История колесоотбойной тумбы




 

Исследовательская работа учащегося кружка «Тайны Новой Ладоги», ученика 3-а класса Русанова Андрея.

Руководитель: Чурова Татьяна Станиславовна.

 

 

Новая Ладога

2014 год

Я часто бываю в Санкт-Петербурге, и моё внимание всегда привлекают металлические или гранитные столбики на углах домов и вдоль дорог.

 

Поэтому я решил исследовать этот вопрос.

Цель моей работы:

· Узнать, как называются эти столбики,

· Их назначение,

· Исследовать вопрос применения этих объектов в нашем городе.

С помощью интернета я узнал, что во времена гужевого (конного) транспорта оси колёс выступали за основные габариты средств передвижения (телег) и повреждали углы зданий и подворотен.

У обычной въездной арки, по её углам, вкапывались гранитные или металлические столбы - колесоотбойные тумбы, предназначенные для защиты углов зданий от ударов колес проезжающими экипажами. В основном они были простой цилиндрической формы, 30-40 см в диаметре и до 1,5 метра высотой, примерно на треть вкопанные в землю. Такие тумбы ставились парами снаружи и внутри арок, но не только там. Колесоотбойники - примета того времени, когда основным транспортом были конные экипажи, начиная от кареты и кончая простой крестьянской телегой.

Колесоотбойными тумбами являлись и те столбы, которые ставились на улицах, чтобы отделить проезжую часть дороги от тротуара.

С конца XIX века от применения тумб стали понемногу отказываться – появились новые виды транспорта, безопасного для углов зданий. Но в последнее время стало модным устанавливать их у пешеходных зон. И у всех видов колесоотбойников появилась надежда на светлое будущее.

 

Исследование этого вопроса по нашему городку позволило мне придти к следующим выводам.

Улицы Новой Ладоги до сих пор хранят неповторимую атмосферу уездного городка. Новая Ладога, в прошлом, город коннопромышленников, так как на каналах использовалась конная тяга.

Значит, лошадей в городе было много. Также было много богатых экипажей и карет, т.к. наш город был купеческий, в нём процветала торговля.

Поэтому купцы и мещане старались оберегать свои дома от ударов телег и экипажей. Особенно это касалось центра города, где движение транспорта было активным.

На старых открытках с видами Новой Ладоги можно в нескольких местах увидеть колёсоотбойные тумбы:

Набережная. Тумбы стоят у подворотни дома.

Торговая площадь. Тумбы видны вдоль двухэтажного каменного дома на заднем плане.

В этом году выкопали последнюю колесоотбойную тумбу в нашем городе. Она стояла на улице Пионерская у магазина «Лотос». Раньше в этом здании жили купцы Нестеровы.

В недалёком прошлом у этого здания сохранялось даже две колёсоотбойные тумбы. Вот фотография 50-ых годов XX века, когда здесь размещался кинотеатр. На снимке чётко видны две тумбы. Вероятно, изначально они отделяли проезжую часть от частной территории, а возможно здесь были границы полисадника или забора.

Вот как выглядела эта тумба в последние годы:

Мало из горожан знает, для чего эта тумба использовалась. Многие называли её «коновязь», предполагая, что к этой тумбе привязывали лошадей. Но к этой тумбе невозможно привязать лошадь, т.к. она низка по сравнению с ростом лошади. Коновязь – это большой столб, вкопанный в землю (высотой 1.5 метра и более).

 

Вот так выглядит коновязь.

 

 

Узнав что выкопанная тумба находится во дворе городского музея я решил исследовать её.

Мы видим, что она гранитная. Очень тяжёлая. Та часть тумбы, которая находилась в земле – очень массивная, её длина 66 см.

А длина всей тумбы 110 см. Получается, что в землю она закапывалась на две трети своей высоты.

В диаметре она 20 см.

Просматривая старые фотографии Новой Ладоги, я обнаружил, что гранитные столбики у памятника Кирову (раньше на этом месте был памятник царю Александру II) изначально выполняли функцию колесоотбойных тумб.

За памятником хорошо видна подвода.

Значит та тумба, которая стояла у магазина «Лотос» была не последней! А сохранилось ещё 8 колесотбойных тумб в нашем городе! Все они стоят вокруг памятника Кирову.

 

Но сейчас тумбы выполняют функцию ограждения памятника. Может в таком же виде они сохранятся и дальше!

Вывод

Я думаю, что не зря потратил время и силы на изучения этого вопроса. История этих мало заметных столбиков поведала мне много интересного и нового: познакомила с колесоотбойной тумбой и коновязью, и с их назначением. Знакомство с частичкой истории нашего городка пошла мне на пользу. Сколько ещё интересных тайн хранит наш маленький уездный городок? Надо любить и бережно хранить то малое, что осталось от наших предков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: