Министерство образования и науки Республики Алтай
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Алтай «Горно-Алтайский педагогический колледж»
Дневник
По учебной практике (УП) 01
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
по специальности 42.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Студента (ки) | отделения | группы | ||
(ФИО студента) |
Методист ГАПК
__________________________________________________________________
Г.Горно-Алтайск, 2018 г.
Цель и задачи учебной практики Введение в специальность:
Практика направлена на углубление первоначальных теоретических знаний студентов в области преподавания по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, развитие общих и профессиональных компетенций, отвечающим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 42.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании, формирование готовности студента к самостоятельной педагогической деятельности.
Учебная практика Введение в специальность завершается дифференцированным зачетом при условии предоставления полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с заданием на практику.
Результаты прохождения практики представляются студентом в колледж и учитываются при сдаче экзамена (квалификационного) по Профессиональному модулю (ПМ) 01.
Студенты, осваивающие ППССЗ в период прохождения практики в образовательных организациях, обязаны:
|
- выполнять задания, предусмотренные программой практики;
- соблюдать действующие в образовательных организациях правила внутреннего трудового распорядка, распоряжениям директора школы, завуча, руководителя практики.
- соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности.
- затрачивать на все виды деятельности не менее 6 часов в день
Сроки проведения практики: с ____ по ____ 2018 г.
Приложение 1.
Анализ технологической карты урока, с учетом структуры, в начальной школе
1. Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение.
2. Цель освоения учебного содержания
3. Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
4. Метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
5. Основные понятия темы
6. Технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
7. Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Приложение 2.
Беседа с учителем закреплённого класса
1. ФИО педагога.
2. Почему вы стали учителем? Кто помог выбрать профессию?
3. Что привлекает вас в профессии педагога?
4. Какое профессиональное образовательное учреждение вы окончили? Получили ли дополнительное образование? Планируете ли это и почему?
5. Каков ваш педагогический стаж?
6. По какой программе работает ваш класс? Почему выбрана именно эта программа? Что следует учесть педагогу, работающему по данной программе?
|
7. Какими качествами, на ваш взгляд, обладает современный ученик начальной школы?
8. Чем, по-вашему, отличаются дети вашего класса сегодня от ваших предыдущих учеников?
9. Какова дополнительная нагрузка учителя начальной школы в вашей образовательной организации?
10. Какого учителя ждёт современная начальная школа и современный ученик?
11. Какие сложности подстерегают молодого учителя? Кто и как помогает в школе молодому учителю?
12. Всегда ли в вопросах образования можно рассчитывать на помощь родителей обучающихся? В чём именно родители готовы помогать педагогу? 13. Как учитель планирует работу с родителями школьников?
14. Что, на ваш взгляд помогло бы укреплению союза «ученик – родители – учитель»?
15. Что бы вы могли пожелать студентам, впервые приступающим к практике?
Приложение 3.
План наблюдения за особенностями общения учителя с обучающимися
1. Определите по внешним признакам (мимике, жестам, интонации), в каком настроении учитель начал урок, рад ли он общению с детьми:
- в бодром, энергичном, жизнерадостном;
- в подавленном, сниженном, вялом;
- в раздраженном, сердитом, возбужденном.
2. Пронаблюдайте, как настроение учителя в течение урока влияет на детей:
- дети спокойны, рады учителю, уроку, предстоящей работе;
- дети равнодушны, безучастны к происходящему на уроке;
- у детей наблюдается состояние волнения, страха перед учителем.
3. Обратите внимание, как учитель обращается к детям в течение урока:
- приветливо, доброжелательно, улыбается детям;
|
- безучастно, равнодушно;
- агрессивно, озлобленно, повышает голос на детей, кричит.
4. Обратите внимание, как учитель называет детей, как к ним обращается:
- по именам;
- по фамилиям;
- допускает оскорбительные клички, ярлыки и т.п.
5. Пронаблюдайте, нет ли различий в том, как учитель обращается к разным детям:
- со всеми ли он одинаково доброжелателен, а где необходимо требователен;
- выделяет отдельных детей: называет их по именам, чаще, чем других, хвалит, поощряет, ставит в пример;
- проявляет неприязнь к отдельным детям, чаще называет их по фамилии, делает в их адрес множество замечаний.
6. Выясните, выслушивает ли учитель мнение детей:
- всегда терпеливо выслушивает ребенка до конца, проявляет тактичность, вежлив с детьми;
- часто перебивает детей, не дослушивает; мнение детей подвергает критике, негативным оценкам.
7. Сделайте вывод о том, какой же стиль общения характерен учителю:
- авторитарный /не считается с мнением детей, использует приказ, наставления, нотации, угрозы и т.п./;
- попустительский /безразличен к поведению детей, редко хвалит и редко порицает их/;
- демократический /учитель сотрудничает с детьми, доброжелателен с ними, вежлив; в меру строг и требователен/.
8. Сделайте вывод по результатам наблюдения, какой стиль общения учителя с детьми более благоприятен для их обучения и воспитания и почему.
Приложение 4.
План наблюдения за используемыми методами и приемами работы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины
1. Пронаблюдайте, как дети готовятся к уроку:
- достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте;
- забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка;
- готовятся до звонка, но торопливо, небрежно.
2. Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока:
- успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы;
- постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность.
3. Обратите внимание, кто из детей нарушает дисциплину (мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить работу другого ученика и т.п.).
Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно: - ему скучно на уроке; ему неинтересно, - ребенку не хватает доброжелательного отношения, он привык, что его относят к «плохим» и т.п.
4. Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации:
- какие дает указания по организации рабочего места, разных видов работ на уроке;
- какие рекомендует детям приемы самоконтроля при выполнении разных видов работ;
- как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности.
5. Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины:
- четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями (словесными приемами и методами);
- постоянно вовлекает детей в работу, беседу и т.п.
- использует на уроке разные виды работ, интересные практические задания (практические приемы и методы); использует прием соревнования на уроке;
- используете ходе урока разнообразный наглядный материал, наглядные приемы и методы (показ, демонстрацию наглядных пособий);
- применяет метод примера;
6. Сделайте вывод о том, какие приемы работы учителя по организации и дисциплинированию детей наиболее результативны
Приложение 5.
План наблюдения за особенностями реагирования детей на оценочные высказывания учителя; приемы поощрения и порицания
1. Пронаблюдайте и зафиксируйте в ходе урока все оценочные высказывания учителя. Например: «Лена, ты молодец, работа сделана тобою аккуратно и правильно»; «Алеша, ты опять отвлекался, допустил много ошибок».
2. Проанализируйте, какие оценочные суждения звучат на уроке чаще: позитивные или негативные. В адрес, каких детей чаще звучат позитивные оценочные суждения, а в адрес каких - негативные. Подумайте, почему.
3. Обратите внимание, как реагируют дети на оценочные высказывания учителя:
- какие оценочные высказывания поднимают у них настроение и усиливают желание работать;
-какие высказывания учителя оставляют детей равнодушными;
- какие высказывания оценочного характера вызывают обиду, огорчение, снижение настроения и работоспособности. Подумайте, почему.
4. Обратите внимание, привлекает ли учитель самих детей к оценке ответов одноклассников. Как он это делает? Если привлекает, то каков характер оценочных высказываний самих детей. Не похожи ли они на оценочные высказывания учителя?
5. Сделайте вывод о влиянии на детей положительных и негативных оценочных высказываний учителя и сверстников.
Приложение 6.
План оценки санитарно-гигиенических условий урока
1. Пронаблюдайте и зафиксируйте в дневнике следующие данные:
- качество классной доски (удобно закреплена; всё записанное на ней хорошо видно с последней парты; цвет доски позволяет все знаки читать хорошо; доска чиста, пригодна для работы мелом, для закрепления наглядности);
- наличие технических средств обучения (удобно размещены, используются в работе фрагментарно, по окончании использования выключаются, техника безопасности соблюдается);
- соответствие мебели возрасту обучающихся (расспросите учителя во внеурочное время о том, какой должна быть высота столов и стульев в его классе, чтобы соответствовать росту школьников; когда и как учитель размещает учеников в классе);
- уровень освещенности, чистота помещения, режим проветривания (все ли лампы горят, не мигая; когда и как проветривается классное помещение; общая атмосфера в классе: жарко, душно, дышится легко, прохладно, холодно; когда и кем проводится влажная уборка);
- приемы работы над осанкой школьников (обращает ли учитель внимание на то, как сидят дети во время письма, низко ли склоняются над тетрадью); - применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания);
- наличие отвлекающих от темы моментов, а при неизбежности – использование их учителем в ходе урока; - соблюдение правил охраны труда (как своими действиями или бездействием учитель влияет на охрану собственного труда и труда школьников);
2. Сделайте вывод о соблюдении санитарно-гигиенических условий урока (уроков).
Приложение 7.
Анализ урока
Дата урока; класс; предмет, количество присутствующих учеников.
-Программа; учебник, по которому работает класс.
-Тема урока.
-Тип урока (уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля, комбинированный урок).
- Оформление доски (схематично);
-Ход урока (примерная схема урока комбинированного типа):
№ п\п | № п\п Этапы урока, содержание деятельности | Анализ результатов |
1. | Организация работы (проверка готовности обучающихся к уроку; обеспечение оптимального состояния рабочего места) | Уровень организованности обучающихся и требовательность учителя |
2. | Повторение, закрепление изученного, контроль (сообщение темы урока; устная работа; проверка выполнения домашнего задания; фронтальный опрос, проверочная работа и др.) | Умение учителя владеть классом, распределять своё внимание (одновременно наблюдать за поведением учеников и анализировать содержание ответов); активность обучающихся; эмоциональная атмосфера на уроке; формы контроля (самопроверка, взаимопроверка и др.) |
3. | Физминутки (необходимо записать текст; указать, какие движения выполняют дети) | Активность обучающихся, эмоциональный настрой, качество выполнения упражнений |
4. | Объяснение нового материала (сообщение темы урока; объяснение с опорой на наглядность; использование материала учебника, презентаций) | Качество речи учителя (точность построения фраз, лаконичность, доступность, эмоциональность, выразительность и др.); качество использования наглядных пособий, презентации, статей учебника; концентрация внимания учеников; рациональность использования классной доски |
5. | Первичное закрепление, работа по образцу (самостоятельная работа обучающихся, в парах, группах; проверка); | Контроль учителя за ведением записей и зарисовок обучающихся в тетрадях; дифферецированность помощи педагога; контроль педагога; степень самостоятельности учеников; степень выполнения заданий |
6. | Подведение итогов урока | Чёткость обобщений и выводов; степень участия обучающихся в обобщении; количество оценок; объективность оценок; воспитательные аспекты данного урока |
7. | Домашнее задание | Доступность и чёткость пояснения задания |
Рабочие будни
Анализ организации образовательного процесса
Дата:
Наименование образовательного учреждения:
Директор:
Класс:
Учитель:
Отчет о практике
Вот и закончилась моя педагогическая практика. Я для себя понял(а) ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Практика помогла мне ________________________________________________________
_______________________________________________________________________
При выполнении задач практики самым трудным оказалось ____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенно удалось ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Структура технологической карты включает в себя следующие компоненты (перечислить): _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я имею общее представление об нормативно-правовых документах регламентирующих деятельность учителя начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в образовательном учреждении. (перечислить): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ходе практики я провела беседу с учителем ФИО, класс, школа и определила для себя следующие особенности профессии педагога
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наблюдение за особенности общения учителя с обучающимися показало следующее__________________________________________________________________________ Наблюдение за методами и приемами работы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины, позволило мне сделать следующий вывод, что педагоги ____________________________________________________________
Наблюдение за особенностями реагирования детей на оценочные высказывания учителя; приемы поощрения и порицания показало следующие___________________________________________
Оценивая санитарно-гигиенические условия проведенных уроков, я приш… к выводу___________________________________________________________________________
На практике Введение в специальность я наблюдал(а) уроки следующих типов (перечислить с указанием класса, школы, учителя, темы): ______________________________________________________
Педагогическая практика для меня… _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне кажется, при подготовке студентов к практике Введение в специальность необходимо ____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
, студент(ка) 22 группы ____________ /_____________________________/____________
дата
Общая оценка учебной практики: ____________ Методист____________/______