Анализ анкет
Данное анкетирование проводилось на базе МАУ «МДЦ «Ровесник» г. Заречный Пензенской области, специалистами отделения по вовлечению молодёжи в социальную практику.
1. В социологическом исследовании участвовало 42 человека, из них женского пола- 56 %, мужского-44 %.
2. Возрастной диапазон респондентов следующий:
14-16 лет- 32 % от общего числа опрошенных;
17-18 лет-39 %;
18 лет - 21 год - 29 %.
Анализируя досуг молодёжи, принявшей участие в исследовании, получаем следующие данные относительно их предпочтений в сфере досуга:
Занимаются спортом в секции | Занимаются в творческих кружках | Оба первых варианта одновременно | Не посещают кружки/ секции | Занимаются спортом и творчеством самостоятельно | Являются членом общественной молодёжной организации* |
19 % | 17 % | 9% | 14 % | 21 % | 29 % |
4. Сведения о семьях респондентов:
Имеются оба родителя | Имеется один родитель | Не имеют родителей | Постоянно живут с бабушкой/дедушкой/ др. родственниками | Проживают в социально-реабилитационном центре * |
41 % | 35 % | 8 % | 10% | 6 % |
5. Анализ анкет позволил изучить периодичность различных мероприятий в учебных заведениях Заречного и Пензы по антинаркотической тематике, а также их эффективность, с точки зрения респондентов:
Мероприятие | Сколько раз проводилось (2012-2013 гг.) | Считают эффективными/ полезными |
Проводятся беседы на уроках/парах | 2 раза (34 %) 3 раза (22 %) | 21 % |
Выступают врачи/ работники полиции | 1 раз (40 %) 2 раза (16 %) | 61 % |
Показывают кинофильмы | 1 раз (23 %) 2 раза (11 %) | 79 % |
В учебном заведении имеются плакаты, стенды | 1 стенд (60%) | 14 % |
Проводятся конкурсы | 0 % | 80 % |
Другие мероприятия: | 3 раза (35 %) 2 раза (24 %) 1 раз (21 %) | 87 % |
Никакой работы не ведётся | 2 % | -«- |
Среди других мероприятий были названы тренинги, групповые дискуссии, молодёжные акции профилактической направленности.
6. Личное отношение респондентов к наркотикам наглядно демонстрирует следующая таблица, где приведены ответы на вопрос «Если человек употребляет наркотики, то это…» (некоторые отмечали несколько вариантов):
…плохо | …опасно | …вредит здоровью | …глупо | …отразится на детях | …нормально, можно позволить себе расслабиться | …может толкнуть на преступление |
17 % | 16 % | 55 % | 79 % | 25 % | 0 % | 49 % |
7. На вопрос «Предлагали ли вам попробовать наркотические средства?» получены следующие ответы:
Нет | Да | Предлагали, сказав, что сейчас оно к наркотикам не относится |
52 % | 26 % | 22 % |
8. Молодёжь, принимавшая участие в опросе, не принимает наркотики, потому что (некоторые отмечали несколько вариантов):
Нет желания | Знают о последствиях | Лучше алкоголь | Не было подходящего случая | Принципиально | Не хотят расстраивать близких | Нет столько денег | Принимают ПАВ |
74 % | 84 % | 4 % | 7 % | 67 % | 23 % | 6 % | 0 % |
9. Респонденты указали следующие причины, побудившие их сверстников принимать наркотики:
Из-за неприятностей различного рода | 18 % |
Считают это престижным, желают выделиться среди других | 9 % |
Из-за невозможности проявить себя в другом | 23 % |
Желают расслабиться, отвлечься, снять напряжение | 14 % |
Из-за отсутствия цели в жизни, интереса к учёбе, работе, общественной жизни | 32 % |
Другие причины | 4 % |
Среди других причин были указаны следующие: «неумение справляться с трудностями», «эгоизм», «глупость», «как все в окружении».
10.На вопрос «Есть ли у вас знакомые, пробовавшие ПАВ», ответы распределились следующим образом:
Нет | Один | Два | Три и более | Смешной вопрос – многие молодые люди употребляли ПАВ |
61 % | 14 % | 7 % | 5 % | 13 % |
11. На вопрос, «Если бы вы узнали, что ваш друг/подруга употребляет ПАВ, вы бы…» респонденты выбрали следующие варианты ответов:
Немедленно прекратили с ним /ней общаться | 11 % |
Продолжали дружить, не обращая внимания | 9 % |
Постарались бы помочь избавиться от этой привычки | 61 % |
Он мой друг. Зачем я буду выдавать друга. Никому не скажу, но с ним поговорю | 12 % |
Не знаю | 2 % |
Другое | 5 % |
Вариант ответа «другое» был расшифрован: «расскажу его родителям», «обращусь к специалисту», «отведу к наркологу».
12. Вопрос «Знаете ли вы место, где продают наркотические средства?», получил следующие варианты ответов:
Нет | Да | Слышал от друзей | Видел объявление в интернете | Видел рекламу на стене/столбе |
45 % | 10 % | 21 % | 13 % | 11 % |
13. Молодёжь, участвующая в анкетировании, считает, что чаще и легче приобрести наркотики можно так:
На рынке | Через знакомых | В школе/ институте | В клубе | Через интернет | Позвонив по номеру на столбе | На каждом шагу предлагают - все делают вид, что не видят | Не знаю |
8 % | 17 % | 0 % | 22 % | 7 % | 6 % | 8 % | 32 % |
14. На вопрос о количестве времени, требуемого на поиски ПАВ, респонденты ответили так:
10-15 минут | час | полдня | сутки | больше суток | Не знаю по времени, но точно можно достать |
2 % | 3 % | 7 % | 10 % | 15 % | 63 % |
15. Молодёжь, принявшая участие в исследовании, считает, что росту распространения наркомании способствуют следующие явления:
· распространённость фильмов, пропагандирующих насилие, наркоманию- 19 %
· низкий уровень занятости несовершеннолетних- 43 %;
· отсутствие организованных форм досуга- 45 %;
· отсутствие достаточной информации о пагубных последствиях применения ПАВ – 28 %;
· любопытство- 20 %;
· стремление поддержать связь с друзьями через совместное употребление ПАВ-
13 %;
· Ваш вариант ответа: «низкая стрессоустойчивость населения», «невостребованность молодёжи», «отсутствие смысла жизни», «бытующие мифы о безвредности некоторых лёгких наркотиков».
16. Самыми эффективными мерами борьбы с наркоманией респонденты назвали:
· Пропаганда здорового образа жизни – 19 %
· Повышение общего уровня культуры и знаний молодёжи- 29 %
· Создание условий для более полной самореализации личности- 41 %;
· Ужесточение наказаний за торговлю наркотиками- 11 %
17. Респонденты на вопрос о целесообразности различных антинаркотических акциях в детских коллективах высказались следующим образом:
Да | Нет | Не знаю | Те, что проводятся, неэффективны |
33 % | 20 % | 22 % | 25 % |
18. Незначительное число респондентов высказали своё мнение о том, как именно бороться с употреблением молодёжью наркотических средств и какие конкретно мероприятия им кажутся наиболее действенными:
· Проведение профилактических тренингов специалистами;
· Создание волонтёрских служб, добровольческих организаций для информационной работы со сверстниками;
· Привлечение известных и популярных в молодёжной среде людей к антинаркотическорй работе;
· Привлечение к работе с молодёжью людей, преодолевших свою зависимость;
· Проведение молодёжных творческих конкурсов;
· Создание качественной социальной рекламы;
· Проведение кинофестивалей (антинаркотических фильмов);
· Использование игр, соревнований, компьютерных технологий в молодёжных аудиториях при проведении мероприятий.
Зав.отделом по вовлечению молодёжи
в социальную практику МАУ «МДЦ «Ровесник»
Е.И. Оруджева
2013 г., июнь