Р О Ж Д Е Н И Е И В О С П И Т А Н И Е К Н Я Ж И Ч А М И Х А И Л А




(К 745-летию князя Тверского и великого князя всея Руси Михаила Ярославича)

 

За последние 30-40 лет исследования жизни и деятельности Михаила Ярославича Тверского насчитывают немало работ, правда, в основном местных тверских авторов, в меньшей степени московских, среди которых классикой можно назвать работу Владимира Кучкина (1). Почти все они касаются периода с 1285 года до времени гибели князя в Орде в 1318 году. Таковы условия той информации, которая дошла до нас в летописных источниках. К сожалению, время с даты рождения в 1271 году до 1285 года в летописях о Михаиле не отражено никак, поэтому при рассмотрении его жизни в период детства и отрочества приходится что-то домысливать, что-то предполагать с разной степенью достоверности, основываясь на объективных данных об историческом периоде, отражённом в других источниках.

 

Р О Д И Т Е Л И

 

 

 

Так представляет себе русского князя современный художник (слева) и художник 19 века

Св. Княгиня Ксения Тверская Русская княгиня. Современный

(Роспись в храме Христа Спасителя художник.

в Москве)

Отец Михаила – великий князь Тверской и Владимирский Ярослав Ярославич был не самым старшим из сыновей Ярослава Всеволодовича, старше его был Александр Ярославич (в будущем Невский). В 1271 году он был в Орде и по возвращении оттуда умер, как полагают историки, отравленный китайскими специалистами по ядам, ханы постоянно их держали при себе для таких щекотливых целей. Смерть наступила в дороге «ида ис татар», как сказано в летописи, ближе к осени, и спустя 6 недель жена Ксения родила сына. Происхождение матери Михаила объясняют по-разному: большинство историков придерживается новгородского варианта – она дочь некоего боярина Юрия Михайловича; меньшинство считает её дочерью Тарусского князя тоже Юрия Михайловича, сына Михаила Фёдоровича Черниговского, святого русской православной Церкви. В обоих случаях дед Ксении носит имя Михаил, запомним это.

 

В ЫБ О Р И М Е Н И

 

К моменту появления сына на свет у Ксении росли уже две дочери: имени старшей мы не знаем, зато знаем, что в 1282 году Ксения выдала её замуж за князя Юрия Львовича Волынского. Про младшую Софью Ярославну знаем больше, отсылаем читателя к превосходной работе тверской исследовательницы Галины Гадаловой, в которой, в частности, говорится: «В Житии Софьи говорится, что князь Михаил любил свою сестру, «акы свою душю ». Видимо Софья и Михаил были погодками, росли вместе и были привязаны друг к другу» (2,стр. 75).

Но продолжать дело своего отца надо было сыну. Единственному сыну следовало дать такое имя, которое способствовало бы его удачным делам по управлению княжеством, защитило бы его самого от превратностей судьбы и злой воли недругов. Попробуем восстановить ход рассуждений по этому поводу матери Ксении и духовника епископа Симеона.

Прежде всего надо было определиться с небесным покровителем, а это связано с датой рождения, временем года рождения. Владимир Кучкин в своём классическом труде (1,стр.183) показал, что наиболее вероятной датой рождения Михаила является 1 ноября. В промежутке от 19 (6 по ст. ст.) сентября, когда Церковь отмечает «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)», до 21 (8 по ст.ст.) ноября – дня почитания «Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» - Михайлова дня, небесным покровителем является как раз Архистратиг Михаил. Надо ещё учесть, что в переводе с древнееврейского имя означает «равный Богу», что импонировало

 

 

Изображения на иконах Архистратига Михаила (слева) и Архангела Михаила воеводы

.

средневековым русским людям, поборникам православия. Вспомним, что оба возможных прадеда новорожденного имели имя Михаил, это тоже, возможно, было в числе доводов назвать княжича Михаилом. Некоторые полагают, что Ксения и епископ Симеон назвали её сына в честь умершего в тот же год княжича Михаила, сына Ярослава Ярославича от первого брака. Но с какой стати княгиня Ксения, ещё не ставшая правящей великой княгиней Тверской при правившем другом сыне Ярослава – великом князе Святославе, начала бы воздавать такую честь одному из пасынков, к которым она наверняка относилась ревниво, правда, молча, поскольку княжеством управляла не она?

Небезинтересно познакомиться с современной трактовкой имени и характера Михаила. По мнению филологов и историков «Михаил наделён логическим складом ума и любит, когда все вокруг правильно и хорошо. У него врождённая страсть к мироустройству, исправлению чужих недостатков. Обожает давать благие советы и вмешиваться в чужие дела. Он быстро ориентируется в незнакомой обстановке, уравновешен, но критику воспринимает болезненно. Люди чувствуют его доброту и тянутся к нему, да и он не терпит одиночества. Михаил щедр, не мелочен, порою сентиментален… однако большая ошибка полагать его таким беззлобным увальнем! В гневе ему нет удержу, угомонить его очень сложно, особенно если он уверен, что борется за справедливость» (3, стр.243).

Согласитесь, в какой-то мере часть перечисленных черт характера можно приписать и князю Михаилу Ярославичу.

 

В О С П И Т А Н И Е К Н Я Ж И Ч А

 

 

Постижение грамоты от наставника Благословение на княжение юного Михаила

Рис. Людмилы Юга епископом Симеоном и матерью Ксенией.

Рис. Николая Белова

 

Итак, княжича крестили с именем Михаил, теперь надо его вырастить и воспитать мужчиной, воином, защитником христиан своего княжества. До 2-3 лет мальчик, как водится, жил и воспитывался на женской половине под наблюдением матери и в услужении нянек, служанок, короче говоря – женского персонала. Нам неизвестно, в каких взаимоотношениях были правивший великий князь Святослав и княгиня Ксения, но можно наверняка утверждать, что двор княгини существовал отдельно от двора Святослава, следовательно, на воспитание Михаила могли оказывать в основном его мать и духовник епископ Симеон. О самостоятельности двора и дружины Ксении можно судить на основе мнений русских историков, например, мнения С.М.Соловьёва: «… при Владимире (киевском князе – авт.) княгиня, жена его, имела такую же многочисленную дружину, как и сам князь; муж и жена соперничали, у кого будет больше знаменитых витязей …» (8, стр.171).

 

 

Память. Худ. А.Шишкин. Так мог Обучение отрока ратному бою. Худ.

выглядеть отрок княжич Михаил О. Фёдоров

 

Чем, какими источниками руководствовались мать и духовник в деле воспитания мальчика? Разумеется, на первом месте стоит Библия, к тому времени имевшаяся на Руси во всех городах, где стояли православные храмы и где переписывались книги. Библия была практически во всех более или менее обеспеченных семьях или родах, да и «просто-

людины» приобретали Библию не редко, о чём свидетельствуют раскопки в Новгороде Великом А.В.Арциховского и В.Л.Янина, говорящие о широком распространении грамот-

ности среди русских людей XI-XIV веков.

Учебный курс включал три ступени: основная – обучение азбуке, часослову, псалтири и письму; средняя – чтение Апостола; высшая – чтение Библии, бесед евангельских и апостольских, рассуждений о смысле божественных книг. Чтение в древности было очень трудным искусством: читали вслух, а не про себя, как ныне, чаще нараспев, с выражением и соблюдением всех смысловых выражений. Трудности усвоения чтения увеличивались тем, что читать в те времена приходилось лишь рукописные тексты, в которых слова сливались друг с другом без промежутков, только изредка предложения отделялись точками. Широко употребительные слова писались сокращённо с титлами наверху, поэтому глаз чтеца должен был научиться выхватывать из текста эти своеобразные иероглифы и верно их интерпретировать. Процесс освоения был трудным и долгим.

Мы не можем исключить знакомства Ксении и Симеона с такими светскими произведениями, как «Поучение Владимира Мономаха», «Девгениево деяние», «Слово о полку Игореве», «Слово (или «Моление» - авт.) Даниила Заточника», переводной «Хроники Георгия Амартола», сочинения византийских проповедников, жития святых и другие в немалом числе произведения русских и иностранных авторов. Конечно, соблю-

дались и традиции - семейные, родовые, местные, влияющие на процесс воспитания. Требования к нему хорошо изложены в «Домострое», оформленном в XVI – XVII веках, но сохранившем всё, что наработано православным людом с давних пор (4, стр. 134-137):

«А пошлёт Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст…

Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу.

Так что если дети, лишённые наставлений отца и матери, в чём согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня».

А вот что завещал юношам Владимир Мономах: «Ибо как Василий (дед Владимира Ярослав, в крещении Василий – авт .) учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господне: «Еде и питью быть без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутёвыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держать книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почёт» (6, стр. 149-150).

Таковы были морально-этические установки

при воспитании защитника Родины, воина русской земли. Посмотрим, каковы же были требования к физическому совершенству воспитанника. Вот что могли прочесть воспитатели из византийской эпической поэмы X- XI веков о подвигах богатыря Дигениса, по-русски Девгения:

«Преславный Девгений на двенадцатом году мечом играл, а на тринадцатом – копьём, а в четырнадцать лет захотел всех зверей одолеть и начал изо дня в день упрашивать своего отца и дядей: «Пойдите со мной на охоту» (6, стр.173).

По некоторым источникам известно, что либо в 2-3 года, у других в 3-5 лет княжич участвовал в обряде «посажение на коня», при котором оцени- вали осанку всадника, испугался он или нет коня, как сидит в седле и вообще как себя чувствует будущий воин. Присутствовали не только родня, но

Грёзы о будущем.(Последний воин).

Худ. А.Шишкин

 

и приглашённые из бояр, воевод, церковных деятелей. Иногда после этого, иногда до такого «посажения» совершался обряд посвящения в воины – «постриг», что означало переход из детства в отрочество. В это время мальчика и забирали от женщин – нянек и служанок и отдавали на попечение мужчин. Сам постриг совершался в храме, в нашем случае в деревянном храме Козьмы и Дамиана, волосы стриг, надо полагать, сам епископ Симеон после соответствующего молебна. Момент падения волос на пол и означал наступление отрочества.

Если же «посажение» на коня происходило вслед за пострижением, то в руки княжичу давали лук со стрелами, а его самого опоясывали лёгким мечом. С этого момента он считался главой своей дружины, то есть настоящим князем, хотя и под присмотром знающих дело воевод и дружинников.

В 12, а у некоторых в 11 лет, князю давали два меча, за следующие 5-10 лет он должен был освоить с воспитателями все приёмы боя со щитом и без него. На коне и без коня. До появления бороды его принимали за князя, но ответственных решений самостоятельно он принять не мог, даже советчиком его не воспринимали. К этому времени он должен был лично усмирить коня – трёхлетку, владеть мечом и луком, поохотиться на зверя, уметь выживать в походах.

Нам неизвестны подобные действия и процессы применительно к Михаилу Ярославичу. Но, как нам кажется, он в те времена был типичным сначала княжичем, затем князем, следовательно, он вырастал и формировался примерно так, как выше описано.

Что касается мест пребывания воспитанника, то в русской традиции их было три. «Кормильство» - княжича в 5-7 лет отдавали в другую семью, там вместе с его воспитанием управляли и выделенной ему для кормления вотчиной. «Дядьки» - княжича отдавали в семью брата матери и его воспитывали по полной программе как своего сына. «Кумовство или пестуны» - княжич воспитывался в своей семье вместе с братьями и сёс-

рами под присмотром родителей. В нашем случае наиболее вероятен третий случай: у Ксении братьев, судя по летописям, не было, другой дружественной семьи тоже не было. А если и были, то в Новгороде, а это был почти враждебный Твери город. Так что очень

вероятно - его воспитанием занималась мать и, с большой долей уверенности, епископ Симеон с некими воеводами и дружинниками из двора княгини Ксении в Твери.

Надо признать – хорошо растили и воспитывали нашего великого предка.

 

Литература.

1. В.А.Кучкин. Повести о Михаиле Тверском. Историко-текстологическое исследование. Изд-во «Наука», М.: 1974.

2. Гадалова Г.С. Благоверная великая княгиня Ксения Тверская – Тверь.: Герменевтика, 2011.

3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь имён – Нижний Новгород: «Русский купец» и «Братья славяне», 1996.

4. Домострой / Сост., вступ. ст., пер.и коммент. В.В. Колесова; Подгот. текстов В.В.Рожденственской, В.В.Колесова и М.В.Пименовой; Худож. А.Г.Тюрин. – М.: 1990.

5. История русской литературы X-XVII вв.: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русск. яз. и лит.» / Л.А.Дмитриев, Д.С.Лихачёв, Я.С.Лурье и др.; Под ред. Д.С.Лихачёва. – М.: Просвещение, 1979. Стр. 53-54.

6. «Изборник». (Сборник произведений литературы Древней Руси), изд-во «Художественная литература», М.: 1969.

7. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. – М.: Мысль, 1993, стр. 130.

8. Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. / Сост. и вступ. ст. С.С.Дмитриева; комм. С.С.Дмитриева и Л.П.Дойниковой; илл. В.В.Лукашёва. – М.: Правда, 1989, стр.260.

9. Виршевая поэзия (первая половина XVII века) / Сост., подгот. текстов. Вступ. ст. и коммент. В.К.Былинина, А.А.Илюшина; Оформл. Б.А.Диодорова. – М.: Сов. Россия,1989, стр. 321-322.

10. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Составление, предисловие, примечание С.А.Николаева. – М.: Экономика, 1993, стр. 205-207.

11. Интернет – ресурс «Воспитание детей в Древней Руси».

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: