Практическое занятие 1
Тема 2. Методы решения нелинейных уравнений
Лк –1,5 ч., ПЗ – 2 ч., СРС – 8 ч.).
Расчетное задание
1. Используя формулу Лагранжа, установить интервалы существования отрицательных и положительных корней алгебраического уравнения . Уравнение
выбрать из таблицы 1 согласно варианту задания.
2. Выполнить с помощью ЭВМ отделение всех корней заданного уравнения .
Таблица 1. Варианты уравнений
№ варианта | Уравнение ![]() | № варианта | Уравнение ![]() |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() |
Методические указания к выполнению задания
1. Выберите из таблицы 1 уравнение . Определите верхние к нижние границы областей существования отрицательных и положительных корней уравнения.
2. Разработайте схему алгоритма отделения всех корней уравнения . В качестве границ исходного интервала (a, b) отделения корней примите нижнюю границу отрицательных корней и верхнюю границу положительных корней. Шаг отделения корней вычислите по формуле
, где n - число шагов (n =15…20).
3. Разработайте тест отладки программы отделения корней, приняв n = 3…4. Составьте таблицу промежуточных результатов теста.
4. С помощью табличного процессора Excel выполните отделение корней уравнения . Предварительно, используя разработанный тест, проверьте правильность работы составленной программы, при необходимости выполните ее отладку.
Задачи и упражнения для самостоятельной работы
По приобретению умений и навыков по теме 2
1. Установите области определения уравнений:
;
.
Приведите к виду эти уравнения.
2. Какова методика определения области корней трансцендентного уравнения? Определите область существования корней уравнения
.
3. Напишите в вербальной (словесной) форме последовательность отделения наибольшего корня уравнения , расположенного на интервале [0,25; 3,45].
4. Используя два способа, т. е. записывая нижеприведенное уравнение в виде в первом способе и как
- во втором, графическим методом выполните отделение корней уравнения
. Длину отрезка расположения каждого корня задать равной 0,2.
Содержание отчета
- постановка задачи расчетного задания;
- определение границ областей существования отрицательных и положительных корней уравнения с подробным описанием выполняемых операций;
- схема алгоритма отделения корней уравнения ;
- тест отладки программы отделения корней;
- результаты решения задачи отделения корней, представленных в табличной форме;
- результаты выполнения упражнений;
- ответы на контрольные вопросы темы 2.
Пример оформления отчета
Тема 2. Методы решения нелинейных уравнений
Расчетное задание
1. Используя формулу Лагранжа, установить интервалы существования отрицательных и положительных корней алгебраического уравнения
. (1)
2. Выполнить с помощью ЭВМ отделение наибольшего положительного корня уравнения (1).
Решение задания по п. 1. Найдем верхнюю границу области существования положительных корней существования положительных корней уравнения (1). В этом уравнении: a 0 = 8, a 1 = 0, a 2 = -8, a 3 = -32, a 4 = 1. Номер первого из отрицательных коэффициентов k = 2. Наибольший по абсолютному значению из отрицательных коэффициентов полинома f (x) B = 32. Тогда по формуле Лагранжа получаем
.
Для определения нижней границы положительных корней
заданного уравнения (1) строим вспомогательное уравнение
или .
Для него имеем: a 0 = 1, a 1 = -32, a 2 = -8, a 3 = 0, a 4 = 8, k = 1 и B = 32. То-есть, для вспомогательного уравнения верхней границей его положительных корней является R 1 = 1+32 = 33. Следовательно, для уравнения (1) имеем
.
Для определения границ и
области отрицательных корней
уравнения (1) строим два вспомогательных уравнения
;
.
Для первого из них имеем: a 0 = 1, a 1 = 32, a 2 = -8, a 3 = 0, a 4 = 8, k = 2 и B = 8. Следовательно, для вспомогательного уравнения верхней границей его положительных корней будет
.
Для уравнения имеем: a 0 = 8, a 1 = 0, a 2 = -8, a 3 = 32, a 4 = 1, k = 2 и B = 8. Следовательно, для него верхней границей его положительных корней будет
.
Таким образом, если исходное уравнение имеет действительные корни, то они обязательно лежат в интервалах
.
Решение задания по п. 2. Согласно результатам выполнения задания по п. 1, положительные корни уравнения (1), если они есть, находятся в интервале .
Для краткости отображения алгоритма отделения наибольшего корня введены следующие обозначения (рисунок 1):
B = 3, A = 1/33 – верхняя и нижняя границы области существования положительных корней уравнения сооветственно;
x – значение границы (правой или левой) проверяемого текущего интервала;
H = 0,2 – шаг отделения корня;
F (x) – левая часть уравнения (1);
Y 1 и Y 2 – значения функции F (x) на правой и левой границах проверяемого текущего отрезка интервала существования положительных корней уравнения;
B 1, A 1 - правая и левая границы интервала существования наибольшего положительного корня уравнения.
Основу алгоритма составляет циклический процесс последовательного вычисления функции F (x) –уравнения (1) в точках интервала существования положительных корней, начиная с его правой границы. Искомым решением задачи отделения наибольшего корня является отрезок[ A 1; B 1], на концах которого будет обнаружено изменение знака функции F (x), т.е. выполнение условия .
В таблице 2 приведены результаты реализации в Excel разработанного алгоритма.
Таблица 2. Результаты выполнения алгоритма отделения корня
A | B | x | Y 1 | Y 2 | Y 1* Y 2<0 | A 1 | B 1 |
0,03 | |||||||
H | 2,8 | 340,4048 | 340,4048 | ||||
0,2 | 2,6 | 229,3008 | 229,3008 | ЛОЖЬ | |||
2,4 | 143,5408 | 143,5408 | ЛОЖЬ | ||||
2,2 | 79,2848 | 79,2848 | ЛОЖЬ | ||||
ЛОЖЬ | |||||||
1,8 | 1,4608 | 1,4608 | ЛОЖЬ | ||||
1,6 | -18,2512 | ИСТИНА | 1,6 | 1,8 |
Результаты решения задач и упражнений
1. Установить область определения уравнения и привести его к виду
.
Для данного уравнения имеем: и
. Области определения этих функци й:
,
. Следовательно, для уравнения
область определения
составляет совокупность интервалов
, так как она общая для
и
.
Для приведения к виду уравнения
возведем обе его части в квадрат и после приведения к общему знаменателю, получим
.
2. Определить область существования корней уравнения .
Исходное уравнение запишем в виде , где функции
;
. Область определения этих функций и область их значений составляют:
,
;
,
.
Так как , то корни исходного уравнения, если они есть, будут принадлежать общей области определения функций P (x) и Q (x), т. е.
.
Ответы на контрольные вопросы
1. На какие два класса подразделяются все уравнения? Приведите примеры уравнений этих классов.
В зависимости от того, какие функции входят в уравнения, они разделяются на два больших класса: алгебраические уравнения и трансцендентные.
В алгебраические уравнения входят только алгебраические функции, при вычислении значений которых выполняются только арифметические операции и возведение в степень, например
,
.
Трансцендентным является уравнение, в состав которого входят одна или несколько таких функций как: показательная ax, логарифмическая log a x, тригонометрические sin x, tg x и др. Например, .
2. ….