ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. Крепостных крестьян.




ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Цель занятия — определить роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути персонажа.

Сон ‒ это композиционный элемент произведения, отличительной чертой которого является максимальная сжатость, схематичность; обилие символики; стилевое несоответствие ко всему произведению. Введение сна помогает писателю создать переход от одного эпизода к другому, переход от прошлого к настоящему или от настоящего к будущему или для создания особого настроения.

Важный эпизод романа — «Сон Обломова ». Он помогает читателю понять натуру персонажа. Герой задаёт себе вопрос: «Отчего я…такой?..» Находясь в Петербурге, Обломов засыпает и видит сон о родной Обломовке, о счастливых воспоминаниях детства, важном периоде формирования личности. Сон позволяет зримо представить среду, взрастившую Илью Ильича, социальные и нравственные истоки его личности, причины его трагедии.

ПОРТРЕТ ОБЛОМОВКИ.

«Благословенный уголок», «чудный край», «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого», «небо там» «ближе жмётся к земле», «чтоб обнять её покрепче, с любовью», «как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод». «Солнце светит ярко и жарко», «удаляется не вдруг, точно нехотя». «Весь уголок» «представлял ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей». «Измученное волнениями» «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем». Прекрасная природа подчёркивает состояние душевной гармонии. Пейзаж, как художественное средство, воссоздаёт атмосферу, воспитавшую Илью Обломова. «Зачем оно, это дикое и грандиозное? — спрашивает он себя при созерцании мирной обломовской природы. — Море, например? Бог с ним. Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод...». Горы и пропасти тоже не привлекают: «Они созданы не для увеселения человека. Они грозны, страшны». Однако небо в Обломовке «ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только чтобы обнять её покрепче, с любовью… ».

Обратите внимание, что в Обломовке «по указанию календаря наступит в марте весна» и жизнь обитателей Обломовки подчинена этому календарному циклу, точно так же, как и умиротворённость природы, её спокойствие без чего-то «грандиозного» и «дикого» становится образом жизни людей, живущих в Обломовке…

Гончаров снова от описания масштабного – пейзажа – переходит к более конкретному, к меньшему – это сами обломовцы. Давайте поговорим об их образе жизни. Цитаты из текста покажут максимально точно то, что Гончаров пытался до нас донести.

Итак, обратимся к тексту с цитаты: «Тишина и спокойствие царствуют в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их ».

Какой мы можем сделать вывод, какой образ жизни был у обломовцев?

Спокойный, размеренный, без происшествий.

«Всякий знал самого себя ». То есть жизнь каждого человека была направлена на него самого, он не пытался играть какую-то роль, он жил своей жизнью. Исходя из собственной природы и сущности, не стремился казаться каким-то другим, каждый знал свои желания, жил по своим мыслям и взглядам – вот он, тот Человек, которого так не хватает Обломову в Петербурге. Здесь каждый живет своей жизнью, в гармонии с собой, со своим представлением о должной жизни и своей судьбе.

«Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими ». Жизнь Обломовцев была ограждена от окружающего мира, их не волновали глобальные проблемы, здесь жители не философствовали о том, какая жизнь там – за пределами Обломовки. Они живут в своём мире, тихо, мирно, никого не трогают.

«И как уголок их был почти непроезжий, то и неоткуда было черпать новейших известий о том, что делается на белом свете ».

«Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть» «и что жить иначе – грех». Они СЧАСТЛИВЫсвоей жизнью, они уверены, что их жизнь – истинная и другой им не надо, впрочем, про другую они ничего и не знали.

Однажды в Обломовке «был найден лежащий за околицей, в канаве» человек. Вспомним, как поступили с ним обломовцы.

«Прохожий сделал движение, чтоб приподнять голову, но не мог: он, по-видимому, был нездоров или очень утомлен.

Один решился было тронуть его вилой.

— Не замай! Не замай! — закричали многие. — Почем знать, какой он: ишь, не бает ничего; может быть, какой-нибудь такой... Не задайте его, ребята!

— Пойдем, — говорили некоторые, — право-слово пойдем: что он нам, дядя, что ли? Только беды с ним!

И все ушли назад, в деревню, рассказав старикам, что там лежит нездешний, ничего не бает, и бог его ведает, что он там.

— Нездешний, так и не замайте! — говорили старики, сидя на завалинке и положив локти на коленки. — Пусть его себе! И ходить не по что было вам!»

Они боялись допустить в свой благословенный уголок нездешнего, чтобы он не нарушил их покой, гармонию их жизни. Ничья жизнь даже не касалась их волнений, если это — нездешние люди.

Подумаем, доводилось ли что-нибудь в Обломовке до конца? Нет. «Одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там…», «даже курице страшно в неё войти».

Давайте сделаем выводы по всему сказанному, какой образ жизни был у обломовцев? Жизнь обломовцев была отгорожена от внешнего мира, они жили в своём небольшом мире, который их полностью устраивает, они не знают другой жизни, и она им не интересна, и свой спокойный уголок они тщательно оберегают – не допускают в него чужих людей. В этой жизни есть что-то очень простое, первородное и природное, эпическое.

Мы обозначили образ жизни всех обломовцев. А теперь обратимся к семье Обломовых. Мы знакомимся с Ильёй Обломовым ещё маленьким: «Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело». Давайте цитатами из текста опишем, какой он – маленький Илья Ильич?

«Хорошенький, красненький, полный», «шалун надуется нарочно», «шалит, болтает ногами», «осмотрел и обежал родительский дом», «не внимал запрещениям матери», «детский ум наблюдает все совершающиеся перед ним явления, они западают в душу его, потом растут и зреют вместе с ним», «У! баловень», - говорит про него няня.

Каким мы видим маленького Обломова? Он жизнерадостный, живой, подвижный, естественный, ведёт себя как и все маленькие дети: шалит, бегает, познаёт мир. Ему всё интересно, и он как губка впитывает в себя все окружающие его явления.

И что же видит этот маленький человек, который как губка впитывает всё его окружающее? Посмотрим теперь, как живёт семья Обломовых. Чем они занимаются утром? Заботятся о том, что будет на обед. «Главною заботой была кухня и обед, об обеде совещались целым домом», «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». «А ребёнок всё наблюдал и наблюдал».

Что происходит в обед? Все сытно отобедают, потом «наступил час всеобщего послеобеденного сна». «Это был какой-то всепоглащающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». «А ребёнок всё наблюдал и наблюдал».

А вечером? «Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь». «Люди играют в горелки», готовится ужин, затем все ужинают, ложатся спать. «Вот день-то и прошёл, и слава богу!»

Какой вывод мы можем сделать, как проходят дни в семье Обломовых? Спокойствие жизни подчинено времени суток и тем действам, которые традиционно принято совершать в то или иное время – утро – просыпаться, обед – обедать, ужин – ужинать.

Что было главным в жизни Обломовых? Вкусный обед и спокойный сон.

А Илья Ильич «всё наблюдал и наблюдал». Что повлияло на формирование сознания героя? Легенды и сказки, былины и притчи.

Илья Ильич был любопытным ребёнком, его особенно увлекали рассказы Милитрисы Кирбитьевны – его няни. О чём она ему рассказывала? О далёких краях, «где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют… «что ни в сказке сказать, ни пером не описать » – о героях этих сказок.

Какое воображение было у маленького Ильи Ильича? Богатое, он живо воображал себе все картины, о которых рассказывала ему няня, а потом долго думал о них. Какие качества формируются у героя? Поэтическая мечтательность, чувство внутренней свободы.

«Сказка у него смешалась с жизнью». И теперь Обломов, зная, что нет молочных рек, теперь «он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка»

Можно сказать, что для маленького Ильи Ильича сказки его няни – это первый шаг в образовании. Он вздыхал и мечтал о таком мире, в котором всё так хорошо получается – чудеса случаются сами, для этого не надо прилагать никаких усилий, мир, в котором всё получается само собой. «Он печально озирается вокруг и всё видит в жизни вред, беду, всё мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей…, где так хорошо одевают и кормят даром».

Образование продолжилось для Ильи Ильича частным пансионом в семье Штольцев, в селе Верхлёво. Изменилось ли что-нибудь там? «Обаяние обломовской атмосферы, образа жизни и привычек простиралось и на Верхлёво», «Там, кроме дома Штольца, всё дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью».

Как к образованию относились в Обломовке, чувствовали ли внутреннюю потребность к обучению? «О внутренней потребности учения они имели ещё смутное о отдалённое понятие».

Какую судьбу прочили Илье Ильичу? «Мечтали о шитом мундире для него», «воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором».

Но прикладывали ли они силы для осуществления этих фантазий? Нет, они хотели «учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму».

Мальчик наблюдал за тем, чем занимались его родители. Образования у отца Ильи Ильича не было. По сути дела, он ничего не делал. Он не мог даже распорядиться отремонтировать или снести галерею, которая почти обрушилась. «Поди себе, а я подумаю », - говорит постоянно его отец.

Обратите внимание, чем занимались в Обломовке после обеденного сна: «После чая все займутся чем-нибудь: кто пойдёт к речке и тихо бродит по берегу, толкая ногой камешки в воду, другой сядет к окну и ловит глазами каждое мимолётное явление…»

Наблюдает ли мальчик около себя движение жизни, деятельность, её бурление? Что делают с ним, когда он сам начинает бегать, шалить, проявлять свою активность и любознательность? Его останавливают: «Ах ты, господи, что за ребёнок! За юла такая! Да посидишь ли ты смирно, сударь? Стыдно!»

Задумываются ли обломовцы о смысле своего существования? «Делали ли они себе вопрос: зачем дана жизнь? Бог весть. И как отвечали на него? Вероятно, никак: это казалось им просто и ясно », не понимали обломовцы «круговорота вечных стремлений », боялись «увлечения, страстей ». «Добрые люди понимали её (жизнь) не иначе, как идеалом покоя и бездействия».

Как в Обломовке относятся к труду? «Сносили его как наказание», «жизнь как покойная река текла мимо них ».

По каким законам живут в Обломовке? Следуя традициям: «как только рождался ребёнок » его крестили, потом «приискивали ему подругу », «потом уже начинались повторения: рождение детей, обряды, пиры…» и «так жизнь по этой программе и тянется беспрерывной однообразною тканью, незаметно обрываясь у самой могилы». «В этом и весь пафос жизни». И в этом тоже есть что-то первобытное, идущее от начала бытия.

Стремились ли обломовцы жить иначе? «Другой жизни и не хотели, и не любили бы они. Им было бы жаль, если бы обстоятельства внесли перемены в их быт, какие бы то ни были». «Они не представляли себе другого житья-бытья, а если б и смогли представить, то с ужасом отвернулись бы от него. Другой жизни и не хотели и не любили бы они. Им бы жаль было, если б обстоятельства внесли перемены в их быт, какие бы то ни были. Их загрызет тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра».

Нежелание изменить свою жизнь доказывается и ситуацией с письмом. Обломовым пришло письмо, его принёс обломовский мужик. «Все обомлели, хозяйка даже изменилась в лице», «Что за диковина! От кого это?», «Полно, не распечатывай, Илья Иванович, – с боязнью остановила его жена », и письмо пролежало четыре дня под замком.

Что доказывает эта ситуация? Обломовцы боятся разрушить свой мир, боятся, что нечто внешнее проникнет в их спокойную, устоявшуюся жизнь.

«А ребёнок всё наблюдал и наблюдал». Видим ли мы в Илье Ильиче изменения в сторону образа жизни обломовцев? «Может быть, Илюша уж давно замечает и понимает, что говорят и делают при нём…», «Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему?»

Если у Ильи Ильича было изначально желание сделать всё самому, то как это желание меняется? Он чувствует теперь себя барином, «захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желания», «ему вдруг хочется сделать всё самому, но тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?» …И что он усвоил?

Как вы понимаете такое сравнение Гончарова: «И Илюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая»? Опека, которая была над Обломовым, со стороны родителей и нянек не давала ему проявиться и развиться в нём стремлений, своевольного свободного движения, его силам не давали выхода, и они затухали в нём самом…

Давайте обратимся к заключительному моменту в главе «Сон Обломова». Илья Ильич убегает из дома в мороз, чтобы поиграть с мальчишками в снежки. «А в доме гвалт: Илюши нет! Крик, шум. На двор выскочил Захарка, за ним Васька, Митька, Ванька — все бегут, растерянные, по двору. …Окутали его в захваченный тулуп, потом в отцовскую шубу, потом в два одеяла и торжественно принесли на руках домой. …Напоили его мятой, там бузиной, к вечеру еще малиной и продержали дня три в постели, а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки...» Так заканчивается глава «Сон Обломова».

Почему Гончаров именно так заканчивает главу, в которой представляет читателю, почему Илья Ильич стал таким, каким стал? Гончаров словно говорит о том, что Илье Ильичу не помешало бы движение. Ему мешала чрезмерная опека. Его обломовская жизнь «закутала в шубу» и обездвижила, а полезнее ему было бы другое – свобода проявления своей подвижности, активности, деятельности, ему надо было дать возможность жить своей жизнью.

ЗА Обломовку. В чём же обаяние обломовской жизни?

В обломовской жизни нас привлекает стабильность – обломовцы живут так, как жили их отцы и деды – «первобытная» жизнь, та, которая была заложена уже давно, испокон веку, это жизнь в традициях. Нас привлекает естественность обломовской жизни, её простота, тот порядок жизни, который заложен обломовцами: каждый знает своё место, чётко понимает свои обязанности, своё место в этой жизни. Идеальный мир Обломова — в родительском доме, где ему весело и легко. Там царят умиротворение, покой и любовь.

ПРОТИВ Обломовки. В чём же минусы обломовской жизни?

Минусом такой жизни может стать её однообразие, её нежелание принимать и узнавать другие формы жизни, её нежелание меняться, впустить движение, новизну. «Всепоглощающий сон» обломовской жизни, ограждённость этого небольшого мира от всего внешнего – это вряд ли мог стать плюсом в полной мере, это и минус. Обломовка не может меняться, это значит, она не может не только «впускать» в себя невзгоды и беды со стороны, но и не может перенять лучшее, что может предложить окружающий мир.

Итак, Обломовка - "благословенный уголок" - утопия. Этот "чудесный край" отделен от окружающего мира: и гость сюда редко заезжает, и новость редко доходит. А в Обломовке этого и не надо, там "люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех". "Не наказывал господь той стороны ни египетскими, ни простыми язвами", а сами обломовцы пуще всего боялись страстей, "грандиозного, дикого и угрюмого".

Сон Обломова дает нам объяснение того, как Илья Обломов превратился из бодрого, резвого мальчугана в человека, не желающего двигаться, практически применять свои знания, воплощать в реальности свои идеи, отчуждённым от внешнего мира. Жизнь, как мы знаем, разрушила идеал Обломова, его представления о назначении человека, о любви, о счастье.

Сон Обломова поведал нам о детстве и отрочестве героя. Нам стали ясны причины того, почему Илья Обломов прячется в своем кабинете от окружающего его мира, как пряталась Обломовка от всех стихий. После сна – Возрождение! Таким образом, этот эпизод связал нам воедино прошлое и настоящее Обломова, разрешив вопрос о том, как появился вообще такой человек – Илья Обломов, в котором соединились приятные, добрые черты и полная индифферентность к происходящему, желание полного отчуждения, Бессилие, безволие. Если взглянуть шире, то сон – общее состояние Обломова. Обломовка живет только для того, чтобы утром проснуться, а вечером уснуть. Сон – состояние покоя, к нему стремится Обломов, он бежит от суеты к себе в кабинет, на свой диван, заворачивается в свой халат. И только во сне Обломов полностью свободен и повелевает временем и пространством, может увидеть давно умершую мать, отчего на его щеке станут " неподвижно две теплые слезы ", может переместиться в "благославенный уголок ". Обломов стремится ко сну как к своей свободе. Сон становится метафорой жизни Обломова. Сон заставлял " человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разума и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления". В этой строчке "Сна Обломова" и отразился весь роман И. А. Гончарова "Обломов".

ВЫВОД.

И. А. Гончаров показывает, как среда влияет на человека и определяет его дальнейшую жизнь. Сон Обломова объясняет, почему хорошие, светлые начала его души всё-таки в полной мере так и остались нереализованными, почему пропал, погиб, был отброшен от прямого человеческого назначения человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный. «Крепостное право» способствовало формированию лени, безделья и у высшего сословия, и у

Крепостных крестьян.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: