I.Историко-стилистический анализ




Аннотация

На произведение

«Слезы»

Муз. М. В. Коваля

Сл. Ф. И. Тютчева

Содержание

1. Историко-стилистический анализ……………....…………………………3

2. Музыкально-теоретический анализ………………………………………..7

3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………11

4. Исполнительский анализ………………………………………………….19

Литература…………………………..………………………………………..21

 

 

I.Историко-стилистический анализ

Мариан Викторович Коваль (1907 – 1971) - настоящая фамилия Ковалёв - русский композитор, народный артист РСФСР (1969), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954). Член КПСС с 1940 года. Родился 17 августа 1907 года в с. Пристань Вознесения, ныне Подпорожского района Ленинградской области.

Музыкальное образование Коваль получил сначала в музыкальной школе Нижнего Новгорода, где он учился в 1918-1920гг., а в 1921-1925гг. в музыкальном техникуме в Петрограде. С 1925г. Коваль в Москве поступает в консерваторию в класс к М.Ф. Гнесину. Коваль становится членом Проколла (Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории) и создаёт ряд вокально-хоровых сочинений.

Вторая половина 30-х гг. – период творческой зрелости Коваля, вершиной которого является оратория «Емельян Пугачёв» на слова В. Каменского (1939).

В области хорового творчества довоенного периода Ковалем созданы как отдельные сочинения («Долина-долинушка»), так и циклы (сюита «Семья народов»), кантаты («Сказ о партизане»). В эти же годы композитор пишет детскую оперу «Волк и семеро козлят»(1939).В творчестве переходит к более монументальным жанрам.

С 1948 г. Коваль избирается в Правление Союза советских композиторов СССР, а в 1948-1952 гг. является ответственным редактором журнала «Советская музыка».

Коваль внёс ценный вклад в развитие советской хоровой музыки. В его хоровых сочинениях хор – это образ народа, главного героя произведений. Мелодический дар, способность к доходчивому музыкальному высказыванию, использование ораторских приемов, приемов народного многоголосия типичны для хоровых произведений Коваля.

В послевоенные годы написано много хоровых произведений. Особое место среди них занимают хоры без сопровождения. Он пишет цикл «Пять стихотворений Ф. Тютчева»(«Слезы», «Листья», «Что ты клонишь над водами», «Восход солнца», «Весенние воды»), хоровой вокализ «Траурный прелюд»(1946), для мужского хора сюиту «Песни сибирских охотников» и многие другие произведения. В 1956 г. Коваль назначается руководителем хора имени Пятницкого, для которого написал ряд произведений(5 лет продолжалась его деятельность в качестве руководителя). Среди них «Славься советский народ», «Три ровесника», «Тополя в дозоре» и др.

В 60-х гг. начинается последний период творчества Коваля. Помимо композиторской деятельности, в эти годы он занимается концертированием с хором им. Пятницкого, составляет сборники народных песен ("Обработки народных песен" - для голоса и фортепиано), которые собирает, обрабатывает в основном в Уральского регионе. Композитором был также написан ряд статей о хоровом искусстве, в которых поднимал проблемы актуальности народной песни.

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) - русский поэт, дипломат. Родился 5 декабря 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Домашним образованием мальчика руководил молодой поэт-переводчик С. Раич. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.
В 1819 г. Фёдор поступил на словесное отделение Московского университета. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 поступил на службу в Государственную Коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене. На чужбине Тютчев провёл двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском "Современнике" появились его 16 стихотворений. Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова "Русские второстепенные поэты" в журнале "Современник", в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. В 1858 г. Тютчев был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий. На этом посту он прослужил 15 лет, до самой смерти. 27 июля 1873 г. в Царском Селе Тютчев скончался.

 

Мы знаем Федора Ивановича Тютчева, как неповторимого гения пейзажной лирики. Но вместе с тем, его философская поэзия поражает глубоким смыслом. Стихотворение "Слезы людские, о слезы людские...", написанное осенью 1849 года является ярким примером этому.

Текст произведения:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой...

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, –

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую порою ночной.

Эти шесть строчек по своей композиции соответствуют всем музыкальным и поэтическим канонам: тема – ее развертывание – кульминация – завершение.

В начало стихотворения вынесено ключевое слово – слезы, которое задает и тему, и – главное – настроение: оно ведет нас в область глубоких человеческих переживаний; оно получает тяжелое звучание: инверсия заставляет нас произнести его с особым ударением, особой силой: "слёзы людские".

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: