и каскадов в стиле барокко. Бассейны Версаля чёткой геометрической формы, с зеркально гладкой поверхностью. Скульптуры фонтанов просты, движения фигур сдержанны. Каждая аллея завершается водоёмом: главная лестница от террасы Большого дворца ведёт к фонтану Латоны; в конце Королевской аллеи располагаются фонтан Аполлона и канал. С образом Аполлона, древнегреческого бога света, покровителя искусств и предводителя муз, связаны многие композиции в Версале. С ним ассоциировал себя Людовик XIV.
Версальский парк ориентирован по оси «запад - восток», поэтому, когда восходит солнце и его лучи отражаются в воде, возникает удивительная игра света. Планировка парка связана с архитектурой: аллеи кажутся продолжением залов дворца. Главная идея ансамбля - создать особый мир, где всё подчинено строгим законам.
От скульптуры, которая украшала парковые аллеи Версаля, требовались торжественность и пышность. Мастера стремились к эффектным, выразительным решениям. Скульптор Франсуа Жирардон, пройдя обучение в Риме у Бернини, значительную часть жизни посвятил оформлению Версальского парка. Его произведения соединяют в себе черты классицизма и барокко. Но если у Бернини на первом плане драматичное столкновение героев, то у Жирардона - красивая композиция фигур. Ритм движений персонажей соединяет их в ясные, продуманные ансамбли, которые эффектно смотрятся с любой точки зрения. Таковы его скульптурные группы «Аполлон и нимфы» и «Похищение Прозерпины».
|
Ядром, центром Большого дворца в Версале была анфилада комнат, окна которых выходили в Мраморный двор. Это Апартаменты Короля. Здесь находилась королевская спальня, кабинет Совета, два аванзала и лоджия - все на одной оси: анфиладный принцип характерен для архитектуры барокко и классицизма. Помещения, расположенные анфиладой, удобны для публичных приёмов, балов и многолюдных собраний, но не для обыденной жизни, ведь большинство комнат являются проходными.
Интерьеры Версальского дворца многократно переделывались. Каждый новый король, всходивший на престол, оформлял их в собственном вкусе и в духе своего времени. Поэтому от первоначального замысла сохранился только интерьер тронного зала - Зеркальной галереи. Это длинное, вытянутое помещение, перекрытое цилиндрическим сводом. Одна её стена сплошь прорезана окнами, которые выходят в парк. На противоположной стене, напротив окон, расположены зеркала огромных размеров. Они не только свидетельствуют об успехе французской промышленности (в это время Франция становится законодателем мод и производителем предметов роскоши для всей Европы), но и играют важную архитектурную роль. Пространство регулярного парка за окнами отражается в зеркалах, и узкая длинная галерея распахивается до невероятных размеров, включая в себя парк, окрестные холмы и, в конечном итоге, всю Францию.
Мебель этого времени неотделима от интерьера, для которого она была создана. Предметы мебели никогда не меняли своих мест, не передвигались. Знаменитым мастером-мебельщиком, работавшим для Людовика XIV, был Шарль Буль. Он разработал собственную технологию инкрустации и создал непревзойдённые произведения мебельного искусства. На смену сундукам, в которых раньше хранили одежду и утварь, пришли комоды и платяные шкафы. Буль выполнял их из драгоценных материалов: чёрного (эбенового) дерева, розового и тюльпанового дерева, с инкрустацией из черепахового панциря, слоновой кости, олова, с медными и позолоченными накладками. Чаще всего темой орнамента версальской мебели было солнце (поскольку Людовик XIV именовал себя «Король-солнце») и мифологические сюжеты, связанные с Аполлоном.
Ещё одним центром дворца была парадная спальня с роскошной кроватью, вокруг которой разыгрывалась утренняя церемония пробуждения короля. В ней участвовали самые высокородные дворяне. Они передавали друг другу предметы королевской одежды; наибольшей чести удостаивался тот, кто завершал цепочку и одевал короля. Помимо участников церемонии пробуждения, в королевской спальне могли присутствовать и просто зрители: доступ в Версаль был открытым. Кровать имела замкнутую прямоугольную форму и пышно декорировалась колоннами с балдахином из дорогой парчи и плюмажами из страусовых перьев.
В начале XVIII в. во Франции появился новый стиль - рококо (от французского - «раковина»). Название раскрывает, характерную его черту - пристрастие к сложным, изысканным формам, причудливым линиям, напоминающим силуэт раковины. Искусство рококо обращено к миру человеческих чувств, неуловимых, тонких оттенков настроений. Рококо, в отличие от барокко и классицизма, не было придворным искусством, не стремилось к роскоши, пышности, помпезности, прославлению королевской власти. Большинство построек рококо - это частные дома французской аристократии, богатые городские особняки (во Франции их называли отелями), В них комфорт и практичность повседневной жизни сочетались с изяществом и утончённостью в мелочах.
Как правило, высокая ограда отделяла особняк от города, скрывая жизнь владельцев дома. Комнаты отелей часто имели криволинейные очертания; они не располагались анфиладой, как было принято прежде, а образовывали изящные асимметричные композиции. В центре помещался парадный зал - салон. Комнаты были гораздо меньше, чем залы дворцов, и с более низкими потолками. А окна делались очень большими, почти от пола. Интерьеры рококо были оформлены скульптурными и резными украшениями, живописью и множеством зеркал. Среди мотивов для декоративной живописи и скульптуры были популярны цветочные гирлянды (особенно из роз), изображения резвящихся амуров, пасторальные сценки.
Отель Субиз в Париже построен для принца де Субиза по проекту П. А. Деламера. Он отгорожен от прилегающих к нему улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами. Центром интерьера отеля Субиз является Овальный салон в стиле рококо. Все его углы закруглены, нет ни одной прямой линии, даже переход от стен к потолку замаскирован картинами, помещёнными в рамы криволинейных очертаний. Стены украшены резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость.
Главной героиней эпохи рококо стала женщина. Именно для неё работали теперь архитекторы, декораторы, мебельщики. Комфортную среду для прекрасной обитательницы отеля создавали небольшие комнаты - будуары и дамские кабинеты, новые формы мебели - козетки, канапе, пуфы, шезлонги, на которых она могла в непринуждённой обстановке принимать гостей. Мебель рококо отличается легкостью и подвижностью. Её постоянно, несколько раз в течение дня перемещали, чтобы создать расположение, удобное для данного момента.
Модными становятся в эпоху рококо экзотические стили, особенно китайский - шинуазри. Французские отели наполняются китайскими ширмами, шелками, веерами, фарфором. Поскольку подлинные китайские товары были дороги, европейские мастера имитировали их в собственных изделиях (подражали). Так появилась изготовленная в Европе лаковая мебель с изображением сценок из китайской жизни {лак - типично китайская техника обработки деревянной поверхности). Подобный путь проделал и фарфор. Изделия из фарфора обрели популярность в Европе ещё в предыдущем столетии, однако китайский фарфор стоил дорого, а секрет его изготовления европейцам узнать не удавалось. Только в начале ХУНТ в., как раз в годы сложения стиля рококо, немецкому учёному И.Бётгеру удалось получить фарфор по собственному, изобретённому им независимо от китайцев, рецепту. С этого времени из фарфора стали изготовлять сервизы, цветочные вазы, ароматницы (сосуды с ароматическими веществами), декоративные статуэтки, а позже - циферблаты часов, подсвечники, столешницы, пуговицы и т. д.