Список источников для изучения




Основные сведения

Подготовку учителя к урокам можно разделить на две части: предварительная и непосредственная.

Предварительная подготовка – это перспективное планирование учебно-воспитательного процесса на предстоящий учебный год, разработка системы уроков технологии.

Непосредственная подготовка заключается в отборе содержания, методов и средств обучения для конкретного урока, в разработке его плана-конспекта.

Можно выделить следующие этапы предварительной подготовки учителя к урокам:

- изучение учебной программы предмета «Технология», определение объема и содержания знаний, практических умений по каждой теме;

- изучение пособий, справочной литературы;

- изучение новых методических материалов в журналах, сборниках, освещающих опыт преподавания отдельных тем;

- анализ и обобщение собственного опыта за прошлый год;

- проверка и приведение в порядок оборудования;

- составление перечня объектов труда, продумывание технологии их изготовления;

- определение потребности в конструкционных материалах на весь учебный год.

В конечном итоге составляется календарно-тематический план на учебный год.

Качественно выполненное перспективное планирование позволяет предусмотреть реализацию намеченных целей и подготовить успешное проведение занятий.

Цели перспективного планирования:

- рациональная организация учебного процесса, обеспечение полного и своевременного выполнения требований ФГОС и программы предмета «Технология»;

- разработка системы уроков;

- выявление связи теории и практики;

- выявление межпредметных связей;

- систематизация заданий по работе с учебной литературой, домашними заданиями;

- определение необходимой учебно-материальной базы (материалов, заготовок, инструментов, оборудования, средств обучения).

Календарно-тематический план - это распределение материала, предусмотренного учебной программой, по урокам на весь учебный год. Как правило, календарно-тематический план составляется на полугодие или год и утверждается администрацией школы.

При составлении календарно-тематического плана следует понимать, что каждый отдельный урок является звеном в общей системе занятий, он опирается на предыдущие и служит базой для последующих уроков.

Перспективное планирование - важнейшая часть работы учителя. Календарно-тематический план является синтезом ФГОС, учебной программы и учебника, отражает методическую систему учителя, логику и стиль подачи учебного материала, поэтому важно, чтобы при разработке календарно-тематического плана учитель проработал ФГОС по технологии, изучил примерную программу, учебники по предмету, предположил, какие дидактические пособия ему потребуются. Умение планироватьсвою работу и отслеживать результаты педагогического труда в соответствии с намеченным планом - это основные профессиональные умения современного учителя технологии.

Вопросы для обсуждения

1. Какие существуют виды подготовки учителя к урокам?

2. Верно ли, что результатом непосредственной подготовки учителя к уроку является календарно-тематическое планирование?

3. Верно ли, что не существует единой стандартизованной формы календарно-тематического планирования?

4. Какие методические задачи учитель решает, разрабатывая календарно-тематический план по технологии?

 

Основные задания

Задание 1 (5 баллов). Составьте календарно-тематический план для 5, 6 или 7 классов на весь учебный год, используя календарь и примерную программу «Технология. Обслуживающий труд» или «Технология. Технический труд» (2004 год).

При разработке календарно-тематического плана необходимо исходить из того, что:

1) учебный год содержит 34–35 учебных недель:

I четверть: 1 сентября – 4 ноября (9 недель);

II четверть: 10 ноября – 28 декабря (7 недель);

III четверть: 11 января – 23 марта (10 недель);

IV четверть: 1 апреля – 25 мая (8 недель).

2) Как правило, одно занятие по технологии состоит из 2-х уроков по 40 (45 минут), что составляет 2 академических часа.

Таблица 5

Пример календарно-тематического планирования, 5класс

№ занятия Дата Тема занятия Количество часов
Кулинария (раздел) 16ч
1. 4.09. Чистота – залог здоровья
2. 11.09. Витаминный алфавит
34.

 

При разработке системы уроков технологии обратите внимание, что резерв учебного времени (7–10 часов) учитель может использовать для увеличения часов на изучение любой темы.

Планирование уроков по теме «Творческая проектная деятельность» можно выполнить двумя способами: 1) в каждой четверти по 2–4 часа; 2) все уроки проводитьпоследовательно в одной четверти, как правило, в третьей или четвертой.

Задание 2 (5 баллов). Разработайте фрагмент развернутого тематическо-го плана не менее чем для 5-ти занятий по технологии. Задание выполняется на основе календарно-тематического планирования, разработанного в задании 1.

Таблица 6

Фрагмент развернутого тематического плана

№ заня-тия Тема урока (заня-тия) Основные технико-технологи-ческие понятия темы Практи-ческая работа Объект труда Необхо-димые материалы и заготовки Требования к уровню подготовки дидакти-ческие пособия Материал учебника, № стр.
знать уметь
                   
                   

 

Определите объем теоретических сведений и выявите технико-технологические понятия, с которыми необходимо познакомить учащихся на занятии (столбец 3).

Определите содержание практической работы (столбец 4) и выберите объект труда (столбец 5). Объект труда – это конкретное изделие (деталь, блюдо), запланированное к изготовлению учащимися на данном занятии, или результат работы с учебником, технико-технологической документацией (таблица, схема, выполненная учеником). Выбирайте объект труда исходя из примерного перечня объектов, приведенного в программе, общественно-полезных и экономических соображений.

Продумайте технологию изготовления объекта, подберите необходимые оборудование, приспособления, инструменты (столбец 6).

Определите, что учащиеся должны знать и уметь по окончании занятия и занесите эти требования в столбцы 7 и 8.

Продумайте необходимый дидактический материал, средства наглядности: плакаты, технологические и инструкционные карты, карточки-задания, компьютерные презентации. Их названия впишите в столбец 9.

В столбец 10 внесите номера страниц учебника, при этом укажите, учебник какого автора вы использовали.

Из составленного календарно-тематического плана выберите одно занятие, для которого будете разрабатывать план-конспект.

Дополнительные задания

1. Разработайте собственную форму (таблицу) календарно-тематического планирования, при этом укажите, какие методические источники вы использовали: сайты, периодические издания, учебники. Заполните предложенную вами форму одним примером (1 балл).

2. В сетевой версии практикума создайте страницу «Календарно-тематическое планирование по технологии» и заполните ее ссылками на разработки учителей технологии (не менее 5 адресов) (1 балл).

Список источников для изучения

1. Засядько З. С. Технология. 7 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику / Под ред. В. Д. Симоненко. Волгоград: Изд-во: Учитель, 2008.

2. Павлова О. В. и др. Технология. 7 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику / Под ред. В. Д. Симоненко. Волгоград: Изд-во: Учитель, 2009.

3. Павлова О. В. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс: поурочные планы по учебнику / Под ред. И.А. Сасовой. Волгоград: Изд-во: Учитель, 2011.

4. Павлова О. В., Попова Г. П. Технология. 6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику / Под ред. В. Д. Симоненко. Волгоград: Изд-во: Учитель, 2009.

5. Попова Г. П. Технология. 5 кл. (девочки): поурочные планы по уч. Ю. В. Крупской, Н. И. Лебедевой, Л. В. Литиковой, В. Д. Симоненко (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие). Волгоград: Изд-во: Учитель, 2009.

6. Технология: Учебники для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов общеобразовательных школ / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф.

7. Календарно-тематическое планирование в школе [электронный ресурс]. URL: https://temaplan.ru (дата обращения 09.10.2012).

8. Киселева Е. А., Павлова О. В. Тематическое планирование. Технология. 5–11 классы [электронный ресурс]: компакт-диск для компьютера: по программе В.Д. Симоненко. Волгоград: Изд-во: Учитель, 2011.

9. Социальная сеть работников образования [электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru (дата обращения 09.10.2012).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: