Изменения в Российском законодательстве 2000-х годов




Судебная реформа

В ноябре 2000 года президентом России Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. Законопроекты, разработанные комиссией, вызвали серьёзные дискуссии в судейском сообществе. В конце 2000 года они были обсуждены на V съезде судей, а в конце 2001 года компромиссный вариант законодательных изменений был принят Госдумой. В России был введён институт мировых судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), был введён институт судебных приставов, изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса.

Была также проведена реформа процессуального законодательства. Госдумой в течение 2001—2002 годов были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (вступил в силу 1 февраля 2003 года), Уголовно-процессуальный кодекс (вступил в силу 1 июля 2002 года) и Арбитражно-процессуальный кодекс (вступил в силу 1 сентября 2002 года).

Новый УПК направлен, в первую очередь, на защиту интересов рядового гражданина — к его достоинствам можно отнести изменение процедуры ареста и обыска, которые отныне могут быть проведены только с санкции суда. В соответствии с новым АПК, экономические споры отнесены к исключительной юрисдикции арбитражных судов, и ограничены процессуальные права прокуратуры. Новый ГПК определяет порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции и у мирового судьи. В ходе реформы были также приняты такие основополагающие законы, как закон о судебной системе, закон о судебных приставах и закон об исполнительном производстве.

Рассмотрение корпоративных споров теперь находилось в компетенции только арбитражного суда. Оспаривание решений министерств и ведомств, курирующих экономические вопросы, например налоговых органов, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, также проходило в арбитражных судах. Было исключено вмешательство прокуратуры в судебный спор, в котором отстаиваются частные интересы вне зависимости от того, кто судится — граждане или компании. Из гражданского процесса были выведены народные заседатели, которые не могли квалифицированно оценивать хозяйственные споры. Принятие Уголовно-процессуального кодекса было вызвано неэффективной практикой уголовного производства. Кодекс обеспечил подсудимым, обвиняемым, пострадавшим и свидетелям дополнительные права в уголовном процессе.

К концу 2001 г. были достигнуты определенные успехи в регулировании судебно-правовой системы: повысилась дисциплина и организованность в судах, расширились возможности граждан пользоваться судебной защитой своих законных интересов, снизилась нагрузка на федеральные суды. К началу 2002 г. в России уже действовало свыше трех тысяч участковых мировых судей. Исполнительную власть в лице Министерства юстиции лишили полномочий по кадровому, материально-техническому и финансовому обеспечению судов общей юрисдикции. Эти функции перешли в судейские структуры. Были разработаны и утверждены кодексы, регулирующие уголовный, уголовно-процессуальный и гражданские процессы, а также Трудовой кодекс Российской Федерации.

Главным элементом второго этапа судебно-правовой реформы стало введение суда присяжных по всей стране с 2003 г, что является атрибутом демократического государства. В 2003 г. судами присяжных было рассмотрено 492 уголовных дела в отношении почти 1000 человек, это составляет в общем уголовном деле 8,3% от общего количества рассмотренных уголовных дел.

Повысилась роль решений Конституционного Суда РФ в обеспечении конституционной законности, активизировалась работа Генеральной прокураторы, хотя в ее работе имеют место недостатки. Все более очевидно реальное воплощение многих конкретных конституционных норм, закрепленных в Федеральном Конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации»: самостоятельности судов, независимости судей, обязательности судебных постановлений, равенства всех перед судом. Реализовалось разделение судов на федеральные и суды субъектов Федерации, были учреждены специализированные суды. Власти пресекали имевшие место попытки в нарушение федерального законодательства учредить свои особые суды законами субъектов Федерации, а также придать правовой статус казачьему, шариатскому (на основе шариата) и иным квазисудам и органам. Не всегда обеспечивается действенная защита граждан от властного произвола, не искоренена коррупция среди судей. Вместе с тем, благодаря принятым властью мерам, нечестным людям в России все труднее становиться судьей. Если в 2002 г. было отклонено 35 кандидатур на должность судьи, то в 2003 – более 160. Только в 2003 г. за различные нарушения квалификационные коллегии отрешили от должности 68 судей, более 220 были привлечены к дисциплинарной ответственности. Генеральный прокурор РФ направил 7 ходатайств о разрешении возбудить уголовные дела в отношении судей, 6 из которых удовлетворены. Однако в судебно-правовой сфере еще много нерешенных проблем. Не завершен процесс формирования независимой судебной власти, не создана ветвь административного судопроизводства, нет четкой и понятной для граждан процедуры рассмотрения административных дел. Создание такой процедуры особенно необходимо, если учесть, что ежегодно в судах рассматривается около 1 млн дел о спорах граждан с органами власти и чиновниками. Большие проблемы встают перед судами в связи с тем, что многие суды увлекаются закрытыми процессами, недоступными общественному мнению.

Но не стоит спешить с оценками изменений и перемен, потому что реформа еще не завершена, и лишь время покажет, какая точка зрения в условиях России окажется более корректной, а политика – более продуктивной и целесообразной. Пока очевидно одно: государственный контекст этих реформ в лице всех институтов и всех уровней власти заслуживает одобрения и поддержки. Независимо от различных суждений, точек зрения следует признать, что осуществление судебно-правовой реформы стало событием в гражданской истории российского общества. Все нововведения должно способствовать совершенствованию процессуального законодательства, гуманизации правовой сферы, созданию благоприятных условий для развития правового государства, экономических и политических свобод в России. Всемерное укрепление судебной власти, повышение ее авторитета в государстве и обществе продолжает оставаться одной из важнейших задач современной России.

 

Налоговая Реформа

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, упрощение налогообложения малого бизнеса, создание в стране прозрачной и эффективной налоговой системы, а также снижение участия в экономике государства. Упрощённая система налогообложения должна способствовать экономическому росту за счет малого предпринимательства и легализации бизнеса, а также росту налоговых поступлений в бюджет. Прежняя налоговая система была излишне запутанной и несовершенной, что приводило к утаиванию компаниями и частными лицами значительной части доходов, и, следовательно, к снижению налоговых поступлений в бюджет.

В отношении населения с 1 января 2001 года была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени».

В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой.

В 2002 году была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 % (в 2001 году она могла доходить до 35 %). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.

В 2002 г. радикально реформирована система ресурсных платежей в нефтедобыче: базой таких налогов вместо стоимости добытой нефти во внутренних ценах стала ее стоимость на мировых рынках. Одновременно была скорректирована шкала экспортных пошлин. Номинальный эффект реформы был не столь значителен: по сравнению с 2001 г. суммарные выплаты налогов типа роялти, экспортной пошлины на нефть и налога на прибыль в расчете на тонну добытой нефти оказались увеличены на 2, 3 и 4 долл. за тонну при мировых ценах 20, 25 и 30 долл. за баррель и снижена при мировых ценах ниже 18 долл. за баррель. Однако реформа кардинально облегчила администрирование ресурсных налогов, сделав невозможной их минимизацию с помощью трансфертных цен. В целом принятые меры значительно повысили налоговую нагрузку в нефтяном секторе.[1]

Замена в 2003 году налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. Теперь предприятия, имеющие численность персонала менее 100 человек и оборот менее 15 млн руб. в год смогут платить налоговые платежи в размере 6 % от оборота или 15 % от прибыли вместо выплачиваемых ранее ЕСН, налога на прибыль, НДС, налога на имущество и налога с продаж.

В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса.

Вследствие снижения налоговой нагрузки на население и предприятия значительно улучшилась собираемость налогов, а объем налоговых поступлений в 2001—2002 годах вырос приблизительно на 5 % ВВП. Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.

 

Пенсионная реформа

Пенсионная реформа в России началась в 2002 году с вступлением в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». С началом пенсионной реформы структура будущей пенсии и сам подход к одной из важнейших социальных выплат изменился. Согласно новой пенсионной модели пенсионные отчисления делятся на три части: базовую, накопительную и страховую. Накопительная составляющая формируется за счёт части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а её размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объёму накопленных на индивидуальном счете гражданина средств. Теперь часть пенсионных отчислений, которые должны ежемесячно производиться работодателем, то есть так называемая накопительная составляющая трудовой пенсии, поступает уже не в общий фонд, из которого раньше платились пенсии, а на индивидуальный лицевой пенсионный накопительный счет. Работник начинает заниматься пенсионными накоплениями одновременно с началом трудовой деятельности. Таким образом, в корне меняются взаимоотношения между работником и работодателем, поскольку размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд РФ, производимых работодателем; повышается как ответственность работников за обеспечение своей старости, так и ответственность работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

С 1 января 2002 года каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, получает официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета, что позволяет ему отслеживать результаты накопительного финансирования пенсий — точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

Пенсионер вправе самостоятельно распорядиться своими пенсионными накоплениями. Накопительная часть трудовой пенсии может остаться в ведении Пенсионного фонда РФ, а может быть передана в негосударственный пенсионный фонд, с которым нужно будет заключить договор обязательного пенсионного страхования. Негосударственный пенсионный фонд обязан передать поступившие к нему средства в управляющую компанию по своему выбору.

Социальные пенсии подлежат ежегодной индексации с 1 апреля с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошедший год, а до 2011 г. ‒ два раза в год ‒ 1 апреля и 1 июля. Первоапрельская индексация является обязательной, а июльская зависела от того, насколько велики за истекший год были темпы роста прожиточного минимума пенсионера в РФ. Законодательством РФ предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанных пенсий) в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в РФ. В 2010 г. пенсии повышались четыре раза. (сх. 1)

Реформирование такой сложной системы, как пенсионная, в любых странах связано с определенными трудностями. Например, повышение пенсионного возраста и стимулирование занятости лиц преклонного возраста имеет смысл только в условиях низкого уровня безработицы и наличия свободных рабочих мест, а использование принципа капитализации пенсионных накоплений может принести пользу только тогда, когда эти средства направляются на финансирование производственных инвестиций. Общим и неизменным условием организации любой пенсионной системы является создание государством правовой, организационной и экономической базы, а эффективность пенсионной системы зависит от внешних условий, связанных с ситуацией в экономике, деятельностью финансовых и страховых институтов, а также от внутренних факторов, определяемых спецификой конкретной пенсионной системы – ее структурой и финансовыми механизмами.

 

Схема №1

 

Банковская реформа

Задачей банковской реформы является создание эффективной банковской системы, которая сможет обеспечить нужды растущей экономики и развитие кредитно-денежной системы в стране.

Действовавшая в стране банковская система была слаборазвитой и неэффективной, с низкой защищённостью прав вкладчиков. Кроме того, её отличала значительная доля госучастия и монопольное положение ряда банков. Как результат, доверие населения к банкам было низким, а сектора кредитных операций и частных вкладов — слаборазвитыми.

В ходе осуществления реформы планируется достигнуть увеличения капитализации российских банков, повысить их открытость и прозрачность, а также — доверие к ним со стороны населения и компаний. Основными пунктами самой реформы должны стать либерализация рынка банковских акций, введение системы гарантирования банковских вкладов, приватизация ряда российских банков, в том числе ВТБ и Сбербанка, а также ужесточение требований к достаточности их капитала, реформирование банковского надзора, проведение тотальной проверки банков и перевод их финансовой отчетности на международные стандарты. В ходе реформы количество отечественных банков должно значительно сократиться (по разным оценкам, приблизительно в два раза в течение ближайших пяти лет).

Развитие банков исторически неразрывно связано с развитием товарного производства и сферы обращения. Производя денежные расчеты, кредитуя предприятия, выступая посредником в перераспределении капитала, банки существенно влияют на деловую активность общества и эффективность экономики в целом.

Деятельность банков тесно связана с потребностями воспроизводства. Удовлетворяя интересы производителей, они являются посредниками в отношениях между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки обладают существенной финансовой мощью и значительным денежным капиталом.

В экономике банковская система занимает особое положение, которое определяется тем, что банки - это воплощение и заемщика, и кредитора в одном лице. Банковская деятельность играет очень важную роль в движении капиталов и одновременно несет в себе опасность повышенного социально-экономического риска. Поэтому во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская деятельность регулируется специальным законодательством.

Банковская система в рыночной экономике исполняет, таким образом, три главные роли:

 

· Развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей, которая обеспечивает выполнение предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом.

· Банки наряду с другими финансовыми посредниками направляют сбережения населения к фирмам и коммерческим предприятиям. Эффективность осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования.

· Коммерческие банки, действуя в соответствии с кредитно-денежной политикой Центрального банка Российской Федерации, регулируют количество денег, находящихся в обращении. Стабильный и умеренный рост денежной массы при соответствующем росте объема производства обеспечивает постоянство уровня цен. Задача кредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости и роста реального объема производства.

 

В рамках реформы с 2004 года должен быть осуществлён переход банков на международную отчётность, а с 2005 года — повышены требования к достаточности и размеру их капитала. Так, достаточность уставного капитала банков должна будет составлять не менее 10 %, а размер капитала — не менее 5 млн евро с 2005 года для вновь создаваемых банков, а с 2007 года — для всех банков без исключения. Кроме того, в июле 2002 года был принят в новой редакции закон о ЦБ, в соответствии с которым национальный банковский совет получил статус контрольного органа. На данный момент обсуждаются законопроекты о гарантировании банковских вкладов населения, реформировании банковского надзора и снижении ограничений на участие иностранных инвесторов в капитале российских банков.

 

 

Демократические ценностив российском обществе

Статья 2 Конституции РФ формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. В Конституции понятие «высшая ценность» отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что в таких терминах не определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ конституционного строя.
Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г. (Международная защита прав и свобод человека. М., 1990, с.14—57). С вступлением России в Совет Европы обрела значение Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950г. (Права и свободы личности. Вып. II. М., 1995, с. 86—129.)
Указанные международные акты и ст.2 Конституции исходят из понимания того, что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Согласно преамбулам Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
В статье формулируется правовой принцип в наиболее общем виде. Конкретный перечень прав и свобод излагается в ст.6, 7, 13, 15 гл.1 и в гл.2 Конституции. В ст.2 впервые провозглашается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека. Признание прав и свобод человека в Российской Федерации означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. В Российской Федерации никто не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нем прав. Государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать права и свободы предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации.
Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает также государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры, а также институт Уполномоченного по правам человека. Обязанность государства конкретизировать посредством законов права и свободы человека и гражданина и защищать их предусмотрена во всех главах Конституции.
В системе правосудия фундаментальной гарантией обеспечения прав человека является деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, эффективно отстаивающего с момента своего существования права человека и гражданина. Действующие акты в сфере гражданского, пенсионного, уголовного и других отраслей законодательства подвергаются Конституционным Судом Российской Федерации интенсивной ревизии с целью прекращения действия юридических норм, нарушающих Конституцию Российской Федерации.
Расширяется сфера презумпций и принципов в области прав человека: непосредственное, прямое действие норм Конституции и постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, презумпция невиновности, признание возмещения морального вреда, запрет издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, и ряд других.
Таким образом, ст.2 Конституции обеспечивает свободу человеческой личности, демократизм и жизнеспособность государства и общества.

 

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что современное российское право довольно сильно прогрессирует, а сама Россия действительно двигается по пути демократического развития, даже несмотря на то что экономическую и политическую ситуацию в стране сложно назвать благоприятной, изменения, произошедшие в стране, дают надежду на достойное будущее нашего общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: