Производство по рассмотрению судебных жалоб на нарушение прав и законных интересов граждан




Лекция № 27

По административному праву

Понятие и сущность административной ответственности

Административная ответственность является одним из способов правовой охраны общественных отношений в сфере государственного управления. Ей присущи все общие признаки юридической ответственности: 1) является средством охраны правопорядка; 2) предполагает государственное принуждение; 3) обращена на нарушителей административно-правовых норм; 4) влечет негативные последствия для нарушителя в форме лишений личного, организационного или имущественного характера; 5) реализуется в строго установленном процессуальном порядке.

К отличительным особенностям административной ответственности относятся следующие: 1) основанием применения является административное правонарушение. Оно представляет собой противоправное деяние в сфере государственного управления, например, нарушения различных правил, ГОСТов, стандартов.2) субъектами являются физические и юридические лица. В возникающих правоотношениях всегда участвуют субъекты публичной власти- органы исполнительной власти и их должностные лица; 3) состоит в применении к виновным особого рода санкций- административных наказаний. Их виды установлены в ст. 3.2. КоАП РФ; 4) применяется к нарушителям, которые не подчиняются субъектам административной юрисдикции; 5) применение осуществляется в порядке, установленном КоАП РФ; 6) имеет свою обособленную нормативную правовую базу (КоАП РФ и законы субъектов РФ об административной ответственности); 7) в основном применяется за совершение правонарушений в сфере общегосударственных, а не частноправовых интересов.

В последние годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями повышается. Это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее не считались административными правонарушениями, например, за нарушения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение к административной ответственности может осуществляться в судебном и внесудебном (административном порядке). КоАП РФ устанавливает подведомственность дел об административных правонарушениях судьям, органам исполнительной власти (их должностным лицам) в главе 23.

Принципы административной ответственности: законности; индивидуализации ответственности; ответственности субъекта лишь за свои правонарушения; ответственность лишь за виновные деяния; справедливости; гуманизма; своевременности.

Цели административной ответственности: 1) защита правопорядка; 2) воспитание граждан в духе уважения закона; 3) восстановление социальной справедливости; 4) предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности: штрафная (карательная); воспитательная; компенсационная.

 

Лекция № 28

Виды административного процесса

Существуют различные взгляды на структуру административного процесса. Основанием классификации административного процесса на виды может являться два понимания его в широком (правоустановительном и правоприменительном) и в узком (юрисдикционном) смысле. Административный процесс по характеру деятельности уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц можно разделить на следующие виды: а) административно-процедурный (распорядительный) процесс; б) административно-охранительный процесс (административно-юрисдикционный процесс); в) административно-нормотворческий процесс.

Административно- процедурный (распорядительный) процесс включает следующие процедуры: регистрационные; лицензионно-разрешительные; правопредоставительные; государственно-экзаменационные; экспертно-удостоверительные; государственно-обеспечительные (сбор налогов, призыв на военную службу); государственно-поощрительные.

Административно-юрисдикционный процесс - это совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти по рассмотрению и разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

Включает: а) производство по делам об административных правонарушениях; б) исполнительное производство; в) производство по рассмотрению жалоб на нарушение прав и законных интересов граждан; г) дисциплинарное производство в отношении государственных служащих; д) производство по привлечению военнослужащих к материальной ответственности; е) производство по применению мер административного предупреждения и пресечения. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с КоАП РФ, исполнительное производство- с Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Дисциплинарное производство в отношении государственных служащих осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 27 июля 2004 года №79 –ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495, производство по привлечению военнослужащих к материальной ответственности – в соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

 

Производство по рассмотрению судебных жалоб на нарушение прав и законных интересов граждан

Порядок его осуществления определен в новом Кодексе административного судопроизводства (КАС РФ).

КАС РФ устанавливает, что Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают две категории административных дел. К первой категории относятся дела, связанные с зашитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений. Например, 1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; 2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; 3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций; 4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей; 5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи; 6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; 7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта общей юрисдикции в разумный срок.

Вторая категория включает в себя деда, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела. Например, следующие категории дел: 1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения; 2) о прекращении деятельности средств массовой информации; 3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц; 4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации (выдворению) или передаче РФ иностранному государству, в специальное учреждение, и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в нем; Это касается тех граждан, которые не имеют законных оснований для пребывания (проживания) в России. 5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений; 6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке; 7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; 8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Административно-нормотворческий процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти по принятию правовых актов управления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: