Исторически наиболее полное развитие международная экономическая интеграция получила в Западной Европе, где во второй половине XX в. сложилось единое экономическое пространство, в пределах которого формируются общие условия воспроизводства и функционирует общий механизм его регулирования.
Для западноевропейской интеграции было много объективных предпосылок. С точки зрения экономики интеграцию в Западной Европе отличает длительный исторический опыт развития взаимных хозяйственных связей и возникшая на этой базе сравнительная однородность промышленных, сельскохозяйственных, торговых и кредитно-денежных отношений. Помимо объективных экономических процессов, западноевропейская интеграция опиралась на близкие культурные и религиозные традиции. Немалую роль в ее возникновении сыграли идеи единой Европы, которые выдвигались многими политическими и общественными деятелями, в том числе В. Гюго и И. Кантом. Важное значение имели и итоги Второй мировой войны, которые однозначно показали, что добиться господства на пространстве Западной Европы одной державе не удастся и нужно коллективными усилиями развивать мирное сотрудничество в интересах роста благосостояния всех европейских народов.
Начальный импульс развитию западноевропейской интеграции положило выступление министра иностранных дел Франции Р. Шумана 9 мая 1950 г., который предложил поставить все производство угля и стали в ФРГ и Франции под общее верховное руководство. Это предложение поддержали политические и деловые круги ряда европейских стран, и уже в апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор вступил в силу в 1953 г.
Новый толчок европейскому экономическому сотрудничеству дан Мессинской конференцией, состоявшейся в июне 1955 г., на которой участники обсудили меморандум о европейской интеграции. В нем речь шла о создании единой Европы путем развития совместных институтов, постепенного слияния национальных экономик и согласования социальной политики. В соответствии с решениями Мессинской конференции 25 марта 1957 г. был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958 г. В этом же году образовано Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, вступивший в силу Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации – ЕОУС, ЕЭС и Евратом.
Западноевропейская интеграция в своем развитии прошла несколько этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших видов к высшим, так и увеличением числа участников. В процессе развития менялось и само название интеграционного блока западноевропейских стран. Первоначально группа этих стран называлась Европейским экономическим сообществом (ЕЭС), или Европейским сообществом, или еще проще – Сообществом. Но с 1 ноября 1993 г., после вступление в силу Маастрихтских соглашений, западноевропейская интеграция стала официально называться Европейским Союзом (ЕС).
Сначала западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968 гг., в Сообщество входило шесть стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На этом этапе интеграции в соответствии с положениями Римского договора между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю. В то же время каждая страна-участница интеграционного блока сохраняла свой национальный таможенный тариф для третьих стран.
На этапе зоны свободной торговли, который считается «золотым веком» в жизни Сообщества, интегрирующиеся западноевропейские страны большое внимание уделяли коллективному решению проблем сельского хозяйства.
С 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, которая защищала производителей агро-продукции от резких колебаний конъюнктуры мирового рынка. В результате западноевропейские страны сумели в короткие сроки пройти путь от чистых импортеров сельхозпродукции до почти полного самообеспечения сельскохозяйственными товарами и до превращения их в крупного мирового экспортера. Продуманная агрополитика стран ЕЭС послужила мощным импульсом для развития интеграционных процессов не только в аграрной экономике, но и во множестве связанных в ней отраслей.
Следует отметить, что устранение таможенных пошлин между странами-партнерами зоны свободной торговли вовсе не означало отмены контроля на их государственных границах. Участники этой интеграции осуществляли валютный контроль, обеспечивали общественную безопасность, вели борьбу с контрабандой и подделками, следили за соблюдением промышленных стандартов, собирали налоги и, конечно, статистические данные. Все эти виды контроля давали странам возможность возводить на пути движения товаров внутри Сообщества нетарифные препятствия и ликвидированы только в 1993 г., т.е. когда западноевропейская экономическая интеграция оказалась на более высоком этапе развития.
Система управления зоной свободной торговли была достаточно проста. Ее функционирование могло координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, который располагался в одной из стран-партнеров. Но члены зоны свободной торговли обходились и без этого официального органа, обсуждая и согласовывая основные вопросы своего развития на проводимых время от времени совещаниях руководителей определенных министерств и ведомств
Второй этап западноевропейской интеграции, получивший название Таможенного союза, был самым продолжительным: с 1968 г. по 1986 г. включительно.
С 1 января 1973 г. к шести первым членам интеграционного блока присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, 28 мая 1979 г. в него вступила Греция, а 1 января 1986 г. — Испания и Португалия. Всего в 1986 г. в интеграционном союзе оказалось 12 западноевропейских стран.
В период функционирования Таможенного союза экономическое сотрудничество стран-членов интеграционной группировки активно развивалось. Они не только сохранили свободную беспошлинную торговлю между собой, но и ввели единый таможенный тариф для стран, согласовав при этом свои внешние индивидуальные тарифы и приведя их к общему знаменателю.
Уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции был установлен как среднее арифметическое значение ставок национальных таможенных тарифов. В итоге средний уровень таможенных тарифов составил примерно 40%, а по отдельным товарам и превышал это значение. К середине 1990-х гг. этот уровень фактически снизился до 4,5% и стал одним из самых низких в мире.
Гармонизированный единый таможенный тариф распространялся на все товары, ввозимые на территорию Сообщества, и был основан на режиме наибольшего благоприятствования для всех стран-членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), если не существовало каких-либо специальных двусторонних соглашений с третьими странами, предполагающих предоставление еще более благоприятного режима.
Следующий третий этап западноевропейской интеграции, 1987—1992 гг., называется в экономической литературе Общим рынком или Единым внутренним рынком стран ЕЭС.
Его исходным пунктом стало подписание Единого европейского акта 27 февраля 1986 г., который вступил в силу с 1 июля 1987 г. В достижении общей цели, в первую очередь высокой степени экономического сотрудничества, соединились 12 стран: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Испания, Португалия, Греция, Дания и Ирландия.
Центральным положением Единого европейского акта является указанная в нем цель – создание единого европейского рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для конкретизации идеи создания Общего рынка стороны выдвинули более 300 предложений для устранения различных барьеров на пути свободного межгосударственного передвижения товаров, услуг и факторов производства. В частности, было намечено ликвидировать следующие барьеры:
– физические в виде пограничных таможенных постов и паспортного контроля;
– технические, обусловленные различиями в стандартах и непризнанием образовательных сертификатов;
– фискальные, находившие свое выражение в различных системах налогообложения.
Четвёртый этап западноевропейской интеграции начался с 1993 г. и продолжается до сих пор.
ЕЭС стало именоваться Европейским Союзом, в состав которого вощли 15 стран: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, а с 1 января 1995 г. Австрия, Финляндия, Швеция.
В 2014 г в Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
По сравнению с другими этапами четвёртый этап западноевропейской интеграции не только включает больше стран, но и является её самым высоким уровнем, так как в это время интеграция превращается в Экономический союз.
Экономический союз предусматривает соблюдение следующих требований:
· полная свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
· проведение политики поощрения конкуренции на всём едином экономическом пространстве;
· политика структурного выравнивания и регионального развития;
· координация макроэкономической политики;
· преодоление различий в разных национальных экономических параметрах.
Экономический союз стран-членов ЕС неотделим от их валютного союза. Решение о создании Европейской валютной системы стороны приняли ещё в 1978 г., а с марта 1979 г. она начала действовать. Европейская валютная система установила ЭКЮ – базу соизмеримой стоимости, предназначенную стать деньгами, и систему валютных курсов между странами сообщества.
Маастрихтский договор ЕС 1991 г. принял решение о переходе к единой валюте. В 1995 г. было принято решение называть единую валюту ЕС «евро». Переход на новую валюту должен завершиться к 1 июля 2002 г. Введение единой западноевропейской валюты – это необходимое условие для развития частного предпринимательства и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в пределах одного внутреннего рынка стран-членов интеграционного блока.
В будущем теоретически возможен и пятый этап – Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам сначала части, а затем и всех политических полномочий. Это на практике означало бы создание единого государственного образования.
Наряду с Европейским союзом в Европе с 1960 г. функционирует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), объединяющая сегодня только четыре страны: Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия. Есть и более мелкие западноевропейские блоки типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны Скандинавии).
Европейское сообщество является в настоящее время самым «старым» интеграционным блоком, именно его опыт стал в 1980-1990-е гг. образцом для подражания.
В 1988 г. между США и Канадой было заключено Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), в 1992 г. к этому союзу присоединилась Мексика. НАФТА существенно отличается от Европейского союза. Первая особенность НАФТА – асимметрия экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Канада и Мексика не столько партнёры по интеграционному процессу, сколько конкуренты на американском рынке товаров и рабочей силы. Вторая особенность заключается в том, что составляющие НАФТА страны пребывают на разных ступенях экономического развития: если США и Канада – высокоразвитые страны, то Мексика находится в числе экономически относительно отсталых государств. Третья особенность проявляется в том, что североамериканская интеграция ещё не создала регулирующих взаимное сотрудничество институтов.
В 1989 г. по инициативе Австралии было образовано Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), членами которого стали 18 стран (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Индонезия, Малайзия, Япония, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, США). В 1997 г. членами АТЭС стали Вьетнам, Перу и Россия.
В «третьем мире» есть более 30-ти различных региональных экономических союзов (типа Латиноамериканской ассоциации интеграции или Ассоциации стран Юго-Восточной Азии), но их значение еще относительно невелико.
4. Интеграционные группировки социалистических и переходных стран.
Важнейшей организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, являлся Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
СЭВ был создан в 1949 г. и призван осуществлять широкие связи в экономической и научно-технической сферах. Первоначально СЭВ создавался как организация восточно-европейских стран. В 1962 г. в СЭВ вступила Монголия, в 1972 г. – Куба, в 1978 г. – Вьетнам.
Национальные хозяйства должны были на практике выступать как составные части единого мирового социалистического хозяйства. Но этому препятствовали основы государственно-монополисти-ческой системы хозяйства социалистических стран, не допускающие возможности развития самостоятельных связей предприятий по горизонтали, препятствовавшие свободному движению капитала, рабочей силы, товаров и услуг.
Тезис об интегрированности национальных социалистических экономик в единую целостность не выдержал испытания временем. Причина этого в том, что страны ко времени своего вступления на путь социализма не достигли стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Социалистические страны Восточной Европы своё участие в СЭВ использовали для стимулирования собственного экономического развития за счёт материальной помощи СССР, в частности, через расширение сырьевых поставок из Советского Союза. В то же время многие теоретики из Восточной Европы полагали необходимым переориентацию своих связей на Европу.
Ещё одной из причин развала экономической системы социализма являлась тенденция к хозяйственной автаркии стран социализма, т. е. самоизоляции, опоры на собственные ресурсы и отказ от экономического сотрудничества с Западом в годы «холодной войны».
После политических изменений в Восточной Европе в 1989 – 1990 гг. СЭВ в 1991 г. прекратил свое существование.
На постсоветском экономическом пространстве пытаются создать новый жизнеспособный экономический блок в масштабах СНГ, однако в 1990-х гг. успех этого замысла еще не обозначился.
В состав СНГ входит 11 государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. В 1993 г. в Москве страны СНГ подписали договор о создании Экономического союза, цель которого – формирование на рыночных основах единого экономического пространства.
Внутри СНГ действуют как факторы притяжения (прежде всего, заинтересованность в рынках сбыта для товаров, малоконкурентных на Западе), так и факторы отталкивания (экономическое неравенство участников, стремление избавиться от русского «гегемонизма» и найти контакты с более перспективным мировым рынком). Лишь в XXI в. окончательно определится, будут ли доставшиеся от советской эпохи интеграционные связи в дальнейшем отмирать или удастся найти новые опоры для экономического сотрудничества.
Наиболее продвинутыми в интеграционном плане представляются взаимоотношения двух стран СНГ – Белоруссии и России.
2 апреля 1996 г. был подписан Договор России и Белоруссии об образовании Сообщества суверенных республик. Президенты России и Белоруссии Ельцин и Лукашенко договорились о формировании единого государства. И уже в декабре 1999 г. Россия и Белоруссия подписали Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления.
Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней, Россия и Белоруссия приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» в принципе возможно, но необходимо подвести под него прочную основу, т. е. пройти последовательно все «пропущенные» ступени экономической интеграции.
В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС.
6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
В официальных документах ЕврАзЭС используется наименование «Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества» или, чаще, просто «Таможенный союз». В прессе распространены неофициальные наименования, такие как «Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана».
В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.
28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.
6 июля 2010 года Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу на всей территории Таможенного союза.
1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.
19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу.
C целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Она стала преемницей комиссии Таможенного союза, деятельность которой, согласно статье 39 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, была прекращена 1 июля 2012 года.
Формирование Единого экономического пространства стало одним из шагов на пути трансформации Таможенного союза и ЕврАзЭс в Евразийский союз.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международное интеграционное экономическое объединение, договор о создании которого на базе Таможенного союза ЕврАзЭС подписан 29 мая 2014 года (вступает в силу с 1 января 2015 года). В состав союза входят Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения.
ЕАЭС создаётся для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. До конца 2014 года к ЕАЭС планирует присоединится Киргизия. Также возможность вступления в организацию рассматривается Таджикистаном.