Исследовательская работа учащегося кружка «Тайны Новой Ладоги», ученика 3-а класса Русанова Андрея.
Руководитель: Чурова Татьяна Станиславовна.
Новая Ладога
2014 год
Я часто бываю в Санкт-Петербурге, и моё внимание всегда привлекают металлические или гранитные столбики на углах домов и вдоль дорог.
Поэтому я решил исследовать этот вопрос.
Цель моей работы:
· Узнать, как называются эти столбики,
· Их назначение,
· Исследовать вопрос применения этих объектов в нашем городе.
С помощью интернета я узнал, что во времена гужевого (конного) транспорта оси колёс выступали за основные габариты средств передвижения (телег) и повреждали углы зданий и подворотен.
У обычной въездной арки, по её углам, вкапывались гранитные или металлические столбы - колесоотбойные тумбы, предназначенные для защиты углов зданий от ударов колес проезжающими экипажами. В основном они были простой цилиндрической формы, 30-40 см в диаметре и до 1,5 метра высотой, примерно на треть вкопанные в землю. Такие тумбы ставились парами снаружи и внутри арок, но не только там. Колесоотбойники - примета того времени, когда основным транспортом были конные экипажи, начиная от кареты и кончая простой крестьянской телегой.
Колесоотбойными тумбами являлись и те столбы, которые ставились на улицах, чтобы отделить проезжую часть дороги от тротуара.
С конца XIX века от применения тумб стали понемногу отказываться – появились новые виды транспорта, безопасного для углов зданий. Но в последнее время стало модным устанавливать их у пешеходных зон. И у всех видов колесоотбойников появилась надежда на светлое будущее.
Исследование этого вопроса по нашему городку позволило мне придти к следующим выводам.
|
Улицы Новой Ладоги до сих пор хранят неповторимую атмосферу уездного городка. Новая Ладога, в прошлом, город коннопромышленников, так как на каналах использовалась конная тяга.
Значит, лошадей в городе было много. Также было много богатых экипажей и карет, т.к. наш город был купеческий, в нём процветала торговля.
Поэтому купцы и мещане старались оберегать свои дома от ударов телег и экипажей. Особенно это касалось центра города, где движение транспорта было активным.
На старых открытках с видами Новой Ладоги можно в нескольких местах увидеть колёсоотбойные тумбы:
Набережная. Тумбы стоят у подворотни дома.
Торговая площадь. Тумбы видны вдоль двухэтажного каменного дома на заднем плане.
В этом году выкопали последнюю колесоотбойную тумбу в нашем городе. Она стояла на улице Пионерская у магазина «Лотос». Раньше в этом здании жили купцы Нестеровы.
В недалёком прошлом у этого здания сохранялось даже две колёсоотбойные тумбы. Вот фотография 50-ых годов XX века, когда здесь размещался кинотеатр. На снимке чётко видны две тумбы. Вероятно, изначально они отделяли проезжую часть от частной территории, а возможно здесь были границы полисадника или забора.
Вот как выглядела эта тумба в последние годы:
Мало из горожан знает, для чего эта тумба использовалась. Многие называли её «коновязь», предполагая, что к этой тумбе привязывали лошадей. Но к этой тумбе невозможно привязать лошадь, т.к. она низка по сравнению с ростом лошади. Коновязь – это большой столб, вкопанный в землю (высотой 1.5 метра и более).
|
Вот так выглядит коновязь.
Узнав что выкопанная тумба находится во дворе городского музея я решил исследовать её.
Мы видим, что она гранитная. Очень тяжёлая. Та часть тумбы, которая находилась в земле – очень массивная, её длина 66 см.
А длина всей тумбы 110 см. Получается, что в землю она закапывалась на две трети своей высоты.
В диаметре она 20 см.
Просматривая старые фотографии Новой Ладоги, я обнаружил, что гранитные столбики у памятника Кирову (раньше на этом месте был памятник царю Александру II) изначально выполняли функцию колесоотбойных тумб.
За памятником хорошо видна подвода.
Значит та тумба, которая стояла у магазина «Лотос» была не последней! А сохранилось ещё 8 колесотбойных тумб в нашем городе! Все они стоят вокруг памятника Кирову.
Но сейчас тумбы выполняют функцию ограждения памятника. Может в таком же виде они сохранятся и дальше!
Вывод
Я думаю, что не зря потратил время и силы на изучения этого вопроса. История этих мало заметных столбиков поведала мне много интересного и нового: познакомила с колесоотбойной тумбой и коновязью, и с их назначением. Знакомство с частичкой истории нашего городка пошла мне на пользу. Сколько ещё интересных тайн хранит наш маленький уездный городок? Надо любить и бережно хранить то малое, что осталось от наших предков.