Хрычева Л.С
ЗСДДС 22-18
20.03.2020
Практическое занятие 1
Тема 2. Нормативно-правовая база инклюзивного образования
Федеральная законодательная база организации инклюзивного процесса
К федеральной базе организации инклюзивного образования является:
1. Конституция Российской Федераций
(Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.)
2. Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273- ФЗ
(Статья 16. обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Статья 23. индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося)
Статья 27. инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей)
Статья 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:...8) присутствовать при обследовании детей ПМПК, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
|
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(Ст.18 Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения, органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Детям - инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа)
4. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья "утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача
Практическое занятие 2
Тема 3. Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ
Методы педагогической поддержки ребенка с ОВЗ. Охранительный режим.
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:
метод «угашения переживаний», метод «прямого действия», метод «рефлексивного анализа», метод «переключения».
Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
|
метод «радостной перспективы», метод «увлечения весельем», метод «поощрения и похвалы», метод «самонаблюдения за своими эмоциями».
Методы поддержки физического здоровья ребенка:
метод «оптимального режима жизни», метод «постепенности», метод «физических упражнений и занятия спортом», метод «рекреации», метод «массажа и самомассажа».
Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
метод «угашения отрицательных переживаний», метод «устранения плохих привычек», метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера», метод «релаксации».
Методы укрепления чувства ответственности:
метод «доверия», метод «просьбы», метод «беседы-размышления», метод «поручения»
Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
метод «напоминания», метод «сомнения», метод «достижения согласия с самим собой», метод «достижения гармонии с окружающим».
Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых педагог и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
метод наблюдения, метод «коллективного анализа деятельности», метод рефлексии,
метод тестирования и анкетирования.
Методы поддержки развития организаторских способностей:
метод - «творческого выполнения задач», метод игры, метод поручения,
метод упражнения.
Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
метод «создания воспитывающих ситуаций», метод «коммуникативного тренинга»,
|
метод творческого поиска.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:
метод поощрения, метод наказания, метод «предоставления дополнительных полномочий», метод критики, метод «ролевой игры», метод самодиагностики, метод самооценки, метод самоопределения, метод самореализации, метод самоконтроля.
Учитывая, что дети с трудностями в обучении имеют ослабленную нервную систему и не выносят сильных раздражений, легко утомляются, надо организовывать такой педагогический режим, который был бы и охранительным.
Охранительный педагогический режим - это чёткий по времени, деловой, спокойный и привычный для ребёнка распорядок дня, тщательнее планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность учащихся, определяют их поведение
Внешние раздражители, истощающие нервную систему детей с ОВЗ:
1. Шум при длительном воздействии вызывает раздражительность, головные боли у детей.
2. Изменение привычных для ребёнка условий, нарушение режима, смена учителя неблагоприятно сказываются на нервной системе детей.
3. Неожиданное требование вызывает раздражение и нередко отказ выполнить его.
4. Непосильная работа, передозировка заданий, однообразная работа, бездеятельность - затрудняет восприятие материала.
Организация охранительного педагогического режима - важнейшее условие в воспитании и обучении наших детей и одно из основных условий, средств коррекционно-воспитательной работы. Охранительный педагогический режим требует постоянного самоконтроля учителя, гонкого анализа применяемых им средств воспитания и обучения.
Охранительный педагогический режим, с одной стороны, щадит мозг ребёнка и этим укрепляет его нервные силы, с другой стороны, включая ученика в посильную и постоянную деятельность, стимулирует, тренирует здоровые качества и этим ослабляет недостатки. А это даёт возможность учителю постепенно и последовательно предъявлять ученику все большие требования, но с учётом его индивидуальных особенностей и с учётом его психофизических возможностей.
Практическое занятие 3