Этап урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационный этап (1-3 мин) | 1.Общая готовность детей к уроку 2.Концепция внимания детей 3.Общий план действий | - Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было светло и спокойно? Надо улыбнуться. Пожелайте друг другу удачной работы в команде, пожмите друг другу руки. (слайд 1) | Дети слушают, отвечают на вопросы. |
I этап до чтения (5-10 мин) | 1.Проверка домашнего задания 2.Актуализация знаний, сообщение темы, проблемы урока. 3.Антиципация чтения 4.Знакомство с писателем | -Что было задано на дом? (слайд 2) - Ребята, творчество какого писателя мы изучали с вами на прошлом уроке? - С какими его произведениями познакомились? - В чём отличие сказок А.С. Пушкина от других сказок? - А сегодня на уроке знакомство с произведением ещё одного замечательного писателя. Он писал свои произведения тоже в стихотворной форме, но это и не стихотворения и не сказки. - Если вы отгадаете зашифрованное слово, то узнаете какие произведения писал этот автор. (слайд 3) Я Н С А Б – А кто знает что такое басня? (Ответы детей) – На какой жанр литературы похожа басня? Почему? – В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Далее предлагается работа со словарем, знакомство с определениями «басня», «мораль», делают вывод, что в басне всегда есть мораль. - Посмотрите на выставку книг к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений? (И.А. Крылов) (Слайд 4,5 краткая биография) | - Прочитать стихотворение и сказку, ответить на вопросы - А.С. Пушкина. - Стихотворениями и сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке». - Они написаны в стихотворной форме. - БАСНЯ Дети отвечают на вопрос своими словами. - На сказку, потому что животные разговаривают как люди. - И. А. Крылов. |
II этап во время чтения (15-20 мин) | 1. Первичное чтение текста. Проверка первичного восприятия 2.Повторное чтение текста. 3.Беседа по содержанию в целом. | Знакомство с басней «Лебедь, рак и щука». Учитель предлагает прослушать аудиозапись басни. (слайд 6) Далее, учитель предлагает ответить на вопросы: - Понравилась ли вам басня? - Как написана эта басня прозой или стихотворением? - Назовите героев басни. - Что вам не понравилось в поведении героев басни? (они были не дружными) - Почему же «воз и ныне там»? (не смогли договориться, каждый тянул в свою сторону) - Найдите главную часть басни – мораль. А что означает «мораль» мы с вами читали в толковом словаре. (слайд 7) Предлагается работа в парах. - Прочитайте друг другу эту басню. Старайтесь читать правильно и с выражением. | - Да/Нет, потому что … - Стихотворением. - Лебедь, щука и рак. - Они не дружны. - Не смогли договориться, каждый тянул в свою строну. (Просматривают текст, ищут ответ на вопрос) Ученики работают в парах. |
III этап после чтения (10-15 мин) | 1.Концептуальная беседа по тексту. 2.Работа с заглавием, иллюстрациями. 3.Творческие задания. | Учителем предлагается работа с пословицами. - У вас на парте лежит карточка с пословицами. Найдите среди них ту, которая относиться к теме нашей басни. (Слайд 8) Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне. Другом зовётся, а недругом отзывается. Старый друг лучше новых двух. Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. Легче друга потерять, чем найти. - В чем смысл этой пословицы? (слайд 9) Далее предлагается творческая работа. «Собери букет». - Ребята, как вы думаете, что необходимо для дружного сотрудничества? Напишите свои мысли на цветочке, который лежит у вас на парте - Посмотрите на доске изображена ваза, с одним цветком. Мы можем сказать, что в вазе стоит красивый, пышный букет? Почему? - Давайте украсим нашу вазу цветами, на которых вы написали, что необходимо для дружного сотрудничества. (Дети выходят по одному к доске, приклеивают цветы) - Посмотрите какой получился красивый букет с вашими советами. - Молодцы! | Дети выполняют задание, предлагают варианты ответа, обсуждают с учителем. - Вместе и согласованно работать легко, а порознь – тяжело. Дети пишут на цветочке свои варианты ответа: взаимопонимание, поддержка, умение договариваться и т. д. - Потому, что 1 цветок – это не букет. Дети выходят к доске по одному, приклеивают цветы. |
Подведение итогов урока (3-5 мин) | Итог урока | Беседа: - Кем был Иван Андреевич Крылов? - Скажите, кто и что делал: Лебедь Рак Щука - Верно ли, что автор своих героев наделил характерами людей? (слайд 10) - Спасибо всем, кто работал старательно и слушал внимательно! | - Баснописцем. - Рвался в облака. - Пятится назад. - Тянула в воду. - Да. |
Домашнее задание (1-2 мин) | Самостоятельное чтение текста. | Домашнее задание: выучить басню (всем); составить небольшой рассказ о друге (по желанию) (слайд 11) | Дети записывают домашнее задание. |