Распространение христианства среди руссов и славян в IX веке




Крещение Руси

Реферат по дисциплине

«История России»

Выполнил:

ст. гр. АФ 11-13 Дерюшева Т.А.

Проверил:

К.И.Н. России Грязнухин А.Г.

 

Красноярск 2011

Содержание

 

Введение. 3

Историография древнего и средневекового периодов истории Русской Церкви. 4

Распространение христианства среди руссов и славян в IX веке. 6

Правление князей язычников. 9

Предпосылки несостоятельности языческой веры и других вероисповеданий. 12

Выбор веры.. 13

Крещение Руси. 14

Заключение. 16

Примечание. 17

Слова используемые в тексте. 17

Великие Киевские князья (885 – 1015 г.г.) 18

Хронологическая таблица. 19

Библиография. 20

 


Введение

 

Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 или 991 году).

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках.

Христианизация народов Российской империи была длительным и тяжёлым процессом, продолжавшимся в течение 9-и последующих веков.

Историография древнего и средневекового периодов истории Русской Церкви

 

Первое систематическое изложение истории Русской Церкви, было написано в 1805 г. Русским Иерархом1 митрополитом2 Московским Платоном (Левшин): “Краткая российская церковная история”.

Этот трактат отличается научно – критическим отношением к источникам, дающим объективную оценку положительных и отрицательных сторон церковной жизни.

Большую работу по собиранию и разработки источников истории Русской Церкви, подготовившую базу для исследований последующим историкам, проделал митрополит Евгений (Болховитинов) (1767 – 1837г.г.)и его ученик АрхимандритАмвросий (Орнатский). В 1825 г. было издано исследование митрополита Евгения “Описание Киево-Софийского собора и история Киевской иерархии.” Неоценимый вклад внес в исследования по истории Русской церкви немецкий профессор Филип Штралем (1825г.), живший некоторое время в России.

Новый этап разработки истории Русской церкви в 40-е годы XIX столетия открывается трудами архиепископа Филарета (Гумилевского) и Митрополита Макария (Булгакова) “История Русской Церкви “. В 1846году в Санкт- Петербурге был издан I том классического труда профессора Санкт- Петербургской Духовной Академии архимандрита Макария (Булгакова),,Христианство в России до равноапостольного3 князя Владимира как введение в Историю Русской Церкви”, и ряд других публикаций, которые составили первые три тома,,История Русской церкви”.

Год с 1880 – 1881 знаменателен исследованиями по русской церковной истории профессором Московской Духовной Академии Е.Е. Голубинским. Им было отмечено три периода в истории Русской Церкви: Киевский, Московский и Петербургский.


Распространение христианства среди руссов и славян в IX веке

 

Особо серьезный интерес по истории русской церкви представляет работа академика Н.Я. Щапова “Государство и Церковь в Древней Руси”.

Древнейшая русская летопись ”Повесть временных лет”, составленная преподобным Нестером и другими иноками Киево -Печерского монастыря содержит сказание, датируемое XI веком, о посещении одним из апостолов4 Андреем Первозванным Русской земли. В одно из своих путешествий вверх по Днепру, остановившись на берегу около гор, он сказал ученикам, которые были с ним:“ Видите ли горы эти?” На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много Церквей” “И взошел на горы эти, благословляя их, и поставил крест и помолился Богу, и сошел с горы, где после возник Киев, и отправился по Днепру, и пришел к славянам, где нынче стоит Новгород”.

Следует отметить миссионерские труды святых Кирилла (Константина) и Мефодия- учителей славянских, которые внесли неоценимый вклад в дело проповедования христианства на Руси. В 60- х годах IX века они прибыли в Хазарию. По просьбе хазарских послов. Их миссия заключалась в проповеди правой веры против “законов” иудейских проповедников.

Из истории переселения племен Северных окраин к Югу мы узнаем об образовании государств, которые были очень не прочными. Одним из которых был Хазарский каганат (VII-Xвв.). Правители хазар подчинили своей власти, кочевавшие между Волгой и Днепром племена узов, торков, берендеев, черных болгар. В VII веке хазарскую власть над собой признали северокавказские аланы, крымские готы и население греческих городов-колоний Сурожа, Машархи и др. В VIII веке могущество Хазарии достигло апогея. Дань хазарам платили народы Среднего и Верхнего Поволжья, славянские племена – вятичи, радимичи, северяне и поляне, центром которых был Киев.

Хазария в VII-VIII веках была союзницей Византии. В это время среди народов Хазарского каганата широко распространяется христианство. В VIII веке на их территории было семь православных епархий.

Чтобы устанавливать связь между Хазарами и Византией, руссами и славянами, обратимся к истории образования многонационального государства. В IX веке на Восточно-Европейской равнине образовалось огромное по территории многонациональное государство. Народы, населявшие это государство, называли его Русской землей или Русью. Самыми многочисленными народами были восточные славяне.

Преподобный5 Нестор летописец в своих летописях различает руссов и славян.

Археологические материалы Руси и другие сведения по источникам IX века позволяют сделать вывод, что русы не были славянским племенем. Они обитали на Таманском полуострове. Их основным занятием были боевые походы по Черному морю и впадающим в него рекам.

Упоминание о руссах не случайно, через них произошло продвижение христианства от пределов Черного моря и далее на Север.

Руссы постоянно вели военные действия в том числе и с византийцами – родоначальниками православной христианской веры. 860 год сыграл для руссов значимую роль в принятии христианства. Они приняли крещение. Святой патриарх6 Фотий писал в 867 году «Руссы, славные своей жестокостью, победители соседних народов, в гордости дерзнувшие воевать с империей, теперь оставили языческое суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв ещё недавно злейшими врагами…»

Итак, с 60-х годов IX века у руссов существовала христианская община, существовала малая поместная церковь. С этого же времени дружины руссов, овладевшие великим водным путем из Черного моря на Балтику, совместно со славянскими племенами, расселившимися по бассейнам рек, создают первое государственное образование – Новгородское и Киевское княжества, из которых в X веке выросло единое Древнерусское государство. Оно было основано Рюриком и включало земли от Финского залива на Севере до верхнего течения Днепра на Юге, верхнего течения реки Волги на Востоке и среднего течения реки Западная Двина на Западе.

Проследив путь продвижения христианства от Византийской империи через хазаров к формировавшемуся Древнерусскому государству, проследим путь принятия Христианства на Руси.


 

Правление князей язычников

 

После смерти Рюрика (879г.) власть в Новгородской Руси перешла к его родственнику Олегу, который правил от имени малолетнего сына Рюрика – Игоря. В 882 году Олег с дружиной руссов и новгородских ополченцев отправился в военный поход на Киев. Обманом Киев был взят. Таким образом два славяно-русских государства были объединены, столицей стал город Киев. «Да будет Киев матерью городов русских» - гласит летопись.

Сам Олег был язычником. После его смерти власть перешла к сыну Рюрика – Игорю (912-945гг.). Он успешно продолжал политику Олега, расширял границы Русского государства.

Родоначальницей христианства считается жена Игоря – Ольга.

После смерти своего мужа – Игоря (был казнен древлянами), править русской землей стала Ольга, так как их сын Святослав был еще мал. Сама княгиня вначале была язычницей. Однако христианство постепенно продвигалось на Север. Ольга много была наслышана об этой вере, о знаменитом городе Царьграде: как велики там храмы Божии, какое обилие в них святых мощей, чудотворных икон и всякой христианской святыни. Ольга решила сама все это лицезреть и отправилась в Царьград. Там под впечатлением увиденного, она решила принять крещение. Крестил ее сам патриарх Полиевкт.

Летописец повествует о том, что сам Святейший Патриарх обратился к ней со словами приветствия: «Благославенна ты в женах русских зато, что возлюбила свет и оставила тьму; сыны России не престанут благословлять тебя в роды родов, при самых поздних твоих потомках». Вместе с Ольгой (в крещении Еленой) крестились и сопровождавшие ее родственники и бояре.

Ольга употребила все усилия своего любящего сердца к сыну Святославу, чтобы склонить его к принятию христианства, но все было напрасно. Молодой воинствующий князь мечтал только о битвах и завоеваниях, но при этом не препятствовал принимать христианскую веру другими.

В то время, когда Святослав занимался только войной в отдалении от Киева, княгиня воспитывала внуков – Владимира, Олега, Ярослава. Княгиня старалась наставить на путь истинный жителей Киева, делился бесценным сокровищем веры и с другими жителями России. Около 12 лет Ольга была ревностной проповедницей христовой веры на русской земле.

Два сына Святослава, Ярополк и Олег, не сделали ни каких серьезных шагов для утверждения христианства как государственной религии.

Заслуга в обращении русичей в христианскую веру принадлежит князю Владимиру – младшему сыну Святослава.

В 977 году на Руси вспыхнула междоусобная война. Началась она между Киевским князем Ярополком и князем Олегом. В этой войне Олег был убит. В то время Владимир Святославович княжил в Новгороде. Узнав о гибели Олега, он стал готовиться к войне с Ярополком.

Прежде чем пойти войной на Киев, Владимир отправился “за море к варягам”, где он навербовал многочисленную дружину из отборных скандинавских воинов - наемников и, захватив владения Ярополка, двинул свою рать на Киев.

В 978 году Владимир взял Киев, Ярополк не стал сопротивляться и вступил с братом в переговоры. Они договорились о встречи. Однако встреча не состоялась. Причиной тому было убийство Ярополка по приказу Владимира.

В 24 года Владимир стал единовластным правителем на Руси. Следует отметить, что, по словам летописца, великий князь Владимир отличался от своих предшественников: он не думал о военных походах и набегах на соседей. Ведя активную внешнюю политику, он усердно заботился о внутреннем благоустройстве и правопорядке. Во время его правления возникли: город Владимир, княжеские замки (Белгород, Переславль, Вышгород).

Государственные дела князь Владимир обсуждал с советом бояр и городскими старейшинами. Однако государство, раскинувшееся на такой обширной территории с разными вероисповеданиями, традициями и обычаями, требовало единого уклада жизни. Этому могла поспособствовать лишь государственная религия.

В начале 80-ых годов Владимир попытался реформировать языческую религию, которую и он исповедовал в начале своего правления. Для этого на Перуновом холме были воздвигнуты новые языческие капища7, украшенные золотом и серебром идолы: бог Перун, Велес, Хорс, Даждьбог, Стрибог - этим богам поклонялись многие славянские племена. Здесь же были воздвигнуты капища богам: Симарьгле и Мокоши – этим богам поклонялись балтийские и угро-финские племена. Сделано это было для того, чтобы не обидеть основные этнические группы населения.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: