· в ППР должны содержаться технологические карты (схемы) на выполнение наиболее крупных, сложных или новых видов работ
§ технологическая карта (ТК) - это документ,
ú в котором излагаются наиболее рациональные способы и последовательность выполнения рассматриваемого вида работ, организация труда, необходимые ресурсы, калькуляция трудовых затрат
ú обычно включают
ù текстовой и графический материал, в том числе
s схемы рабочих мест с указанием фронта работ
s границ участков, на которые делится объект (захватки, делянки)
s места расположения стационарных машин или
s пути движения и стоянки передвижных машин
ú примерами работ, на которые необходимы технологические карты, могут быть
ù земляные работы, выполняемые в больших объемах, в гидромелиоративном, гидротехническом, промышленном, иногда в жилищном (при больших подвалах) строительстве
ù бетонные работы - при бетонировании тела плотины, постаментов под оборудование, при сооружении стен в грунте, глубоких опор. Они необходимы при использовании бетононасосов, инъекционного оборудования и т.д.
ù ТК могут быть трех видов:
s типовыми без привязки к конкретным объектам
s типовыми с привязкой к типовым объектам (в настоящее время их роль уменьшилась в связи с резким уменьшением применения типовых проектов)
s индивидуальными с привязкой к конкретному проекту
· ППР может так же содержать карты трудовых процессов (КТП)
§ КТП имеет примерно те же цели, что и ТК, но по сравнению с ТК и КТП охватывают меньшее число операций и представляет средство более детальной проработки действий строителей
§ КТП включают три раздела:
ú общие сведения о данном виде работы
ú организация труда и рабочего места
ú приемы труда
§ например, при возведении свайного фундамента карта трудового процесса может охватывать только забивку свай или только срезку голов этих свай, только монтаж оголовника (при безростверковом варианте) и т.д., в то время как ТК охватывала бы возведение всего свайного фундамента
§ для выполнения какого-либо конструктивного элемента здания или сооружения обычно используется комплект карт трудовых процес сов
§ КТП чаще всего делаются типовыми без привязки к конкретному объекту
· строительные генеральные планы(стройгенплан)
§ это, план участка строительства, на котором показано расположение
ú строящихся объектов
ú расстановки монтажных и грузоподъемных механизмов, а также
ú всех прочих объектов строительного хазяйства, в том числе:
ù склады строительных материалов и конструкций
ù бетонные и растворные узлы
ù временные дороги
ù временные помещения административного, санитарно-гигиенического, культурно-бытового назначения
ù сети временного водоснабжения, энергоснабжения, связи и т.д.
§ в зависимости от охватываемой площади и степени детализации строительные генеральные планы могут быть объектным (в ППР) или общеплощадочным (в ПОС)
§ при этом для крупных строек, особенно водохозяйственных, кроме стройгенпланов, в ПОС составляется
ü ситуационный план
ú характеризующий строительно-хозяйственные условия района
ú на ситуационном плане указываются
ù кроме места расположения строительства
ù существующие предприятия стройиндустрии - карьеры по добыче песка, гравия, заводы по изготовлению железобетонных, конструкций, кирпича, металлоконструкции; автомобильные и железные дороги; водные пути сообщения; линии электропередачи и проч
ù при строительстве оросительных и осушительных систем дополнительно указывается границы и площадь орошаемых и осушаемых систем территории с указанием очередности их ввода, границы строительных и эксплуатационных участков
ù при строительстве гидроузлов указываются границы отвода и затопления территорий, обводные каналы, мосты
ù при проектировании организации строительства стремятся максимально использовать для нужд стройки существующие объекты хозяйственной деятельности - предприятия стройиндустрии, энергоснабжения, здания и т.д. Только при отсутствии таких объектов или недостаточной их мощности проектируются временные сооружения аналогичного назначения
ü общеплощадочиый стройгенплан
ú охватывает только строительную площадку, но включает все ее объекты. Он состоит из графической части и пояснительной записки, где обосновываются решения графической части. Графическая часть обычно включает:
ù собственно план стройплощадки
ù эксплуатацию объектов плана (временных и постоянных)
ù условные обозначения
ù фрагменты плана (технологические схемы)
ù текнико-экономические показатели
ù примечания
ú масштаб общеплощадочного стройгенплана обычно принимается равным 1:1000, 1:2000 или 1:5000.
ú составление общеплощадочного стройгенплана обычно начинают с размещения дорог для внгутрипостроечного транспорта и параллельно с этим выбирают места для обще площадочных складов и механизированных установок. После этого размещаются все основные объекты строительного хазяйства
ú оследними, обычно проектируются временные сети водопровода, электроснабжения, теплоснабжения и др.
ú при проектировании объектов строительного хозяйства обычно руководствуются результатами расчета потребности в этих объектах и специальными правилами их размещения
ù расстояния от бытовых помещений до пунктов питания не должно быть более 300...600 м (в зависимости от длительности перерыва), до санитарно-бытовых помещений - не более 200 м, до места производства работ - не менее 50 м.
ú ротивопожарные разрывы между временными помещениями должны быть 10..,20 м (в зависимости от степени огнестойкости), между складами - 10...40 м.
ú расчеты потребности в различных ресурсах, объектах строительного хозяйства приводятся в пояснительной записке.
ú ля общеплощадочного сгройгенпланл они обычно приближенны, т.е. основываются на укрупненных нормах на 1 млн. грн. СМР.
ú на общеплощадочных стройгенпланах гидротехнических и водохозяйственных объектов обязательно показываются сооружения и устройства для обеспечения пропуска расходов воды в строительный период ("строительных расходов"), разбивка очередности работ по возведению узла или комплекса гидротехнических сооружений.
ú при одностадийном проектировании, связанном обычно с небольшими стройками, общеплощадочнный стройгенплан не составляется.
ú объектные стройгенпланы разрабатываются обычно отдельно на каждый объект, показанный на общеплощадочном стройгенгглане.
ú при этом такие стройгенплапы могут составляться раздельно на каждый этап работ - для подготовительного периода, для нулевого цикла, для возведения надземной части
ú графическая часть объектного стройгенллана содержит те же элементы, что и оощеплощадочного, но все вопросы прорабатываются более детально. Масштаб обычно принимается 1:500, 1:100, 1:200.
ú размещение объектов строительного хозяйства производится, как и при составлении общеплощадочного стройгенплана, согласно расчетам и установившимся правилам
ú однако в этом случае расчеты делаются не приближенно на 1 млн. грн., а на основе натуральных объемов работ, и норм расхода ресурсов на конкретного потребителя.
ú составление объектного стройгенплана обычно начинают с выбора грузоподъемных (монтажных) машин и механизмов, рационального их размещения.
ú на основании этого устанавливаются места складирования сборных конструкций, стройматериалов, размещаются внутриобъектные дороги.
ú после этого размещаются все остальные элементы строительного хазяйства
ú перечень, всех сведений, которые должен содержать объектный стройгенплан., приведен в ДБН
16. примерный порядок составления объектного стройгенплана
· графическую часть проектирования стройгенплана рекомендуется выполнять в шесть этапов:
I. первый этап
· нанесение строящегося объекта (головного сооружения) и существующих сооружений (существующие линии электропередачи, водопровода, канализации, теплоснабжения) в масштабе 1:500 на топосъемку (топоплан)
Ii. второй этап
· выбор мест стоянок и пути движения монтажного механизма
§ такой выбор может согласовываться с техническими характеристиками монтажного механизма размерами и конфигурацией строящегося объекта
§ на стройгенплане необходимо схематически показать монтажный механизм (на одной из стоянок), его рабочую зону
ú рабочей зоной крана называется пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком этого крана
§ следует пунктиром показать монтажную зону
ú монтажной зоной называется пространство, где возможно подаваемых краном грузов и конструкций при их монтаже
ú монтажная зона определяется наружными контурами здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м и 10 м – при высоте 20... 100 м.
ú в монтажной зоне можно размещать только сам монтажный кран и выполнять раскладку монтируемых конструкций
ú складировать материалы здесь нельзя
§ опасной зоной крана называется пространство в пределах возможного перемещения и следовательно падения грузов.
iii. третий этап
· рекомендуется нанести временные дороги
§ при трассировке дорог необходимо учитывать следующие ограничения и рекомендации:
ú на строительной площадке должно быть, как минимум два въезда независимо от схемы движения транспорта и расположения мест складирования стройматериалов и конструкций
ú ширина временных дорог при двухстороннем движении должна быть б...8м, при одностороннем 3...4 м.
ú трасса дороги должна располагаться поближе к рабочим зонам крана и намеченных его стоянках, но по возможности не попадать в его опасную зону, на стройгенплане, как отмечалось выше, следует заштриховать.
ú радиус закругления внутриплощадочных дорог принимается в зависимости от вида транспортных средств и габаритов переносимых конструкцией в пределах 12...30 м. при диаметре 12 м ширина дорога в районе поворота не должна быть менее 5 м.
ú дороги целесообразно делать кольцевыми, а при необходимости тупиков следует предусматривать площадки для разворота машин (не менее 12 м).
ú минимальное расстояние между дорогой и забором 2.0 м, между дорогой и складской площадкой 0,5... 1 м, дорогой и подкрановыми путями (если применяются башенные или козловые краны) - 6,5...12,5 м.
Iv. чтвертый этап
· на стройгенплане размещаются складские площади (открытые, навесы, закрытые)
§ если для разгрузки материалов и изделии не используется дополнительный кран, то все открытые склады должны размещаться в рабочей зоне основного (монтажного) крана, а полузакрытые (навесы) я и закрытые - у границы этой зоны
§ между дорогой и складами при одностороннем движении рекомендуется предусматривать площадки шириной не менее 3 м для стоянки транспорта под разгрузкой
V. пятый этап
· размещаются временные административно-хозяйственные и санитарно-бытовые помещения
ú их количество и размеры должны соответствовать результатам производственных расчетов
ú бытовые помещения желательно размещать вблизи входов на строительную площадку. Запрещается их располагать в опасной зоне кранов
ú все временные помещения должны размещаться с соблюдением противопожарных разрывов - не менее 5 м.
Vi. шестой етап
· размещение в плане сетей временных инженерных коммуникаций - водопровода, канализации, электроснабжения, теплоснабжения
· в зависимости от назначения каждого временного помещения предусматривается подключение к нему тех или иных коммуникаций
· наружное освещение обычаю устраивается на деревянных опорах через 30-40м по периметру строительной площадки
· строительная площадка ограждается по периметру временным или постоянным ограждением
· это ограждение должно быть удалено не менее, чем на 2м от временных здании, складов, проезжей части дороги
· расположение всех объектов строительного хозяйства должно обеспечивать наибольшее удобство производства работ и наименьшие материальные затраты
· протяженность коммуникаций, дорог, площадь складов, санитарно-бытовых и хозяйственно- административных помещений и сама площадь стройплощадки должны быть минимальными, но достаточно удовлетворять всем эксплуатационным требованиям
17. технико–экономические показатели стройгенплана и строительства в целом
· по общеплощадочному и по объектному стройгенпланам определяются технико-экономические показатели
· они могут включать:
§ стоимость объектов строительного хозяйства в процентах к общей стоимости строительства
§ продолжительность работ по организации (развертыванию) строительства хозяйства
§ протяженность, и стоимость дорог, сетей коммуникаций на 1 га застройки
§ коэффициенты застройки, использования площади и т.д.
· коэффициент застройки определяется отношением площади застройки ко всей площади стройплощадки. Коэффициент использования площади — это отношение площади всех временных помещений, открытых складов, навесов, дорог, строящегося здания с монтажной зоной к общей площади стройплощадки.
· кроме показателей по стройгенплану, в общей пояснительной записке в ПОС и ППР должны приводиться показатели по строительным работам в целом
§ они регламентируются ДБН и для ПОС включают один обязательный показатель
ú общую продолжительность строительства, в том числе подготовительного периода, и два рекомендуемых - максимальную численность работающих и общие затраты труда, на выполнение СМР.
· для ППР установлены только рекомендуемые показатели:
§ объемы и продолжительность СМР
§ их себестоимость по сравнению со сметной
§ уровень механизации на 1 м3 объема и 1 м2 площади здания и
§ затраты труда на 1 м3 объема и 1 м2 площади здания
ú на единицу физических объемов работ или
ú какой-либо другой удобный показатель производительности труда
ú
Технологическая карта
1. это документ, содержащий
· необходимые сведения, инструкции для персонала
§ выполняющего некий
ú технологический процесс или
ú техническое обслуживание объекта
2. технологическая карта (ТК) должна отвечать на вопросы:
· какие операции необходимо выполнять
· в какой последовательности выполняются операции
· с какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза)
· сколько уходит времени на выполнение каждой операции
· результат выполнения каждой операции
· какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции
3. технологические карты разрабатываются в случае:
· сложности выполняемых операций
· наличие спорных элементов в операциях, неоднозначностей
· при необходимости определения трудозатрат на эксплуатацию объекта
4. как правило, ТК составляется
· для каждого объекта отдельно и
· оформляется в виде таблицы
· в одной ТК могут быть учтены различные, но схожие модели объектов
5. технологическая карта
· составляется техническими службами предприятия и
· утверждается руководителем предприятия (главным инженером)