Воинское воспитание в истории Российской армии.




История развития Российской армии свидетельствует о постоянном внимании государства и военного руководства к процессу воспитания военнослужащих. Первоначально обобщение и передача опыта воспитания носили стихийный характер. Но постепенно военно-педагогическая мысль начала находить отражение в летописях, поучениях, государственных актах, а также в военно-исторических и художественных произведениях. В дальнейшем воспитательная тематика находила свое отражение в уставах, наставлениях и инструкциях ("Уложения о службе" (1556 г.), "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе" (1571 г.), "Военная книга" (1607 г.), "Устав ратных, пушечных и других дел касающихся до военной службы" (1621 г.), "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей" (1674 г.) и др.). От солдата требовалось: честно служить государю, знать свое место в строю и в бою, не жалеть "тела" своего, быть готовым отдать жизнь за "други своя".

Основу воспитания в петровской армии составляли нравственность (внушение страха божьего) и патриотизм (преданность государю и отечеству). Система воспитания в этот период предполагала всестороннее воздействие на военнослужащих: систему награждений, воинские ритуалы, внедрение гуманного начала во взаимоотношения начальника и подчиненного, нравственные средства поощрения и наказания, разумную требовательность и т.д.

После смерти Петра I, в 30 - 40-е гг. XVIII в. негативные тенденции в подготовке русской армии начали преобладать над прогрессивными взглядами. Новые уставы и инструкции, составленные временщиками - Остерманом, Минихом, Бироном и др., ухудшили содержание подготовки солдат: она не соответствовала современным требованиям, потеряла личностный, национальный характер. Продолжателем российских военно-педагогических традиций стал П.А. Румянцев. Он стремился к тому, чтобы опытные солдаты передавали свои знания молодым, лично проводил обучение армии. Основой воспитания фельдмаршал считал нравственное, воинское воспитание, моральную и физическую подготовку. Прогрессивные традиции военной педагогики продолжил Г.А. Потемкин. Предоставляя офицерам широкую самостоятельность, он ограничивал ее "Правилами начальства", которые запрещали использовать физические наказания для нерадивых солдат.

А.В. Суворову удалось на практике создать целостную военно-педагогическую систему, основанную на: осознании прямой зависимости результатов боевой деятельности от обученности и морального духа войск; решении задач воинского воспитания в процессе деятельного обучения; обосновании необходимости психологической подготовки; разработке и практическом применении метода моделирования боевых действий и др. Основу его воспитательной системы составляли военно-профессиональное и нравственное воспитание. Задачами военно-профессионального направления являлись формирование у воинов бодрости, смелости, надежности, храбрости, твердости, решительности и дисциплины; нравственного - правдивости, благочестия. Конечной целью такого воспитания являлось формирование инициативного и сознательного воина.

Целью воспитания в дореволюционный период являлось формирование нравственных качеств личности военнослужащих. Умственное, нравственное и физическое воспитание были неразрывно связаны между собой и проводились в жизнь комплексно.

Нравственное воспитание включало в себя: нравственные категории (честь, совесть, справедливость, милосердие и др.) и нравственные обязанности (по отношению к товарищам и равным себе; к начальникам и подчиненным; к другим людям; к царю и Отечеству; к самому себе и др.).

В него входили и другие элементы: эстетическое, трудовое, религиозное, патриотическое, правовое и профессионально-этическое воспитание.

Под умственным воспитанием понималось развитие у военнослужащего: сознательной привычки отдавать себе ясный отчет в предъявляемых службою требованиях и задачах; глазомера (чутья) - способности быстро оценивать и даже угадывать обстановку данного действия; находчивости и быстрой сметки, обеспечивающих целесообразность решений (поступков), ведущих кратчайшим путем к наибольшему успеху. Сюда включалось также развитие мышления, речи, памяти, чувственного восприятия, внимания.

Целью физического воспитания являлось укрепление здоровья человека, развитие мышечных и нервных сил, превращение его в неутомимого, выносливого, неприхотливого, ловкого, смелого и подвижного воина. Оно было призвано решить следующие основные задачи: развитие и усовершенствование телесного организма воина; сохранение и укрепление здоровья; приспособление тела к влиянию окружающей среды; развитие выносливости; формирование волевых качеств и др. Считалось, что воздействие воспитателя могло стать эффективным лишь в том случае, если офицер не принуждает, а советует, не укоряет, а напоминает, вместо материальных наказаний и наград употребляет моральные меры или старается сделать так, чтобы подчиненный сам нашел свою награду и свое наказание в благоприятном или неблагоприятном мнении начальника о его поступках. Важное место отводилось офицерскому собранию и функционирующему при нем суду офицерской чести. Суды чести, указывалось в Дисциплинарном уставе, утверждаются для охранения достоинства воинской службы и поддержания доблести офицерского звания. На них возлагались следующие задачи: рассмотрение проступков, несовместимых с понятием воинской чести и службы, достоинства, нравственности и благородства; разбор ссор, случившихся в офицерской среде. Для понимания отношений, которые складывались в среде офицеров русской армии, интерес представляло введение в 1894 г. дуэлей среди офицерского состава. Император Александр III даровал офицерам российской армии право защищать свою честь оружием, но ограничил это право судом общества офицеров. Решение о дуэли принимал не сам офицер, а собрание офицеров, которое на суде офицерской чести постановляло, что поединок является единственно приличным средством удовлетворения оскорбленной чести. С другой стороны, офицер не мог не выполнить решения этого собрания об участии в дуэли, так как это считалось недостойным офицерской чести. Если в течение двух недель поединок не состоялся, то отказавшийся офицер обязан был лично подать прошение об увольнении из рядов русской армии. Если такого прошения не последовало, то командир части обязан был сам по команде представить документы на увольнение этого офицера. Определенное внимание уделялось самовоспитанию и самообразованию. Оно, по мнению военных педагогов дореволюционной России, должно было строиться на прочном фундаменте умственного, нравственного и физического воспитания, полученного в стенах военно-учебного заведения и частях русской армии. Офицер, по замечанию М.И. Драгомирова, должен много, беспрерывно и без устали работать, если хочет быть достоин своего звания. Такие основы воинского воспитания сохранились до Октябрьской революции 1917 года. Рождение в 1918 г. Красной армии потребовало иных подходов к воспитанию военнослужащих. У их истоков стояли такие видные деятели советского периода, как М.В. Фрунзе, М.И. Калинин, Г.Ф. Гирс, С.С. Каменев, К.Е. Ворошилов, М.Н. Тухачевский, Ф.Э. Дзержинский, Л.Д. Троцкий и др.Анализ развития теории воспитания военнослужащих с 1918 г. показал, что наряду с умственным, физическим и нравственным воспитанием особое место стало занимать политическое воспитание военнослужащих, формирование коммунистического сознания у бойцов и командиров. Наиболее важным было укрепление воинской дисциплины, основанной на политической сознательности. Воинов воспитывали в духе товарищества и дружбы, преданности социализму, бдительности и классовой ненависти к врагам. В ходе Великой Отечественной войны система воспитания военнослужащих подверглась определенной перестройке. Ее направленность определялась характером военно-политической обстановки, потребностями фронта, особенностями ведения боевых действий на различных этапах войны. Особенно большое внимание уделялось развитию вопросов политического, воинского (боевого), нравственного и культурного воспитания, формированию у личного состава верности идеологии коммунизма, непоколебимой веры в победу над гитлеровской Германией, ненависти к фашизму, чувства патриотизма и интернационализма, дружбы и войскового товарищества, утверждению в жизни армии и флота новых боевых традиций. Значительный вклад в развитие практики воспитания воинов внесли видные военачальники, среди которых выдающаяся роль принадлежит Г.К. Жукову. Легендарный маршал требовал от офицеров умения на основе глубокого знания характера, психологии, уровня подготовки своих войск и противника прогнозировать боевые действия, добиваться того, чтобы каждый солдат понимал свои действия. Особое место в воспитании он отводил младшим командирам, предоставляя им всю полноту командно-исполнительной власти. В послевоенный период в развитии теории и практики воинского воспитания можно выделить ряд этапов:

- с 1945 г. до конца 80-х - время обобщения и всестороннего изучения опыта Великой Отечественной войны; развития военно-педагогической науки;

- с конца 80-х до 1991 г. - завершающий этап функционирования советской педагогической науки и практики в обстановке реформирования Вооруженных Сил и ликвидации СССР;

- с конца 1991 г. по настоящее время - современный этап развития теории и практики воинского воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Современные принципы воспитания военных кадров своим становлением и развитием обязаны теории и практике воспитания военнослужащих второй половины ХIX - начала ХХ века. Советский период развития военной педагогики обогатил их новым содержанием, сохранив при этом преемственность старой военной школы. Для дальнейшего совершенствования воспитания рядового и командного состава, новых теоретических и практических обобщений необходимо изучать богатейший опыт развития теории и практики воспитания военных кадров в различные периоды истории нашей страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: