Справочная информация
Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества в апреле 2019 года проводит Единый урок парламентаризма (далее – Единый урок).
Единый урок проходит при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
Единый урок приурочен к празднованию Дня российского парламентаризма 27 апреля, установленный Федеральным законом от 27 июня 2012 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"".
Единый урок направлен на привлечение внимания школьников к деятельности Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и популяризацию этой деятельности через формирование гражданской и правовой грамотности детей.
В ходе Единого урока дети познакомятся с историей, функциями и работой парламентариев на всех уровнях власти, а в рамках Единого урока пройдут различные уроки, семинары, онлайн конкурсы и другие активности. Для педагогических работников организована специальная образовательная программа.
Единый урок предполагает участие как общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, так организаций дополнительного образования и других организаций, осуществляющих образовательную деятельность для несовершеннолетних обучающихся.
Программа Единого урока включает тематические уроки и классные часы, встречи и уроки с законодателями, вебинары, открытые уроки, конкурсы, викторины, фестивали для детей и многие другие очные и дистанционные мероприятия.
В проведении Единого урока в 2018 году приняли участие 76 субъектов Российской Федерации и более 32 000 образовательных организаций. В дистанционных активностях, в том числе конкурсах и викторинах, приняли участие 265 000 детей.
|
В рамках Единого урока парламентаризма в 2018 году прошло более 800 различных семинаров и лекций депутатов различного уровня и членов Совета Федерации для детей в различных образовательных организаций и выездных мероприятий, в том числе экскурсий в законодательные органы власти.
Единый урок предлагается провести в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях с апреля по май 2019 года.
«Принципиально важно, что именно сейчас в российских школах и вузах растут, формируются поколения, для которых демократическая атмосфера – нечто само собой разумеющееся, естественная среда. Понятно, что они хотят уже на школьной и вузовской скамье органично включиться в эту среду, жить в ней. И мы – государство, общество – обязаны делать всё, чтобы данный такой процесс набирал силу. В школах и вузах необходимо не просто изучать политическую систему страны, но и с ранних лет посредством форматов деловых игр, семинаров, дискуссионных клубов создавать условия для овладения учениками правовыми знаниями и практическими навыками участия в управлении делами государства, решении общественных проблем школы, района, города. Это как раз тот случай, когда воспитательный педагогический процесс может превратиться в полезную, интересную и захватывающую игру. Накопленный в этой сфере опыт нужно использовать и распространять. Это задача не только школ, вузов, родительской общественности, но и всего государства, всего общества. Я призываю всех законодателей — сенаторов, федеральных, региональных и муниципальных депутатов открыто и заинтересованно передавать подрастающему поколению наш опыт и знания в сфере парламентаризма " – отметила в статье "Развитие парламентаризма начинается со школьной скамьи" своего блога спикер Совета Федерации В.И. Матвиенко.
|
Организация и проведение Единого урока
Администрациям субъектов Российской Федерации совместно с органами управления образованием муниципальных образований необходимо обеспечить:
1. Проведение Единого урока в следующих организациях: общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и организации дополнительного образования;
2. Участие всех обучающихся (воспитанников) и педагогических работников вышеуказанных организаций в не менее одном мероприятии Единого урока.
3. Участие руководства и (или) представителей администрации субъекта Российской Федерации, включая исполнительных органов государственной власти, руководителей муниципальных образований, членов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и депутатов муниципальных образований в проведении открытых уроков, лекций и других публичных мероприятий.
Администрации субъекта Российской Федерации необходимо предоставить в адрес Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества отчет о проведении Единого урока в субъекте Российской Федерации до 26 июня 2019 года включительно.
|
Необходимо обратить внимание субъекты Российской Федерации на необходимость предоставления возможности образовательным организациям организовать Единый урок в срок до конца мая 2019 года и отсутствие необходимости предоставления вышеуказанной информации ранее данного срока.
Администрации общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования могут организовать различные мероприятия для детей и педагогических работников.
Единый урок для детей возможно провести в следующих формах, которые могут быть использованы как отдельно, так и совместно:
1. Проведение традиционного урока, классного часа и деловой игры на основе разработанных и подготовленных для проведения Единого урока методических материалов;
2. Демонстрация видео-урока Первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Л.Н. Боковой;
3. Организация просмотра обучающимися виртуальной экскурсии по Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
4. Организация участия детей во Всероссийской контрольной работе Единого урока парламентаризма на сайте www.Единыйурок.онлайн;
5. Организация участия детей во Всероссийском конкурсе гражданской грамотности «Онфим» на сайте www.Онфим.рф;
6. Организация лекции, урока или занятия с участием приглашенного эксперта.
Для педагогических работников в рамках Единого урока организована специальная образовательная программа, которая включает прохождение программ повышения квалификации и(или) профессиональной переподготовки в области преподавания права и организации правового просвещения в образовательных организациях.
На сайте Экспертного совета представлены для прохождения следующие образовательные программы, предполагающие бесплатное изучение лекционного материала и получение документа об обучении:
1. Программа повышения квалификации «Теория и методика обучению праву»;
2. Программа повышения квалификации «Организация правового воспитания в начальной школе в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168»;
3. Программа повышения квалификации «Организация правового просвещения в образовательной организации в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168»;
4. Программа профессиональной переподготовки «Преподавание обществознания и права в образовательных организациях».
Педагогические работники могут также включить свои методические разработки и материалы в Электронную библиотеку образования, реализуемой в форме электронного средства массовой информации при поддержке Министерства образования и науки России.
Все вышеуказанные мероприятия носят некоммерческий характер, а по итогам участия детей и педагогических работников в сетевых мероприятиях они смогут бесплатно получить подтверждающие участие в мероприятиях документы.
Сайт Единого урока
Данные методические рекомендации, методики проведения мероприятий, ссылки на мероприятия и активности Единого урока и другая актуальная информация опубликована на сайте Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества www.Единыйурок.рф в разделе «Проекты», категория «Единый урок парламентаризма».