Совершенствование процедуры информирования налогоплательщиков




Глава 8. Формирование партнерских отношений в налогообложении

Учитывая необходимость минимизации барьеров развития бизнеса и с целью развития партнерских отношений, в настоящее время бурно развивается сфера взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.

Общая тенденция развития взаимодействия с налогоплательщиками – переход на электронный формат. С целью устранения коррупционных мотивов, личные контакты налоговых инспекторов с клиентами минимизируются, а в будущем – будут вообще исключены. Общение осуществляется в основном – посредством информационных технологий. Очевидно, что новые технологии помогут сделать общение налоговых органов с налогоплательщиками максимально комфортным.

 

Совершенствование процедуры информирования налогоплательщиков

В соответствии со ст. 21 НК налогоплательщики имеют право: получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Налоговые органы в свою очередь обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов регулируются ст. 34.2 НК, которой установлено следующее.

1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

2. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

3. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

 

С целью повышения уровня работы по информированию налогоплательщиков, Федеральной налоговой службой разработан соответствующий регламент, которым, в частности, установлено следующее.

Одним из важных направлений предварительного налогового контроля, направленным на предупреждение ошибок и налоговых правонарушений плательщиками, является их планомерное обслуживание налоговыми органами.

Для этих целей во всех налоговых инспекциях образованы отделы по работе с налогоплательщиками, кроме того, в управлениях по субъектам РФ аналогичные отделы занимаются также работой со средствами массовой информации.

В настоящее время оснащенность налоговых органов компьютерной техникой, средствами телекоммуникационной связи, помещениями для работы с плательщиками еще не везде отвечает современным требованиям. Следует отметить, что информационное обслуживание плательщиков затруднено в районных центрах, небольших городах, где отсутствуют налоговые инспекции, а имеются лишь их территориально обособленные рабочие места (ТОРМ) в составе 4-6 сотрудников.

В последние годы принимаются конкретные меры, чтобы поправить положение дел в этом направлении.

Наиболее полно обязанности налоговых органов в их отношениях с плательщиками представлены в приказах ФНС России:

от 27 апреля 2007 г. N ММ-3-25/267@ "Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков";

9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@ "Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами".

Анализ этих и ряда других документов позволяет выделить основные направления работы налоговых органов с плательщиками:

оказание услуг по регистрации и учету плательщиков;

прием налоговой и бухгалтерской отчетности;

подготовка документов по запросам плательщиков;

прием плательщиков в налоговых органах;

проведение сверки расчетов плательщиков и их информирование о состоянии расчетов с бюджетом;

организация работы телефонной справочной линии;

размещение информационных стендов;

ответы на письменные вопросы плательщиков;

проведение семинаров с плательщиками;

использование средств массовой информации;

регистрация контрольно-кассовой техники;

оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса (в данном пособии этот вопрос не рассматривается).

Для работы с налогоплательщиками широкое распространение получили специализированные помещения – операционные залы. В этих помещениях размещаются информационные стенды, в том числе стенд с указанием размещения рабочих мест сотрудников, осуществляющих прием плательщиков. В инспекциях в стадии внедрения системы звукового информирования плательщиков.

В операционных залах также установлены компьютеры со справочно-правовыми системами и программными продуктами, разработанными ФНС России.

Запись программных продуктов на электронные носители производится плательщиком самостоятельно. На видном месте возле каждого компьютера размещается перечень имеющихся программных продуктов и подробная инструкция о действиях плательщика при осуществлении их записи. При отсутствии компьютера запись программных продуктов на электронные носители (дискеты) осуществляется налоговым инспектором.

Важнейший элемент информирования – проведение сверки расчетов по налогам и информирование о состоянии расчетов с бюджетом. Сверка расчетов с бюджетом проводится в обязательном порядке:

с крупнейшими плательщиками - ежеквартально;

при переходе плательщика из одной налоговой инспекции в другую;

при ликвидации или реорганизации организации.

По заявлению налогоплательщика совместная сверка может производиться:

для уточнения платежа, если налог был перечислен по ошибочному коду бюджетной классификации;

для зачета или возврата излишне уплаченного налога;

для получения справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (при получении кредита, участии в тендере и т.п.).

Основанием для проведения сверки является заявление плательщика или уведомление с предложением о проведении сверки, направленное инспекцией плательщику.

В заявлении плательщик указывает дату сверки, способ получения документов (лично, по почте или по ТКС), перечень видов налогов и КБК, по которым налогоплательщик предлагает провести сверку, и количество разделов акта сверки (один или два). Рекомендуемый образец заявления размещают на информационных стендах налоговых инспекций.

Сверка расчетов осуществляется обычно по состоянию на первое число отчетного квартала по телекоммуникационным каналам связи.

Основанием для сверки расчетов по предложению налогового органа служит поступление заявления о снятии плательщика с учета в налоговом органе, о начале процедуры ликвидации либо реорганизации в связи с решением судебного органа и т.д. При этом формируются краткий акт сверки и информационное письмо в трех экземплярах, один экземпляр остается в отделе работы с налогоплательщиками для контроля, два высылаются плательщику.

Информационным письмом плательщик уведомляется о необходимости не позднее 5 рабочих дней после получения акта рассмотреть и возвратить два экземпляра акта, согласованных без разногласий или с разногласиями и подписью плательщика, в инспекцию лично или направить по почте.

 

В каждой территориальной налоговой инспекции организована специальная телефонная справочная служба для плательщиков, для чего назначаются сотрудники, ответственные за работу на выделенных телефонах.

Информация об этих телефонах размещается на стендах налоговых инспекций, на сайте управления ФНС России по субъекту РФ, местных СМИ. Сотрудник, ответственный за работу на справочном телефоне, принимает и регистрирует все звонки в специальном журнале.

При приеме устного запроса налогоплательщика (по телефону или лично) сотрудник отдела работы с налогоплательщиками дает ответ самостоятельно. Если сотрудник не может ответить на вопрос самостоятельно, то он совместно с сотрудниками других отделов принимает необходимые меры для ответа плательщику.

Анализ поступающих звонков на телефоны справочных служб инспекций показал, что наиболее частыми являются вопросы о:

порядке представления гражданам социальных и имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц;

порядке исчисления, представления льгот гражданам по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу;

особенностях исчисления ЕНВД и применения УСН;

применении КБК при заполнении платежных поручений;

кодах ОКВЭД;

присвоении ИНН;

сдаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

В региональных управлениях получили распространение сервис "Телефон доверия", на который налогоплательщики могут обратиться с жалобами на невнимательность, грубость сотрудников налоговых органов.

 

Ответы на письменные вопросы плательщиков о действующем налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов, а также о порядке заполнения форм налоговой отчетности даются в течение 30 календарных дней. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления. Ответ на вопрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием Ф.И.О., номера телефона исполнителя.

В случае если вопрос не относится к компетенции налоговых органов, такие обращения в 5-дневный срок направляются по почте по принадлежности, о чем информируется заявитель.

Необходимо учитывать, что существуют ограничения по вопросам получения информации в налоговых органах. Если запрос подписал не руководитель, а, например, главный бухгалтер или юрисконсульт и документы, подтверждающие его полномочия, не представлены, налоговый орган откажет в рассмотрении такого обращения.

Право на получение информации или разъяснения имеет только законный и уполномоченный представитель организации. Сотрудники аудиторских, консалтинговых и юридических фирм могут быть уполномоченными представителями организации плательщика. Поэтому при наличии доверенности они также могут обращаться с запросами, но при условии, что делать это они будут от имени своих клиентов.

Не принимаются к рассмотрению обращения, не имеющие удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.). Обращения плательщика по электронным каналам связи с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Документы, переданные в электронном виде, без использования электронной подписи не имеют юридической силы.

В каждой налоговой инспекции для информирования плательщиков широко используются специальные стенды с актуальной, обновляемой информацией.

На стендах с организационно-распорядительной информацией размещается следующая информация:

режим работы инспекции;

реквизиты инспекции;

КБК, ОКАТО и т.д.;

о проведении семинаров, "круглых столов" и т.д.;

адреса официальных интернет-сайтов ФНС России, УФНС России по субъекту РФ;

координаты специализированных операторов связи;

номер справочного телефона, телефона "горячей линии", телефона "доверия".

На тематических стендах размещается следующая информация:

о государственной регистрации и постановке на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

порядке учета физических лиц, не относящихся к предпринимателям;

порядке представления деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов;

порядке оформления платежных документов на уплату налогов;

регистрации и снятии с учета контрольно-кассовой техники;

местных налогах;

налогообложении доходов физических лиц.

Информация на внешних стендах должна быть актуальна для плательщиков и соответствующим образом размещена. Например, информацию о налоговых ставках и сроках уплаты транспортного налога рекомендуется размещать в органах ГИБДД, о ставках и сроках уплаты имущественных налогов - в регистрационных палатах, образцы заполнения платежных документов на перечисление сумм налогов в бюджет - в отделениях кредитных учреждений и т.д.

Руководство информированием плательщиков через средства массовой информации (СМИ) осуществляют управления ФНС России по субъектам РФ, которые направляют в инспекции готовые материалы для местных СМИ и контролируют их размещение.

К информационной работе предъявляются следующие требования: своевременность информирования; четкость в изложении материала; наглядность форм подачи материала; качество; актуальность для различных категорий плательщиков.

Особое внимание уделялось в СМИ изменениям налогового законодательства, порядку декларирования гражданами своих доходов и итогам проведения декларационной кампании, представлению отчетности по телекоммуникационным каналам связи, розничной торговли алкогольной продукции, итогам работы налоговых органов, последствиям выплаты заработной платы "в конверте".

 

Налоговые инспекции постоянно проводят семинары с различными категориями плательщиков с целью их информирования о действующем налоговом законодательстве, новых формах отчетности и порядке их заполнения.

Семинары делятся на тематические и семинары по общим вопросам. В качестве лекторов принимают участие специалисты налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъекту РФ.

При организации семинаров рекомендуется:

выявить актуальные вопросы на основе анализа работы инспекции;

сформулировать тему семинара и определить дату его проведения;

обозначить цель и составить программу семинара;

согласовать кандидатуры специалистов, выступающих на семинаре;

разместить объявление о проведении семинара на стенде в инспекции, в средствах массовой информации.

Рекомендуется также заранее обеспечить возможность плательщикам задать вопросы по теме семинара. При проведении семинара рекомендуется использовать наглядные пособия, методическую литературу, разбирать ошибки плательщиков на конкретных примерах. Для получения отзывов плательщиков о проведенных семинарах рекомендуется использовать анкеты.

Отдельным и важным направлением в деятельности налоговых органов является информирование плательщиков о правильном заполнении платежных поручений на уплату налогов. В связи с ошибками при их заполнении плательщикам приходится неоднократно их переделывать, сотрудники налоговых органов также тратят много времени на работу с так называемыми "невыясненными платежами".

Форма платежных поручений приведена в Положении Центрального банка от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации". В целях обеспечения органами Федерального казначейства, налоговыми органами и таможенными органами автоматизированной обработки информации, содержащейся в расчетных документах, приказом Минфина России утверждены правила указания информации, идентифицирующие:

налогоплательщика и получателя средств;

платеж;

лицо или орган, оформившие расчетный документ. Эти правила действуют с 2005 г.

Все юридические лица обязаны осуществлять расчеты с бюджетом в безналичном порядке, заполняя платежное поручение.

 

В процессе информирования налогоплательщику может быть оказана помощь в решении крайне важного для него вопроса, от решения которого часто зависит судьба бизнеса. Этим вопросом является выбор надежного контрагента (по опыту работы указанный выбор необходимо осуществить с должной осмотрительностью и осторожностью).

Для налогоплательщиков, проявляющих должную осмотрительность при выборе контрагента, актуален сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», размещенный на официальном сайте ФНС www.nalog.ru. Сервис позволяет получать сведения о юридических лицах, внесенных в ЕГРЮЛ, знакомиться с сообщениями, которые коммерческие организации обязаны официально публиковать в соответствии с российским законодательством, а также узнавать другую полезную информацию, которая поможет проявить должную осмотрительность при выборе партнеров по бизнесу. Сервис имеет самостоятельные подразделы.

При заключении сделок налогоплательщикам в первую очередь необходимо учитывать положения Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой риск.

Следовательно, именно на этапе выбора поставщиков необходимо проверять их юридический статус и деловую репутацию, проявляя тем самым должную осмотрительность. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности имущество, может нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Необходимо удостовериться в правоспособности юридических лиц, являющихся участниками сделок, и надлежащих полномочиях руководителей данных юридических лиц, имеющих право на законных основаниях на заключение и подписание договоров, влекущих правовые последствия. Таким образом, при заключении сделок налогоплательщик должен убедиться в том, что его контрагент соответствует перечисленным условиям.

В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков ФНС России разработаны критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

 

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России в сети Интернет www.nalog.ru. Налогоплательщику рекомендуется при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС России www.nalog.ru), отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Также на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для «фирм-однодневок»), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

ФНС России обращает внимание, что непроявление должной осмотрительности в выборе контрагентов в первую очередь влечет риски для финансово-хозяйственной деятельности самой организации, которая в соответствии с гражданским законодательством осуществляет свою предпринимательскую деятельность самостоятельно и на свой риск.

Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий, в том числе налоговых.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС в Интернете.

На сайте ФНС, также можно познакомиться с «Электронными брошюрами ФНС России». Брошюры предоставляют налогоплательщикам максимально доступную информацию по актуальным вопросам налогового администрирования. Раздел «Электронные брошюры ФНС России» содержит информационные материалы по налоговым вычетам, декларированию доходов физическими лицами, досудебному урегулированию налоговых споров и интерактивным сервисам ФНС России. Здесь также размещены налоговые путеводители с пошаговой инструкцией для индивидуального предпринимателя и юридического лица.

Все брошюры составлены таким образом, что разобраться в обозначенных вопросах сможет каждый пользователь. Оформленные в яркой и красочной форме, они адаптированы для читателей, не имеющих специальных знаний в области налогообложения, и написаны простым и доступным языком.

На страницах брошюры можно найти ответы на многие вопросы, в частности, такие как: что же такое досудебное урегулирование налоговых споров; что обжалуется в обязательном порядке сначала в налоговый орган, перед тем как обратиться в суд; как правильно оформить и подать жалобу в налоговый орган и многие другие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: