Собственные, заемные, привлеченные средства.




Источниками формирования финансовых ресурсов является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия.

Эти источники подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние). Собственные средства включают: уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль. Прежде всего, предприятие ориентируется на использование внутренних (собственных) источников финансирования.

Организация уставного капитала, его эффективное использование, управление им - одна из главных и важнейших задач финансовой службы предприятия.

Уставный капитал - основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия - величину уставного капитала. Уставный капитал изменяется предприятием, как правило, по результатам его работы за год после внесения изменений в учредительные документы.

 

Увеличить (уменьшить) уставный капитал можно за счет выпуска в обращение дополнительных акций (или изъятия из обращения какого-то их количества), а также путем увеличения (уменьшения) номинала старых акций.

К добавочному капиталу относятся: результаты переоценки основных фондов, эмиссионный доход АО, безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели, ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений, средства на пополнение оборотных фондов.

Нераспределенная прибыль эта прибыль, полученная в определенном периоде и не направленная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.

Для покрытия потребности в основных и оборотных фондах в ряде случаев для предприятия становится необходимым привлечение заемного капитала. Такая потребность может возникнуть по независящим от предприятия причинам. Ими могут быть необязательность партнеров, чрезвычайные обстоятельства, реконструкция и техническое перевооружение производства, отсутствие достаточного стартового капитала, наличие сезонности в производстве, заготовках, переработке, снабжении и сбыте продукции. хозяйственный коммерческий заемный риск

Заемный капитал - это активы предприятия в виде долговых обязательств, которые привлекаются со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии.

Заемный капитал подлежит безоговорочному возврату и используется в обороте предприятия на условиях платности, то есть в пользу кредитора периодически начисляются проценты.

Заемные средства нужны предприятиям, когда собственного капитала недостаточно для расширения масштабов коммерческой деятельности, внедрения новых технологий, запуска маркетинговой кампании, инвестирования и других целей, которые повышают рентабельность всех бизнес-процессов и рыночную стоимость компании в целом.

Вывод: заемные средства целесообразно привлекать для финансирования тех событий, мероприятий и активностей, которые нехарактерны для обычной деятельности компании и носят единичный характер. В целом без заемного капитала можно обойтись, его отсутствие не нарушит привычные процессы, не отразится на них негативно. Такие займы можно назвать ликвидными.

Если же кредитование нужно не для развития, а для покрытия постоянных убытков и сохранения доходности на привычном уровне, то есть, когда единственный выход поддерживать жизнедеятельность компании - внешний капитал, то это неликвидные займы, которые в итоге могут привести к банкротству. Следует избегать таких ситуаций, когда займы - безальтернативная необходимость, иначе использование внешних средств будет неоправданным.

Обоснованность привлечения заемных средств - это функция финансового менеджмента, который управляет заемным капиталом и анализирует, насколько он оправдан в рамках принятой финансовой стратегии предприятия.

Привлеченные средства - это средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода (в виде дивиденда, процента) и которые могут практически не возвращаться владельцам. В их числе можно назвать: средства от эмиссии акций; дополнительные взносы (паи) в уставный капитал; также целевое государственное финансирование на безвозмездной или долевой основе. Привлеченные средства покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных средствах, способствует превращению денег в капитал, обеспечение потребности населения в потребительском кредите.

46. Сущность «эффекта финансового рычага».

Одна из главных задач финансового менеджмента — максимизация уровня рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска — реализуется разными методами. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является «финансовый леверидж».

Финансовый рычаг («финансовый леверидж») — это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств.

Финансовый рычаг является одним из инструментов эффективного управления финансами предприятия. С его помощью руководство предприятия может принимать решение о целесообразности использования в качестве источника финансирования заемных средств на определенных условиях.

Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств, позволяющий предприятию получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли собственным капиталом при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового рычага.

Эффект финансового рычага — это приращение рентабельности собственных средств, получаемое при использовании заемных средств, при условии, что экономическая рентабельность активов фирмы больше ставки процента по кредиту.

Эффект финансового рычага (ЭФР) базируется на фундаментальной теории финансового менеджмента о структуре капитала (теория Модельяни-Миллера) и зависит от средней расчетной ставки процента (СРСП), которая не равняется банковскому проценту. Эффект от привлечения заемных средств может быть как положительным, так и отрицательным.

Для расчета эффекта финансового рычага применяется следующая формула:


ЭФР = (1 – СНпр) * (ЭР – СРСП) * (ЗС / СС) (1)

 

ЭФР – эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %

СНпр – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

ЭР – экономическая рентабельность активов предприятия (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;

СРСП – средний размер ставки процента за кредит, учитывающий кредитный процент и расходы по взятию и обслуживанию долга на предприятии (оформление, страхование, текущий контроль и др.), %. СРСП = Финансовые издержки по кредитам / Сумма заемных средств (2)

СС - величина собственных средств предприятия;

ЗС - величина заемных средств предприятия;

 

Формула эффекта финансового рычага имеет три составляющие:

- налоговый корректор финансового рычага (1 – СНпр) — показывает, в какой степени проявляется эффект финансового рычага в связи с различным уровнем налогообложения прибыли;

 

 

- дифференциал (ЭР – СРСП) — характеризует разницу между уровнем экономической рентабельности активов и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам. СРСП, как правило, не совпадает с процентной ставкой, механически взятой из кредитного договора, и рассчитывается как умноженное на 100 отношение величины всех фактических финансовых издержек по всем кредитам за анализируемый период к общей сумме заемных средств, используемых в анализируемом периоде;

Формирование отрицательной величины дифференциала всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.

- плечо (коэффициент) финансового рычага (ЗС/СС) — характеризует силу воздействия финансового рычага. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового рычага будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового рычага будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала.

Расчет эффекта финансового рычага позволяет определить предельную границу доли использования заемного капитала для конкретного предприятия, рассчитать допустимые условия кредитования.

47. Организация финансовой деятельности туристического предприятия.
Одним из важнейших ресурсов, необходимых для успешной работы любого предприятия, являются финансы. Неотъемлемое условие их функционирования — обеспеченность предприятия денежными средствами для осуществления эффективной деятельности и своевременного проведения финансовых расчетов.

Таким образом, финансы — это денежные отношения, в которые вступает предприятие с другими субъектами для обеспечения своей жизнедеятельности.

Финансовые отношения представляют собой систему экономических взаимосвязей, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных средств. Они весьма разнообразны, поскольку в обороте денежных средств задействован широкий круг субъектов: партнеры, потребители, банки и др. Как следствие, на характер этих отношений влияет огромное количество факторов как объективного, так и субъективного характера. Учитывая эти обстоятельства, следует отметить, что выработанные экономической наукой положения, определяющие основы теории финансов, являются общими для всех видов и сфер деятельности, в том числе для туризма. Тем не менее, механизм их проявления на конкретном предприятии имеет свою специфику.

Сущность финансов проявляется в их функциях.

Основополагающей функцией финансов туристического предприятия является фopмиpoвание денежных дoxoдoв. Ее суть во взаимосвязи финансового и товарного потоков в условиях рыночной экономики.

Для осуществления своей деятельности туристическому предприятию необходимо привлечение капитала. Финансовые средства позволяют ему задействовать производственные факторы, которые в процессе производства преобразуются в туристический продукт (услуги). Их реализация на рынке дает предприятию поступления, используемые для погашения задолженности на рынке закупок, оплаты труда и т.д. С одной стороны, проценты на заемный капитал и образующиеся излишки выплачиваются собственным или посторонним инвесторам, а государству — налоги и сборы. С другой стороны, государство может предоставлять предприятию дотации. Этот кругооборот возобновляется непрерывно.

Роль распределительной функции финансов туристического предприятия заключается в соблюдении интересов государства, предприятия и каждого работника.

Сущность контрольной функции — в способности финансов предприятия отражать характер их распределения, образования и использования. Эта функция реализуется посредством проверки финансовой деятельности за определенный период. Осуществление контрольной функции во многом зависит от финансовой информации и уровня финансовой дисциплины на предприятии.

Финансовая информация — это совокупность финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности предприятия.

Финансовая дисциплина предполагает обязательный для всех предприятий и должностных лиц порядок осуществления финансовой деятельности.

Контролирует финансовую деятельность туристических предприятий ряд субъектов. Этот признак положен в основу классификации видов финансового контроля, в соответствии с которой различают:

· государственный;

· внутрихозяйственный;

· независимый контроль.

Финансовые функции реализуются посредством финансового механизма, являющегося составляющей хозяйственного механизма предприятия. Финансовый механизм представляет собой совокупность методов, с помощью которых осуществляется финансовая деятельность. Элементами его являются:

· финансовые методы;

· финансовые рычаги;

· правовое обеспечение;

· нормативное обеспечение;

· информационное обеспечение.

Организация деятельности туристического предприятия невозможна без участия коммерческих банков. Отношения с ними носят договорной характер, причем инициатива заключения договора исходит от самого предприятия.

Выбрав обслуживающий банк, туристическое предприятие имеет право открыть по одному текущему счету в официальной денежной единице и иностранной валюте, другие счета в порядке, предусмотренном Положением о порядке открытия банками счетов клиентов. Национальным банком Республики Беларусь установлен единый порядок открытия банками счетов юридическим лицам независимо от формы собственности и видов деятельности.

Текущий (расчетный) счет — это счет, открываемый предприятию (предпринимателю) для зачисления поступающих в их адрес денежных средств и осуществления расчетных операций как в безналичной, так и наличной формах, вытекающих из уставной деятельности предприятия (предпринимателя) и в соответствии с законодательством.

Туристическое предприятие может открыть также:

· депозитный;

· благотворительный;

· контокоррентный;

· карт-счет;

· текущий счет в иностранной валюте;

· специальный счет в иностранной валюте;

· субсчета.

Виды и количество счетов, открываемых предприятием, определяются им самим в зависимости от финансовых возможностей, направлений и специфики деятельности.

Деятельность туристического предприятия предполагает обязательное использование страхового механизма. Взаимоотношения предприятия и страховой компании регламентируются Законом Республики Беларусь "О страховании".

Успешная работа финансового механизма невозможна без ее профессиональной организации. С этой целью на туристическом предприятии создается финансовая служба или выделяется должность финансиста в штатном расписании. Развитие туристического бизнеса постоянно сопряжено с высокой степенью риска, поэтому принимать решения в условиях нестабильности и неопределенности, оценивать степень риска, рисковать и воспринимать новое в быстро меняющейся внешней среде — главная обязанность финансиста.


48. Финансовая отчетность, информация и контроль в туристическом предприятии.

Основной отчетный документ турфирмы — туристская путевка (типовая форма «ТУР-1» с отрывным талоном (приложение 4). Это документ строгой отчетности, заменяющий выдачу кассового чека.

Порядок отчетности турагента перед туроператором определяется соглашением сторон и происходит посредством факсимильной, электронной или иной связи, позволяющей зафиксировать факт отправки и получения документов. Туроператор вправе затребовать от турагента месячный, квартальный, полугодовой и годовой отчеты по расчетам и платежам, а турагент обязан представить их не позднее десяти календарных дней после окончания отчетного периода.

Бухгалтерская отчетность турфирмы может быть как общей, так и упрощенной. Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, применение которого регулируется гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного времени. Упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется добровольно.

 

Турфирма, применяющая упрощенную систему налогообложения по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, уплачивает единый налог, который заменяет три вида налога:

  • 1) налог на прибыль турфирмы;
  • 2) налог на имущество;
  • 3) налог на добавленную стоимость (НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  • 4) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Индивидуальный предприниматель, работающий по упрощенной системе налогообложения, также уплачивает единый налог, который заменяет два вида налога и страховые взносы:

  • 1) налог на доходы физических лиц, полученные от осуществления предпринимательской деятельности;
  • 2) налог на имущество, используемое для осуществления предпринимательской деятельности;
  • 3) страховые взносы с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: