Практическое занятие № 4




Практические (семинарские) занятия по дисциплине

«Профессиональная этика»

Для студентов юридического факультета очной формы.

Практическое занятие №1 (дискуссия)

Тема: Нравственность, мораль и этика: понятие и практическая значимость их освоения

План:

1.Предмет и место этики в структуре философского знания. Задачи этики.

2. Понятие «мораль» и «нравственность»: общее и особенное.

3. Мораль как форма общественного сознания и способ духовно-практического освоения действительности. Исторические формы морали.

4. Структура и функции морали.

5. Вариации современной этической теории.

Задания для подготовки к дискуссии:

1. Проанализировать 2-ю книгу «Никомаховой этики» Аристотеля.

2. Продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие высказывания:

«Нравственность – это разум сердца» (Г. Гейне).

«Нравственное – это повиновение свободе…» (Гегель)

«Проповедовать мораль легко, обосновывать ее – трудно» (А. Шопенгауэр)

«Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой)

«Жить можно только тем, за что ты можешь бороться и умереть» (И.А. Ильин).

 

Практическое занятие № 2

Тема: Актуальные проблемы этики и право.

План:

1. Факторы формирования и особенности прикладной этики.

2. Биоэтика, основные проблемы.

Задания для подготовки к дискуссии:

1. Обратиться к первоисточникам:

- Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия //Трактаты и письма.

- Хабермас Ю. Достоинство человека или достоинство человеческой жизни? //Будущее человеческой природы.

2. Изучить нравственно-правовые аспекты проблем насилия, смертной казни, эвтаназии, трансплантации, экстракорпорального оплодотворения, клонирования и др.

Практическое занятие № 3 (коллоквиум)6 ч

Тема: История этических учений.

План:

1. Объективность добра в этических представлениях Платона.

2. «Никомахова этика» Аристотеля и его учение о добродетелях.

3. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков.

4. Этическое учение христианства. Общечеловеческое значение принципа любви.

5. Божественное предопределение и человеческая свобода в проповеди Мухаммеда.

6.Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения и этики «разумного эгоизма» Нового времени.

7. Этика долга и категорический императив И. Канта.

8. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и мораль сверхчеловека ф. Ницше. Этика экзистенциализма.

9. Современная гуманистическая этика: А. Швейцер, Э.,Фромм и др.

10. Нравственная философия всеединства В.С. Соловьева и проблемы права.

11. Этика ненасилия Л.Н. Толстого.

12. Этика взаимопомощи и гуманизм П.А. Кропоткина.

Задания для подготовки к коллоквиуму:

1. Проанализировать основные этические идеи в следующих трудах:

- Аристотель Никомахова этика.

- Кант И. Основы метафизики нравственности // Раздел 2. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности.

- Ницше Ф. К генеалогии морали //Предисловие. Рассмотрение первое. «Добро и зло», «хорошее и плохое».

2. Ознакомиться с книгой: Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

3. Продумать и прокомментировать следующие изречения:

- «Благородный муж стремится к основе, а основа человеколюбия – это почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям» (Конфуций).

- «Дар дхаммы (читай – добродетель, закон, учение…) превосходит всякий дар…; уничтожение желаний побеждает любую печаль» (Будда).

- «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков» (софистический тезис»).

- «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ)

- «Без общины, без дома, без отечества!» (Диоген Синопский).

- «Живи незаметно» (Эпикур).

- «Любите врагов ваших» (Иисус Христос).

- Признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности» (Л.Н. Толстой).

- «Я – жизнь, которая хочет жить, я – жизнь среди жизни, которая хочет жить» (А. Швейцер).

 

Практическое занятие № 4

Тема: Особенности профессиональной этики юриста (коллоквиум)

План:

1. История формирования юридической этики и ее особенности.

2. Специфические черты и структура профессиональной этики: нравственные основания деятельности юриста, отношений в сфере права и правоприменения и сознания работников правоохранительных органов.

3. Проблема цели и средств ее достижений в юридической деятельности.

Задания для подготовки к коллоквиуму:

1. Продумать материал лекции по профессиональной этики юриста.

2. Проанализировать рекомендованную лектором литературу по теме.

3. Ответить на следующие вопросы:

- Как соотносятся общие принципы и нормы морали с профессиональной моралью?

- В чем проявляются особенности предмета профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов?

- Каков нравственный характер основных целей и задач юридической деятельности?

- Чем можно объяснить нередкое несовпадение между социально позитивной целью юридической деятельности и ее конкретным результатом?

- В чем заключается профилактика профессионально-нравственной деформации юриста? Привести примеры.

- Каковы главные идеи А.Ф. Кони в понимании проблемы соотношения права и нравственности?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: