В статье 9 федерального закона России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Эти ресурсы признаются общегосударственной значимостью аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческому и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства.
Классификация национальных информационных ресурсов:
· библиотечные,
· архивные,
· научно-техническая информация,
· правовая информация,
· отраслевая информация,
· финансовая и экономическая информация,
· информация о природных ресурсах и т.д.
Существуют еще несколько форм представления знаний в обществе, которые находятся вне рамок информационных ресурсов (в их понимании, приведенном в федеральном законе России). Прежде всего, это овеществленные знания, представленные в виде всех объектов техносферы, которая искусственно создана человеком в результате развития цивилизации. Эти знания могут быть сохранены и переданы последующим поколениям и без их документирования на бумажных или же электронных носителях (например, международные, национальные и региональные выставки достижений).
Другая форма представления знаний в обществе – это так называемые «живые знания», выражающиеся в знаниях, опыте и профессиональной квалификации людей. Специфика данной формы представления знаний заключается в том, что их носителями являются живые люди, а местом хранения – человеческая память. Для использования этих знаний и представления их в виде информационных ресурсов общества используются специальные методы, получившие в нашей стране название инженерии знаний, которая все более широко используется в экспертных системах и других системах искусственного интеллекта.
В работах по социальной информатике обращено внимание на проблему, связанную с «живым знанием», «утечки мозгов из России». По данным МВД России наиболее выездной возраст 31-45 лет. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится возможность. «Внутренняя» утечка умов еще основательнее, так как очень много ученых покидает науку ради успеха в бизнесе или политике.
На сегодняшний день исключительно важно обеспечить сохранность и развитие в обществе «живых знаний», предотвратить «утечку мозгов» в другие, более развитые страны мирового сообщества, которая стала в последние годы настоящим бедствием для многих развивающихся стран, в том числе и для России.
Классификация информационных ресурсов
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
· тематика хранящейся в них информации – общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и пр.;
· форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
· доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
· принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;
· источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;
· назначение и характер использования информации – массовое, региональное, ведомственное и т. п.;
· форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
· вид носителя информации – бумажный, электронный.
Информационные продукты и услуги
Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг.
Информационный продукт – результат интеллектуальной деятельности людей, отражающий их представления о той или иной предметной области социальной активности общества.
Информационная услуга – предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.
Поиск и подбор информации;
Консалтинг;
Обучение;
Телекоммуникации;
И пр.
Основные виды информационных продуктов. Схема, которая наиболее полно отражает многообразие информационных продуктов на рисунке.
Информационный рынок
Развитие компьютерных информационных технологий способствует формированию рынка информационных ресурсов.
Товар – информационные продукты и услуги.
Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть свои поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). В федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Это положение является правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений – информационного рынка.
Структура информационного рынка на рисунке.
Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.
Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники
· Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
· Службы связи и телекоммуникации;
· Бытовые службы;
· Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (рекламные агентства);
· Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной услуги – информацию о них;
· Консалтинговые фирмы;
· Биржи;
· Частные лица (программисты) и пр.
Пользователи информации – организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий
Потребители информации – частные лица, предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.
Частные лица;
Предприятия;
Органы власти;
Иностранные государства.
Несмотря на то, что в результате стремительного развития процесса
информатизации общества цены на информационном рынке быстро снижаются, информационный сектор экономики остается исключительно важной и выгодной сферой вложения капитала и трудовой занятости общества. Ведь информационные и коммуникационные услуги начинают сегодня доминировать в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы.
Информационный бизнес
Это сравнительно новая отрасль деловой активности общества. Но в связи с быстрым развитием процесса его информатизации он начинает занимать все большую долю в экономике наиболее развитых стран мира, а также во всей мировой экономике.
Высокие объемы производства информационной техники, а также ее все более широкое использование практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества, активизация производства информационных продуктов и сферы информационных услуг привели к формированию нового направления деловой активности, которая получила название информационный бизнес.
Под информационным бизнесом понимается не только предпринимательство в информационной сфере, но и оно охватывает торговлю и посредничество на информационном рынке, организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества.
Образовательные информационные ресурсы:
- библиотечные образовательные ресурсы
- архивные ресурсы
- информация по различным научным отраслям
- любые информационные ресурсы, используемые в образовательных целях
Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?
2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.
3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с индустриальной революцией.
4. Что определяет индустриальное общество?
5. Как вы представляете информационное общество?
6. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.