Существует две группы функций физической культуры.
Специфические функции физической культуры:
- Образовательная – общее развитие и укрепление организма всех людей, независимо от возраста, пола, уровня физической подготовленности.
- Прикладная - физическая подготовка людей к труду, защите Родины.
- Спортивная – выявление максимальных физических способностей и двигательных возможностей организма.
- Рекреационная – удовлетворение потребности человека в активном отдыхе.
- Реабилитационная – восстановление физических способностей.
- Оздоровительная– общее оздоровление организма.
Общие функции физической культуры:
- Эстетическая – связанная с удовлетворением эстетических потребностей личности, выражается в совершенстве движений, красоте тела, костюма.
- Нормативная – выражается в использовании определенных норм и требований.
- Информационная – выражается в накоплении, передаче знаний о человеке.
- Коммуникативная – выражается в установлении межличностных отношений.
- Биологическая – удовлетворение естественных потребностей личности в движении.
- Воспитательная – является средством воспитания личности.ичаютспецифические и общие функции физической культуры.
Вопрос 2.Основные компоненты и формы физической культуры.
Физическую культуру можно разделить на несколько разделов.Каждый раздел включает в себя виды и разновидности физической культуры определенного типа.
1. Базовая физическая культура – используется во всех образовательно-воспитательных учереждениях. Она делится на:
- «школьная» физическая культура -обеспечивает основное физическое воспитание и базовый уровень физической подготовки;
|
- пролонгирующая физическая культура (физическая культура в быту и на производстве)- дополняет и продлевает курс основного физического воспитания и самовоспитания с охватом взрослого контингента, вовлекаемых в общую физическую подготовку (ОФП), физкультурно-кондиционную тренировку, общедоступный спорт.
2. Спорт - деятельность, в процессе которой раскрываются способности человека на предельных или околопредельных уровнях.это компонент физической культуры, который осуществляется в двух формах:
1) базовый (массовый) спорт;
2) спорт высших достижений.
3. Профессионально-прикладная физическая культура осуществляется в двух формах:
1) собственно-профессионально-прикладная (производственная) - обеспечивает физическую подготовленность к профессиональной деятельности,
2) военно-прикладная - обеспечивает специальную физическую подготовленность в военной деятельности (армия, МЧС, МВД).
4. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура реализуется в двух формах:
1)лечебная (ЛФК) физическая культура;
2) спортивно-реабилитационная физическая культура.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура направлена на восстановление или компенсацию с помощью физических упражнений временно утраченных или сниженных в процессе труда или спортивных занятий двигательных навыков и физических способностей.
5. Фоновая физическая культура - повседневно-бытовые, адаптированные к домашним условиям компоненты физической культуры гигиенического типа, реализуется в двух формах:
1)гигиеническая физическая культура; (Гигиеническая физическая культураспособствует оптимизации текущего функционального состояния организма(утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня и т.п.)
|
2) оздоровительно-рекреативная физическая культура.(Оздоровительно-рекреативная физическая культура (физическая рекреация) (рекреация от лат. «recreation»- отдых восстановление) - восстановление сил за счет средств физического воспитания (пешие прогулки, рыбная ловля, охота, туризм, массовые игры и т.п.).
Адаптивная физическая культура - область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях максимального развития жизнеспособности людей, имеющих устойчивые отклонения в состоянии здоровья.
Цель АФК - максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет (обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.