Примеры исполнения энергетических ГТУ и их компоновки




 

В настоящее время при строительстве новых и модернизации действующих электростанций многие решения определяются стремлением использовать энергоустановки на основе ГТУ. При этом продолжается активный процесс их технического совершенствования, определяющий рост начальной температуры газов перед газовой турбиной (до 1500оС), КПД ГТУ (до 40%) и их единичной мощности (до 400 МВт). Поскольку при этом растет температура газов на выходе из турбины (вплоть до 630оС), то совершенствование ГТУ преимущественно связывается с соответствующим выбором схем парогазовых установок, в которых наиболее эффективно осуществляется утилизация теплоты уходящих газов для получения электрической и тепловой энергии.

В табл. 28.1 – 28.2 приведены технические данные энергетических ГТУ отечественного и зарубежного производства.

 

Таблица 28.1. Технические данные отечественных энергетических ГТУ

 

  Показатель* Тип ГТУ, изготовитель
ГТЭ-180 «ЛМЗ » - «Авиадвигатель » ГТЭ-150 «ЛМЗ » ГТД-110 «Машпроект- Сатурн » ГТЭ-45-3М «Турбоатом » (Украина)     ГТЭ-45-1 «Невский завод »   ГТЭ-45У АО «ТМЗ »
Мощность, МВт   128/161       42,5
КПД, % 36,5 29,6/31,5        
Степень повышения давления       14,7   8,2   13,8   13,5
Расход газов на выходе из турбины, кг/с            
Температура газов перед турбиной, оС     950/1100        
Температура газов за турбиной, оС     423/510        

 

* - Значения мощности и КПД даны на муфте ГТУ

 

Таблица 28.2. Технические данные зарубежных энергетических ГТУ

  Показатель Тип ГТУ, изготовитель
GT-26 «АВВ » PG923EC «G Э » MW701F «Mitsubishi » V64.3A «Siemens » V94.2 «Siemens » V94.3A «Siemens »
Мощность, МВт            
КПД, % 38,5 34,9 38,2 36,5 34,5 38,5
Степень повышения давления     14,2     16,2   11,1  
Расход газов на выходе из турбины, кг/с            
Температура газов перед турбиной, оС            
Температура газов за турбиной, оС            

 

 

Основные производители и разработчики отечественных энергетических ГТУ следующие: ОАО «Ленинградский металлический завод », ОАО «Уральский турбинный завод », ОАО «Невский завод ». В российской энергетике широко используются ГТУ, разработанные ПОАТ «Турбоатом », НПО «Машпроект » и ПО «Зоря » (Украина). Среди зарубежных основными производителями ГТУ являются фирмы «General Electric » и «Westinghouse » (США), «Siemens » (Германия), «Alstom » (Великобритания), «ABB » (Швейцария, Германия, Швеция), «Mitsubishi » (Япония), «Nuovo Pignone » (Италия). По уровню температуры газов перед турбиной ГТУ выделяют в следующие поколения: 1-е - до 850оС; 2-е - от 850 до 1050оС; 3-е – от 1050 до 1200оС; 4-е – от 1200 до 1350оС; 5-е – более 1350оС. Основные схемы представленных в таблицах ГТУ приведены на рис. 28.5.

Рис. 28.5. Основные конструктивные схемы ГТУ

 

а) простая одновальная (с приводом электрогенератора непосредственно от валопровода);

б) с использованием редукторной передачи к ротору электрогенератора; в-г) с многоступенчатым сжатием воздуха в компрессорах и расширением газа в турбинах; д) спромежуточным перегревом газов; е) на базе авиационного двигателя; в, ж) с отдельной силовой турбиной;

 

На рис. 28.5, а представлена схема простой ГТУ, когда роторы компрессора и газовой турбины являются единым валопроводом (ГТЭ-110 НПП «Машпроект » и АО «Рыбинские моторы » (ныне в объединении «Сатурн», Россия),, ГТЭ-180 «ЛМЗ », V.943А «Siemens »). В ряде случаев при использовании отработанных ранее силовых агрегатов с высокой частотой вращения роторов (n >50 с-1) для привода электрогенератора применяется схема с установкой понижающей редукторной передачи (рис. 28.5, б) к электрогенератору (конструкции ГТУ V.64.3А «Siemens », GT8C «ABB »). Используются также многоступенчатые схемы сжатия в компрессорах и расширения в газовых турбинах (схемы в-д на рис. 28.5). Схема трехвальной ГТУ с приводом электрогенератора от отдельной силовой турбины СТ показана на рис. 28.5, в. Она применена, например, в ГТУ GT35 «АВВ ». Двухвальная схема с приводом генератора от вала «компрессор-турбина» низкого давления показана на рис. 28.5, г. Она применяется в ГТ-140-1100 «ЛМЗ », LM 6000 «GE », а одновальная схема (рис. 28.5, д) - в GT24 и GT26 «АВВ » (используется ступенчатое сжигание топлива в двух камерах сгорания, что приближает цикл Брайтона к циклу Карно). Схема с силовой турбиной (рис. 28.5, ж) использована в ГТУ MS3002, MS6001, MS9001 (GE).

К представленным можно добавить ГТУ, изготовленные на базе авиационных двигателей. Среди них, например, авиационные двигатели НК-37-1 (производитель «СНТК им. Н.Д. Кузнецова », г. Самара) мощностью 32,5 МВт (КПД 37%, степень повышения давления 25,6, температура газов перед турбиной 1143оС), ГТУ-25П (производитель ОАО «Пермские моторы », г. Пермь) мощностью 25,9 МВт (КПД 40,5%, степень повышения давления 24,3, температура газов перед турбиной 1167оС), ГТУ-20 типа АЛ-31 СТЭ (производитель предприятие «Сатурн », г. Москва) мощностью 20 МВт (КПД 36%, степень повышения давления 20, температура газов перед турбиной 1252оС).

В заключение, на рис. 28.6, дана характеристика серий ГТУ, определяемых уровнем начальной температуры газов перед турбиной и их экономичностью.

 

 

 

Рис. 28.6. Серии ГТУ и их эффективность



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: