Поэтика повести Л.Н. Толстого «Казаки».




Достойным завершение первого периода творчества Толстого можно считать опубликованную в 1863 г. в «Русском вестнике» повесть «Казаки». Произведение было задумано еще на Кавказе в 1852 г. на основе дорогих для его автора впечатлений жизни среди казачества. В произведении Л. Н. Толстого представлены две фигуры, которые символизируют прямо противоположные типы, два полюса личности человека. Один их них — образ светский, условный (Оленин). Другой — природный, стихийный (Лукашка). В повести полюса находят общую точку соприкосновения, вернее, место — Кавказ. События складываются таким образом, что только одна фигура — Оленин — помещается в инородную среду. Лукашке подобного случая не предоставляется. Считается, что Оленин оказался к новому образу жизни не готовым и не смог принять законы казачьей среды. Но именно образ Оленина стал воплощением философских взглядов самого Л. Н. Толстого. И главным здесь является то, что Дмитрий Андреевич Оленин пытается жить для других. «Его удерживало смутное сознание, что он может жить вполне жизнью Ерошки и Лукашки, потому что у него есть другое счастие, — его удерживала мысль о том, что счастие состоит в самоотвержении». Пожив немного в новой обстановке, Оленин понимает, что их жизнью он жить не сможет, потому что она противоречит его идеалам, его новой теории. Казаки — хоть и вольное, свободное братство, но, по мнению Оленина, совершенно не склонны к самоотверженности. Некоторые из них в любом деле ищут только выгоду. Например, Лукашка променял подарок Оленина (коня) на другого коня. И после того, как похвастался дарителю новым приобретением, говорит Назарке: «спасибо отдарил его <Оленина> кинжалом, а то коня бы просить стал». Так действительно ли в образе Лукашки воплощен отрицательный полюс повести «Казаки»? Лукашка — смелый и наблюдательный джигит. Недаром именно он заметил абрека под корягой, плывущей по воде. Автор восхищается им: «Лукашка, стоявший на вышке, был высокий красивый малый лет двадцати... Лицо и все сложение его, несмотря на угловатость молодости, выражали большую физическую и нравственную силу». В том мире, в котором живет Лукашка, традиции имеют очень большое влияние. Это видно даже из небольших фрагментов на протяжении всего повествования. Одним из примеров власти вековых обычаев является эпизод, когда Лукашкина мать приходит свататься. «Хорунжиха... отклоняется от этого разговора... Главное же потому, что приличие того требует». Важность традиций для жизни казака подтверждает и другой эпизод. Лукашка привез чихирю дяде Ерошке и заодно решил посоветоваться с ним. Несмотря на старческую болтовню, дядя Ерошка дает молодцу немало дельных советов. «За ружьем не стой, - сказал старик,- ружья не дашь-награды не будет» или «Только слушай дядю, я тебе худу не научу: вели ему (Гирей-хану) клятву взять, тогда верно будет; а поедешь с ним, все пистолеты на готове держи». Несмотря на легкость, которая видна в поведении Лукашки во время разговора, он «внимательно слушал старика». Здесь, среди гор, вдали от цивилизации человек может выжить, только используя весь опыт, накопленный его предками. Оленин порой снисходительно относится к дяде Ерошке. Светский молодой человек не принимает во внимание слова старика о том, что «когда палка лежит, ты через нее не шагай, а или обойди, или скинь так-то с дороги да молитву прочти: " Отцу и сыну и святому духу", и иди с богом». Дмитрий Андреевич называет подобные поучения вздором. И вот, наконец, две противоположности все-таки находятточку соприкосновения. У них появляются общие темы для беседы. Тон Лукашки немного помешлив. «Что ж вы сюда приехали, волей или неволей?- спросил Лукашка, все как будто посмеиваясь». Своим поведением казак выражает не только собственное отношение к персоне Оленина, но и мнение многих своих товарищей. Среди них Оленин оказывается «белой вороной». Для того чтобы еще более подчеркнуть несоответствие одного из своих героев окружающему большинству, Толстой вводит в повесть фигуру Белецкого. Дмитрий Андреевич и с его помощью не принимает и не пытается принять законы чужого быта. Поэтому он остается для окружающих загадкой. Чем скрытее его действия или, наоборот, значительнее (подарок), тем еще менее понятным Оленин становится для окружающих. Однако для него Кавказ - это не только отдаленное место, куда можно сбежать. Он чувствует, что «тут в станице его дом, его семья, все это счастие и что никогда и нигде он не жил и жить не будет так счастливо, как в этой станице». Оленин находит здесь самое главное, чем в избытке владеют жители гор, — свободу. Именно это чувство молодой человек «заберет с собой» из «кавказской» жизни. Для Оленина подобная свобода до сих пор была незнакома. «Люди живут, как живет природа». Именно эту гармонию человека и природы встречает Оленин в новом периоде своей жизни. «Он с каждым днем чувствовал себя здесь более свободным и более человеком». Философское стремление Оленина «жить для других» постепенно разрушается. Возможно и потому, что этого он не встречает ответной реакции. И Оленин снова начинает жить для себя. Лукашка же считает, что все время живет только для себя. Он был свободен и останется свободным навсегда. Для Толстого как писателя, для проблематики и поэтики его произведений характерно резкое противопоставление городской, светской и деревенской, близкой к природе жизни. Контраст искусственного городского и естественного деревенского, природного, впервые резко обозначенный в "Казаках. Но именно в "Казаках" руссоистский идеал не утверждается, а преодолевается: Оленину не дано слиться с миром природы и простых людей, живущих по естественным ее велениям. Одна из важных особенностей эпического строя "Казаков" состоит в том, что некоторые главные, ключевые мысли высказаны в немудреных словах простого человека—старика Ерошки. Он философствует о жизни, о войне, о религиозной вере, об отношениях народов друг к другу. В повествовательной системе Толстого это новый шаг сравнительно с севастопольским циклом, предвестие "Войны и мира" и других произведений последующих лет. Сюжет строится в "Казаках" совсем не идиллично. Разрушены мечты Оленина о счастливой "естественной" жизни. В ночном столкновении казаков с абреками убит горец. В конце повести опасно ранен Лукашка. Повесть, однако, как и все созданное Толстым, проникнута жизнеутверждающим началом, основанным на гуманизме, человечности. Повесть утверждает красоту и значительность жизни самой по себе. В повести "Казаки"» рассматривается конфликт образованного меньшинства и народной массы, проявившийся в невозможности слияния этих двух стихий как носителей диаметрально противоположных жизненных идей. Следование внешне принятым нормам поведения, характерным для цивилизованного человека, стимулирует «умственный» рост личности, формирует рационалистический взгляд на окружающую действительность и свое место в ней, поэтому попытка представителя цивилизации войти в мир патриархальной красоты, живущей по законам «сердца», заранее обречена. Повесть «Казаки» прославляет натуральный, неискаженный и неразвращенный обществом образ жизни. Здесь «умственной эквилибристике» Оленина писатель противопоставляет казачью естественность и непринужденность. Отправляясь служить на Кавказ, герой повести бежит от «цивилизации», но не порывает с ней. Вопрос о мотивах, побудивших его уехать из столицы, неоднозначен. Конечно, не только прагматические расчеты движут героем, сыграли свою роль и его романтические воззрения, но, тем не менее, разум подавляет все эмоциональные позывы. Герой не может забыть свое прошлое, так или иначе сформировавшее его характер. Всякое напоминание о мире с которым он расстался, огорчает Оленина. Так, например, приехав в Ставрополь, он с раздражением наблюдает реалии «отринутой им жизни» французские вывески на магазинах, нарядных дам в колясках. Новый мир, открывающийся перед молодым человеком, кажется ему более привлекательным. В нем обретаются три народа горцы, казаки и солдаты. Первые два, несмотря на разную национальную принадлежность, близки друг другу по духу и традициям. Горская культура с неоспоримой важной общественной ролью мужчины и большим влиянием и весом в быту женщины — культура Востока. По сравнению с ней традиционную русскую культуру можно считать западной. Восток и Запад олицетворяют противостояние эмоционального и рационального. Восточные люди всегда воспринимались как носители горячих страстей, а холодный расчет и обдуманность в поступках считались чертой западного человека. И хотя в истории и литературе были исключения, но большая часть представителей того или иного народа соответствует этим стереотипам. Станичная жизнь, что на русском, что на горском берегах, размеренна и близка к природному циклу. Рефлексия не является уделом казаков, их философия жизни предполагает принятие естественного права человека, подобно зверю, защищать себя и своих близких, подчиняясь голосу инстинкта. Человек же цивилизованный не может отдаться стихии без попытки рационально осознать внутренние пружины собственных мыслей и поступков. Таким образом, природа в «Казаках» изображается Толстым как показатель полноты или ущербности духовного содержания человека и вместе с тем, как одна из сил, при помощи которой он непрерывно усовершенствует самого себя. Иным по отношению к цивилизованному миру является и поведение «природного человека», ярким примером которого является дядя Ерошка. Искренний в чувствах и высказываниях, Ерошка «ничего не жалел», потому что в жизни ничего не копил, со всем мог легко расстаться и при этом не сожалеть о потерянном. Это подтверждается и его образом жизни, близким горцам, которые скорее «добудут» лошадь, чем купят ее. Привычный, рациональный, законный, с точки зрения цивилизованного мира, способ — не для него. Конечно, далеко не каждый представитель природного мира «прост» так, как Ерошка. Например, хорунжий, «казак образованный и благородный», не упустил случая вытребовать с юнкера шесть «монетов» за постой. Изо всех сил этот казак стремится приблизиться к «цивилизованным» людям, выказывая свою начитанность. Но «по его загорелому лицу, и по рукам, и по красноватому носу», по увлечению рыбалкой видно, что он — «тот же дядя Ерошка». Оленин так же легко подмечает неестественность поведения хорунжего, как окружающие его казаки — неестественность поступков самого юнкера. Именно Ерошка становится «проводником» Оленина, объясняя ему принципы жизни в казачьей станице. В силу своего неопределенного положения юнкер не может понять, как ему следует вести себя с Марьянкой. Воспитанный на принципах западного общества, Оленин полагает, что «завести девку» — грех. Ерошка объясняет Оленину свою точку зрения на взаимоотношения полов - «Бог тебя сделал, Бог и девку сделал. На то она сделана, чтобы ее любить да на нее радоваться. Ни в чем греха нет». Но Оленин не казак и не может быть так прост в словах и поступках, как Ерошка или Лу-кашка, в силу нравственного чувства герой повести не может допустить и таких отношений, которые возможны между богатым офицером и казачкой – девкой. Порой юнкеру приходит в голову серьезная мысль в корне изменить свою жизнь «бросить все, приписаться в казаки, купить избу, скотину, жениться». Но окончательно отдаться страсти к Марьянке Оленин не может, так как его разум против такого иррационального поступка. То, что недоступно главному герою повести, реализует в отношениях с казаками - князь Белецкий, давний знакомый Оленина еще по прежней жизни. Устремления Белецкого, заманившие его на Кавказ, прагматичны - «сделать карьеру крест чин». Казалось бы, подобная рациональность в жизненном подходе должна еще более отдалить князя от «естественных» людей, но отношение к женщине как к объекту, заслуживающему восхищения и наслаждения, роднит князя с казаками. И если юнкер за долгое время так и не смог стать для казаков своим, то Белецкий «в один месяц стал как бы старожилом станицы». Мотивация поведения Белецкого была понятна всем казакам, Оленин же остается для них загадкой. И хотя первый говорил о рациональных мотивах своего пребывания на Кавказе, а второй — предавался романтическим мечтаниям, на деле князь оказался более искренним и естественным в своих поступках. Жители станицы так и не смогли понять и полюбить Оленина, хотя тот и старался во всем подражать «природным» людям. Неестественность и фальшь этого подражания ясно чувствовались всеми героями повествования. Да и сам Оленин обманывался, поскольку в своих поступках он руководствовался не первоначальными эмоциональными порывами, а прагматическими подсознательными позывами «ума». К его чувствам всегда примешивался контролирующий голос разума, указующего на причины и цели поступка. Слишком разными оказались люди, воспитанные «цивилизацией» и «природой». Попытки перейти из одной категории в другую, оставив прежнюю жизнь, безнадежны человек может лишь приблизиться к выбранному идеалу, как хорунжий, пестующий свою «образованность» и «благородство», или как Белецкий, искренне увлекающийся девушками, вином и «балами». Но искуссгвенность поступков, внутренние отличия видны любому представителю противоположной группы: князь по-прежнему остается офицером, а хорунжий — казаком. Основы культуры, разная степень эмоциональности, заложенные в процессе воспитания обществом, навсегда формируют у человека приоритет или рационального, или эмоционального начала. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что герои Толстого, относящиеся к «естественному типу», в своих поступках руководствуются «умом сердца», попытки «цивилизованного» человека жить жизнью «сердца» обречены на неудачу, так как в большинстве случаев основой мотивации его действий являются рациональные побуждения, а чувства подвергаются контролю «голоса разума».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: