Вопрос 33. Гигиенические требования к оборудованию класса.




10.1 Гигиенические требования к школьной мебели. Школьная мебель и инструменты должны соответствовать анатомо-физиологическим возможностям организма детей с учетом их роста и возраста. В процессе учебных занятий при всех видах деятельности школьник должен соблюдать правильную рабочую позу, которую следует вырабатывать с первых дней пребывания в школе. Положение тела считается правильным, если сохраняются устойчивое равновесие при минимальных физиологических затратах, нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. Ученик должен сидеть на стуле, опираясь пояснично-крестцовой частью о спинку, ровно держать корпус и голову, лишь немного наклоняться вперед при чтении и. письме. Между краем парты (стола) и передней поверхностью туловища обязательно сохраняется свободное пространство в 4–5 см. Ноги ученика согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на крышке парты (стола), создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение. Несколько наклонное положение туловища, возможность свободно изменять углы наклона звеньев корпуса и положение конечностей облегчают нагрузку на костно-мышечный аппарат, центральную нервную и вегетативные системы ученика. Важное условие поддержания физиологически рациональной позы – соответствие размеров мебели антропометрическим данным ученика, прежде всего его росту. На основе специальных исследований для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см, на основе которой разработаны стандарты на ученическую мебель 6 номеров по ГОСТам 11015-93 и 11016-93 («столы ученические» и «стулья ученические») с соответствующей цветовой маркировкой. Мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, мебель больших размеров – дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поместить ближе к доске мебель больших групп, ее следует ставить только первой в первом или третьем (четвертом) ряду. 49 Следует стремиться к тому, чтобы каждому учащемуся было обеспечено рабочее место, соответствующее его росту. Для того чтобы правильно рассадить детей в классе, необходимо учитывать не только антропометрические данные, но и состояние их здоровья. Рабочие места в учебных помещениях за первыми и вторыми партами (столами) в любом ряду отводятся школьникам с нарушениями слуха. Детям с пониженной остротой зрения предоставляют места также за первыми столами, но ближе к окну. Ширина проходов между рядами парт (столов) должна составлять не менее 0,6 м, а расстояние от последних парт до шкафов, расположенных вдоль задней стенки, – 0,8 м. Сиденья ученических стульев должны быть жесткими, профилированными по форме ягодиц и бедер, с углублением 10–15 мм в переднем отделе, с закругленными углами и передним краем. Непрофилированные сиденья должны иметь наклон 3 градуса в сторону спинки. Спинка стула – жесткая (прямая или вогнутая). При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться размеры проходов и расстояния между предметами оборудования: - расстояние между партами в проходах не менее 60 см; - расстояние между рядами, стенами и шкафами вдоль стен инее менее 50–70 см; - расстояние от первой парты до классной доски 2,4–2,7 м; - наибольшая удаленность места учащегося от классной доски не более 8 м; - высота нижнего края доски над полом 80–90 см.

10.2 Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18–24°С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17–20°С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната, – 20–24°С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20–22°С, душевых – 25°С. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 °С. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40–60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах. Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10°С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1–1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5–10 минут. При достижении температуры воздуха плюс 14°С проветривание в спортивном зале следует прекращать. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных учреждений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест. 10.3 Гигиенические требования к режиму образовательного процесса Оптимальный возрастом для начала школьного обучения является возраст 7 лет. Прием детей осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Уроки начинают не ранее 8 часов утра. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Организация профильного обучения в 10–11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять: - для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; - для обучающихся 2–4 классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе; - для обучающихся 5–6 классов – не более 6 уроков; - для обучающихся 7–11 классов – не более 7 уроков. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2–4 классов – 2–3 уроках; для обучающихся 5–11-х классов на 2–4 уроках. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2–4 уроках. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: -учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; -использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый); -рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; - для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок; - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2–3 классах – 1,5 ч, в 4–5 классах – 2 ч, в 6–8 классах – 2,5 ч, в 9–11 классах – до 3,5 ч. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут. 52 Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. Для удовлетворения биологической потребности в движении не зависимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Вопрос 32. Костная и мышечная системы организма человека- строение и функции. Нарушение осанки. Система костей (остеология), osteologia — раздел анатомии, изучающий пассивную часть опорно-двигательного аппарата — кости. Кость, os — это орган твердой опоры (скелета) тела человека. Для кости характерны следующие признаки органа: 1) определенный зачаток развития в эмбриогенезе; 2) присущее данной кости строение (анатомия); 3) постоянное место (топография) и соединение с другими костями в скелете; 4) относительно постоянные источники кровоснабжения, пути лимфооттока и нервные связи; 5) определенная для данной кости функция. ФУНКЦИИ КОСТИ. Кости в организме выполняют механические и биологические функции. Механические функции: 1) твердая опора тела; 2) защита внутренних органов; 3) двигательная (рычаги). Биологические функции: 1) минеральный обмен (кальций, фосфор и др.); 2) кроветворная (красный костный мозг).

СТРОЕНИЕ КОСТИ. Кость построена из костной ткани. В ней различают компактное вещество— наружный слой и губчатое вещество — внутренний слой. Перекладины губчатого вещества располагаются упорядоченно в соответствии с функциональной нагрузкой. В костях свода черепа губчатое вещество называется диплоэ; в нём располагается большое число каналов, образующих стенки диплоических вен. В длинных костях средняя часть кости состоит только из компактного вещества, а внутри располагается костномозговая полость. Губчатое вещество кости заполнено красным костным мозгом. До периода полового созревания костномозговая полость содержит красный костный мозг, который с возрастом замещается желтым костным мозгом. Кость снаружи покрыта надкостницей, которая представлена тонкой, плотной соединительнотканной пластинкой, прочно сращенной с костью. Через надкостницу осуществляется кровоснабжение, лимфоотток и иннервация кости. За счет надкостницы в эмбриональном периоде происходит периостальное окостенение, а также рост кости в толщину и регенерация кости при переломах. Поверхности костей, образующих суставы, покрыты суставным (гиалиновым) хрящом. На поверхности кости имеются питательные отверстия, а в толще кости — питательные каналы, через которые в вещество кости проникают сосуды и нервы.

КЛАССИФИКАЦИЯ КОСТЕЙ. По форме кости делят на следующие виды: 1. Трубчатые. 2. Губчатые. 3. Плоские. 4. Воздухоносные. 5. Смешанные. Виды костей 1. Трубчатые кости: а) длинные: плечевая, лучевая, бедренная, большеберцовая и др. кости; б) короткие: кости пясти, плюсны, фаланги. 2. Губчатые кости: а) длинные: позвонки, кости предплюсны, ключица; б) короткие: кости запястья; в) сесамовидные. 3. Плоские кости входят в состав: а) свода черепа; б) пояса верхней (лопатка) и нижней конечностей (тазовая кость). 4. Воздухоносные кости окружают носовую полость и содержат полости (пазухи): верхняя челюсть, решетчатая кость, клиновидная кость, лобная кость. 5. Смешанные кости по форме нельзя отнести ни к одной из вышеперечисленных групп: височная кость, некоторые кости лица. На длинной трубчатой кости различают следующие части: 1. Диафиз — средняя часть кости, или тело. 2. Эпифизы— проксимальный и дистальный концы кости. 3. Метафиз— зона между диафизом и эпифизом. Эпифизарную линию— место, где располагается зона роста — эпифизарный хрящ. Эта линия располагается в области метафиза. 5. Апофиз— вырост кости, обусловленный тягой мышц или прикреплением связок. По положению в скелете человека различают: 1. осевой скелет: а) череп; б) позвоночный столб; г) грудная клетка. 2. добавочный скелет: а) кости верхней конечности; б) кости нижней конечности.

Миология (myologia) — раздел анатомии, посвященный изучению мышц. В организме человека различают три типа мышечных тканей: 1. Исчерченная (поперечно-полосатая) мышечная ткань. 2. Неисчерченная (гладкая) мышечная ткань. 3. Сердечная мышечная ткань. Исчерченная (поперечно-полосатая) мышечная ткань связана со скелетом, приводит в движение различные кости скелета, обеспечивает перемещение тела в пространстве и сохранение равновесия. Поэтому исчерченная мускулатура называется скелетной; из этой мускулатуры построены мышцы, которые в совокупности составляют систему мышц. Структурно-функциональная единица скелетной мускулатуры — мышечное волокно. Мышечные волокна имеют длину до 12 см и диаметр до 100 мкм. Эти волокна представляют собой миосимпласт и образуются в результате слияния клеток миотомов (клеток-предшественников) в эмбриогенезе. Скелетная мускулатура управляется сознательно и поэтому называется произвольной. Исчерченная мускулатура имеется также в составе внутренних органов (язык, мягкое небо, глотка, пищевод, гортань, прямая кишка, мочеполовые органы, промежность) и органов чувств (мышцы глаза, мышцы среднего уха). Мышцы этих органов изучаются в разделах «Внутренние органы» (Спланхнология) и «Органы чувств» (Эстезиология). Неисчерченная (гладкая) мышечная ткань входит в состав стенок внутренних органов и сосудов. Структурно-функциональная единица гладкой мускулатуры — гладкомышечная клетка — миоцит, веретенообразной формы, длиной 20–500 мкм и толщиной 5–8 мкм. Гладкие миоциты объединяются друг с другом в пучки посредством соединительнотканных волокон эндомизия. Пучки в стенке органа отделяются прослойкой рыхлой соединительной ткани перимизия. Совокупность пучков, образующих в стенке органа мышечный слой, окружены толстой прослойкой соединительной ткани — эпимизием. Сокращение гладкой мускулатуры происходит непроизвольно (бессознательно). Сердечная мышечная ткань входит в состав стенки камер сердца. Структурно-функциональная (сократительная) единица сердечной мышцы — сердечный миоцит — кардиомиоцит. Кардиомиоциты содержат 1, реже 2 ядра, имеют удлиненную (100–150 мкм), цилиндрическую форму диаметром 10–20 мкм, соединение кардиомиоцитов осуществляется посредством вставочных дисков. В световом микроскопе сердечные миоциты подобны мышечным волокнам поперечно-полосатой мускулатуры. Сердечная мышечная ткань сокращается непроизвольно. Мышца как орган Каждая скелетная мышца является органом, так как она имеет собственное название, состоит в основном из поперечно-полосатой (исчерченной) мышечной ткани, имеет определенный источник развития, свою особую форму, строение, топографию (положение), источники кровоснабжения и иннервации, пути лимфооттока и выполняет определенную функцию. В организме насчитывается около 600 скелетных мышц. Каждая мышца образована пучками поперечнополосатых мышечных волокон, которые состоят из обособленно расположенных миофибрилл диаметром 1–2 мкм. Волокна связаны рыхлой соединительной тканью — эндомизием в пучки 1-го порядка, которые посредством соединительной ткани группируются в пучки 2-го, 3-го и т. д. порядков. Соединительнотканная прослойка вокруг этих пучков называется перимизием. Пучки, объединяясь, образуют мышцу в целом, которая покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой — эпимизием или наружным перимизием. Строение исчерченной (поперечно-полосатой мышцы): а — поперечный срез; б — мышца между двумя костями. В каждой мышце различают главные части и вспомогательные аппараты. Главными для мышц являются активная и пассивная части. Активная (сокращающаяся) часть — средняя часть мышцы, состоит из исчерченной мускулатуры; пассивная часть представлена сухожилием. В мышце различают тело; головку и хвост. Проксимальное сухожилие или проксимальная часть мышцы, связанная с костью, называется головкой и является началом мышцы. Дистальное сухожилие или дистальный конец мышцы, прикрепляющийся к другой кости, называется хвостом; это место принято называть прикреплением мышцы. Широкое сухожилие называется апоневрозом.

Вспомогательные аппараты мышц — это образования, которые облегчают работу мышц. К ним относятся: фасции, удерживатели мышц, синовиальные влагалища сухожилий, синовиальные сумки, сесамовидные кости, блоки. 1. Фасции — плотноволокнистая соединительная ткань, покрывающая в виде футляра отдельные мышцы и группы мышц. Значение фасций: а) для функции мышц: – отграничение мышц друг от друга; – уменьшение трения между соседними мышцами; – опора для сокращающейся мышцы; – направленное сокращение мышц; – место начала или прикрепления других мышц; – образование футляров для сосудисто-нервных пучков. б) клиническое: – изоляция воспалительных очагов; – распространение гноя и крови; – «футлярное» обезболивание (анестезия); – препятствие спадению вен, проходящих через фасции. 2. Удерживатели мышц — утолщенные связки или участки фасций, перебрасывающиеся между костными возвышениями (выступами) над сухожилиями мышц. Удерживатели мышц образуют фиброзные и костнофиброзные каналы для удержания, опоры и направления действия мышц. 3. Синовиальные влагалища сухожилий — это синовиальные оболочки в виде футляров вокруг сухожилий, расположенных под удерживателями (в фиброзных и костно-фиброз-ных каналах). Синовиальное влагалище имеет вид двустенной замкнутой трубки, окружающей сухожилие. Внутренний листок синовиального влагалища прочно срастается с сухожилием и называется висцеральным, наружный листок — париетальный сращен со стенками костно-фиброзного канала. В полости синовиального влагалища содержится синовиальная жидкость. Фиброзно-синовиальное влагалище сухожилия мышцы: а — продольный срез; б — поперечный срез. Синовиальные сумки в области плечевого сустава: 1 — вскрытые; 2 — не вскрытые; 3 — отрезанные мышцы. Места перехода висцерального листка в париетальный сближены и образуют брыжейку сухожилия; здесь проходят сосуды и нервы сухожилия. Синовиальные влагалища служат для уменьшения трения сухожилий. 4. Синовиальные сумки — замкнутые полости, заполненные синовиальной жидкостью, располагаются под мышцами и сухожилиями в местах их соприкосновения с костью и в области суставов. Синовиальные сумки могут сообщаться с полостью сустава. Значение синовиальных сумок: – уменьшение трения мышц; – уменьшение трения сухожилий о рядом расположенные кости. 5. Сесамовидные кости— кости, расположенные в толще сухожилий мышц вблизи места прикрепления. Значение сесамовидных костей заключается в укреплении суставов и в увеличении плеча (рычага) действия мышцы. 6. Блоки — образования (костные или сухожильные), которые изменяют направление хода мышцы и фиксируют сухожилие мышцы. Значение блоков состоит в создании опоры для мышц и в увеличении плеча (рычага) действия мышцы.

ФУНКЦИИ СКЕЛЕТНОЙ МУСКУЛАТУРЫ. Скелетные мышцы участвуют в осуществлении следующих функций: 1. Локомоторная (двигательная) функция — основная функция. Скелетные мышцы — активная часть опорно-двигательного аппарата. Действуя на суставы, скелетные мышцы приводят в движение кости (части тела) друг относительно друга. Это обеспечивает передвижение тела в пространстве (ходьба, бег, прыжки и т. д.), выполнение разнообразных манипуляций (работа), сохранение равновесия. 2. Участие в выполнении жизненно важных функций — дыхание, глотание. 3. Обеспечение физиологических отправлений (роды, мочеиспускание, дефекация). 4. Укрепление суставов, сводов стопы, передней стенки брюшной полости. 5. Облегчение тока крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам. 6. Теплопродукция при сокращении. 7. Большое рецепторное поле (мышечно-суставное чувство).

КЛАССИФИКАЦИЯ МЫШЦ. Мышцы классифицируются (различаются): 1) поформе; 2) строению; 3) функции; 4) отношению к суставам; 5) топографии; 6) областям тела. 1. В зависимости от формы, мышцы получили соответствующие названия: трапециевидная мышца; ромбовидная мышца; квадратная мышца; длинная мышца; короткая мышца; широчайшая мышца; грушевидная мышца; двуглавая мышца; трехглавая мышца; зубчатая мышца, двубрюшная мышца и т. д. 2. В зависимости от строения (по расположению мышечных пучков) различают следующие виды мышц: а — двуглавая; б — трехглавая; в — двубрюшная. 3. По функции различают следующие мышцы: – мышцы-сгибатели; – мышцы-разгибатели; – отводящие мышцы; – приводящие мышцы; – мышцы-вращатели: мышцы, вращающие кнаружи; мышцы, вращающие внутрь; – мышцы-сжиматели; – мышцы-расширители; – мышцы-подниматели; – мышцы-опускатели. Мышцы, выполняющие одинаковую функцию, называются синергистами, противоположную функцию — антагонистами; – мышцы, прикрепляющиеся вблизи оси вращения в суставе (короткое плечо тяги мышцы и длинное плечо силы сопротивления), называются «ловкими» или «быстрыми»; – мышцы, прикрепляющиеся вдали от оси вращения в суставе (длинное плечо тяги мышцы и короткое плечо силы сопротивления), называются «сильными». 4. По отношению к суставам различают следующие мышцы: – односуставные мышцы — мышцы, действующие на один сустав; – двусуставные мышцы — мышцы, действующие на два сустава; – многосуставные мышцы — мышцы, действующие на несколько суставов; – мышцы, не действующие на суставы (мимические мышцы, мышцы промежности). 5. По топографии различают поверхностные и глубокие мышцы. 6. По областям тела человека выделяют следующие группы мышц: а) мышцы головы, которые делят: – на мышцы лица и жевательные мышцы; – мышцы шеи; б) мышцы туловища, где выделяют: – мышцы спины; – мышцы груди и диафрагмы; – мышцы живота. в) мышцы верхней конечности; г) мышцы нижней конечности; д) мышцы промежности, которые разделяются: – на мышцы диафрагмы таза; – мышцы мочеполовой диафрагмы.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. При этом нарушении под влиянием длительных чрезмерных нагрузок опускается продольный или поперечный свод стопы. Причиной плоскостопия обычно становятся слабость мышц и связок (в первую очередь из-за недостатка двигательной активности), узкая и тесная обувь, толстая негнущаяся подошва, которая лишает стопу ее естественной гибкости. Плоскостопие служит причиной повышенной утомляемости при ходьбе и беге, а в дальнейшем может привести и к деформации стопы и пальцев ноги.

Нарушение осанки может формироваться при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а возможно формирование ее нарушений на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера - соединительно-тканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др. В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения.

•неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы (например, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела, в результате чего происходит образование навыка неправильной установки тела)

•неправильное физическое воспитание - недостаточная двигательная активность (гипокинезия) и нерациональное увлечение однообразными упражнениями

•вследствие недостаточной чувствительности рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника

•слабость мышц, удерживающих вертикальное положение позвоночника

•нерациональная одежда

•заболевания внутренних органов

•снижение зрения, слуха

•недостаточная освещенность рабочего места и несоответствие мебели росту ребенка и др.

Обозначим признаки основных видов нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:

•сутуловатость - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза

•круглая спина - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника

вогнутая спина - усиление лордоза в поясничной области

•кругло-вогнутая спина - увеличение грудного кифоза и увеличение увеличение поясничного лордоза

•плоская спина - сглаживание всех физиологических изгибов

•плоско-вогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

 

   
 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: