Укрощенные Духом и Культурой




Н.Ф. Непогодина

МБОУ СОШ №7 Удмуртская Республика, г. Ижевск

 

Очень интересно поразмышлять на тему соотнесения предмета, которым я занимаюсь много лет, не задумываясь о такой задаче, как его иллюстративное сопровождение достижениями человечества в области культуры.

Задача сложная, но тем интереснее будет раскрыть эту тему.

Я живу в столице Удмуртии, городе Ижевске. Рядом с Ижевском находится маленький провинциальный городок Воткинск, в котором в 1840 году родился Петр Ильич Чайковский, будущий всемирно известный композитор. Семья Чайковского прожила в Воткинске 11 лет, в это время и родился Петр Ильич, а также еще трое детей два брата Николай и Ипполит и сестра Александра. Дом, где жила семья Чайковский – это большой музейный комплекс, отреставрированный, гордость города. А раз Чайковский, значит, буду пробовать искать ассоциации с «Временами года (в свое время пробовала играть произведение цикла «Июнь. Баркаролла») и учительской мастерской по созданию онлайн урока или курса по английскому языку (второй месяц обучаюсь этой премудрости каждый день на специальном обучающем курсе, который называется «Хроники виртуального класса»).

«Времена года» - это фортепианный цикл, состоящий из 12 характерных картин, названных по месяцам года. А любой учебный курс– это тоже цикл, состоящий из нескольких частей (внутри которых есть уроки).

Теперь можно посмотреть на историю появления произведения «Времена года». Идея написания была предложена Чайковскому издателем журнала «Нувеллист» Николаем Матвеевичем Бернардом (1843-1905). Чайковский ответил положительно на предложенный заказ. Примечательно то, что издатель предложил и названия пьес, и сюжеты - картинки, а композитор должен быть написать музыку к предложенным названиям и сюжетам. Вот что пишет Петр Ильич: «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорар. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдёт скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю». Композитор выслал пьесы по почте и снова пишет издателю: «Сегодня утром, а может быть и вчера ещё Вам высланы по почте две первые пьесы. Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно. Прошу Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пьес. <…> Если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом <…>. Если Вы пожелаете пересочинения „Масленицы“, то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений»..* Пьесы, очевидно, удовлетворили Н. М. Бернарда, были изданы в положенный срок.

Язык - это средство общения. К учителю обращаются студенты, желающие говорить по-английски на определенные темы или пробующих учить язык сами и желающие наших советов. И когда ты находишься на стадии написания курса, то действовать нужно примерно также, как это делал Петр Ильич. Надо изучить человека или группу людей, для которых ты работаешь и провести определенную процедуру (задать особые вопросы) для выяснения желаний твоего студента. Иными словами, ты должен сделать хороший и правильный анализ их предпочений needs analysis. Когда мы это сделаем, то 1) проанализируем, что студенты хотят, могут, их слабые и сильные стороны, затем мы 2) создаем программу, далее 3) развиваем программу, создавая специальные задания, которые будут вести к лучшему результату и 4) начинаем нашу практику, применяя все разработанное нами, при этом мы должны быть внимательны к студентам и быть готовыми изменить программу, если что-то не подходит для студента. Вот и Петр Ильич также, как выяснилось, писал альбом на заказ «Времена года». Таким образом, получается цикл, это как спираль, который повторяется и повторяется, предоставляя студентам каждый раз все лучший и лучший результат. Предполагается, мы получим пользу, как от преподавания сами, так получат пользу и наши ученики, потому что мы сами запланируем результат и будем вести к нему, применяя разные учительские инструменты. Поговорить, что хотят ученики в школе на уроках следует и тогда, когда ты используешь в работе авторские УМК. Выше приведена работа французского художника-инсталлятора Жулиена Муру «Спираль». Работы Жулиена Муру в основном представляют собой различные абстрактные и орнаментальные композиции, составленные из естественных материалов: листочков, древесины, камней и другого тому подобного, изредка автор использует в своей работе металл и пластик.

Если мы говорим о временах года, то я бы воспользовалась вот таким загадочным произведением «Времена года» Джузеппе Арчимбольдо. Демонстрируя эту картину можно попросить угадать тему урока, пусть посмотрят на образы и угадают возраст, кто самый старый, кто моложе, кто самый молодой, это портреты или фрукты, какие фрукты, в какое время появляются первые цветы, а когда листья облетают и холодно? Это еще одно сопровождение темы времена года.

Изучая языки, ты строишь стены дома, их должно быть четыре, равно, как и языковых умений тоже четыре. Это аудирование, чтение, говорение и письмо. Когда мы развиваем все четыре навыка равномерно, то и стены у дома получаются одинаковой высоты и можно сверху положить крышу. Но очень часто так не получается и это нормально. Само сложное для нас в иностранном – это аудирование и говорение, поэтому мы и не можем получить хороший крепкий дом. Эти навыки надо развивать по особому алгоритму, уделяя время стратегиям, то есть помогая студентам «учить учиться» осваивать навыки и если хочешь построить и эти две стены, то нужно знать, как это делать и научиться встраивать говорение и аудирование в свою ежедневную жизнь, хотя бы минут по пятнадцать, но каждый день.

В завершении всего хочется вспомнить библейский Ветхий Завет. Бог взял и смешал языки людей и рассеял их по всему белу свету. Это случилось потому что человек стал гордый и заносчивый, перестал радоваться простым вещам и забыл, что никогда не придет к совершенству (ну нельзя знать язык в совершенстве, даже и родной русский) и никогда не удастся построить башню до небес, до самого Бога. А значит, надо благодарить Всевышнeго за то, что мы имеем, за все наши добрые начинания, будь то изучение языков, или любое дело, которое на благо и тебе, и на радость твоим близким. Уметь радоваться своим небольшим шагам и маленьким достижениям. Спасибо, что опять представилась возможность порассуждать и приобщиться к культуре – образовательному ресурсу навсегда!

И еще добавлю слова Ш.А. Амонашвили, потому что он помогает мне ориентироваться, если затрудняюсь: «Задача познающего: добывать, открывать знания и укрощать их силою своего Духа и Культуры. Только после укрощения Духом и Культурой можно отдавать знания в руки цивилизации. Укрощенные Духом и Культурой знания делают цивилизацию духовной и культурной»**

 

 

.

 

Библиография

· https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_(%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)

· Стр. 103 Шалва Амонашвили Основы Гуманной педагогики. Улыбка моя, где ты? Книга 1, Москва, Амрита-Русь, 2012

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: