Глава Y. Государственный долг и его формы




Национальный, или государственный, долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Внутренний долг - это долг государства своему населению.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

Активное использование в финансировании дефицита заимствований на рынке ценных бумаг положило начало резкому росту внутреннего государственного долга. Он включает задолженность по ГКО и ОФЗ, облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), реструктурированную задолженность по внутренним валютным облигациям, а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. С ростом внутреннего госдолга увеличивались и расходы на его обслуживание.

К 1998 г. они превратились в одну из наиболее крупных и прогрессирующих статей расходов федерального бюджета.

В последние годы российское правительство шло на привлечение внешних кредитов, потому что они были существенно дешевле внутренних, получаемых путем размещения ценных бумаг. В 1996-1997 гг. активизировались заимствования на внешних финансовых рынках. Но с осени 1997 г. ситуация осложнилась. Переход на внешние заимствования пришелся на конец подъема мировой экономики и начало финансовых потрясений на финансовых рынках развивающихся стран. Серия финансовых кризисов, особенно в странах Юго-Восточной Азии, и растущая по этой причине нестабильность международных финансовых рынков резко ограничили возможности относительно дешевого внешнего финансирования.

В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

Апреля 1999 года Президент Российской Федерации направил

Правительству Российской Федерации бюджетное послание «О бюджетной политике на 2000 год»

В бюджетном послании отмечено, что бюджетная политика - это то направление работы всех ветвей власти, в котором цели так и не были достигнуты, успехи - относительны и скромны.

В послании так же были указаны основные направления преодоления бюджетного дефицита

· установление размера первичного дефицита федерального бюджета на уровне 2,5-3% ВВП

· завершение работы по реструктуризации внутреннего государственного долга

· завершение переговоров о погашении внешнего долга страны с новой реструктуризацией обязательства

· безусловное исполнение государством всех обязательств по погашению и обслуживанию внешних долгов после их глубокой реструктуризации

· создание системы эффективного управления государственным долгом

· законодательное закрепление механизма и правил выпуска займов субъектов Российской Федерации»

 

Заключение.

 

Подводя итог, можно определенно сделать вывод, что основной проблемой как российской бюджетной политики, так и политики других стран является дефицит государственного бюджета.

Важно также отметить следующее: доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие к правительству, доверие к проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета и растущего внутреннего и внешнего долга. Бюджетный дефицит и государственный долг - явления, характеризующие состояние экономики страны, и их увеличение может принести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и политического характера.

Таким образом, одним из наиболее существенных недостатков современной политики и, как следствие, бюджетного дефицита в Российской Федерации является непроработанность принципов финансовой стратегии, позволяющих логически обосновать компромисс экономических интересов государства, предпринимателей и населения.

 

Литература.

 

1. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экон. теории (экономика). - М.: «ВЛАДОС»,1994.

2. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Д.: изд-во «Феникс», 1996.

3. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1996.

4. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1003 “Об утверждении Программы сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы”.

5. Бюджетное послание Президента Российской Федерации от12 апреля 1999 года "О бюджетной политике на 2000 год".

6. Анализ исполнения объемов финансирования расходов, дефицита и поступления доходов Федерального бюджета в мае 1999 года

(предварительные данные за май 1999 года).

7. Ресурсы глобальной сети Интернет (Официальный сервер Минфина).

 

 


[1] Современная экономика: общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”,1996. - 58 с.

[2] Современная экономика: общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”,1996. - 58 с.

[3] Современная экономика: общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”,1996. - 58 с.

[4] Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1003 “Об утверждении Программы сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы”



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: