Опера в эпоху классицизма




Жанр «опера» зародился в конце 16 века, в 1600 году, в итальянском городе Флоренция.

Опера – это род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки.

О́пера-се́риа (итал. ореrа seria – серьёзная опера) – жанр итальянской оперы, который возник в конце XVII в. В основном оперы-сериа создавались на героико-мифологическую или легендарно-историческую тему. В музыке такой оперы преобладали речитативы и большие виртуозные арии солистов.

Опера – наиболее масштабный и влиятельный жанр светской музыки, начиная с XVII века. К концу эпохи барокко она вступила в полосу кризиса, превратившись из оперы-сериа («серьезной» оперы, перекликавшейся с античной трагедией) в «костюмированный концерт» - дорогостоящее развлекательное мероприятие для аристократов, которых привлекали лишь виртуозное мастерство певцов («звезд» тогдашней сцены) и изощренность постановочных эффектов.

Кристоф Виллибальд Глюк (1714 - 1787) – немец по происхождению (родился в г. Эрасбахе (Бавария, Германия)), Композитор является одним из выдающихся представителей венской классической школы.

Д етство и юность К.Глюка прошли в Чехии, затем он переехал в Милан, где был руководителем капеллы итальянского аристократа А. Мельци. В Италии Глюк учится мастерству оперного композитора, и в 1741 г. в придворном театре Милана состоялась премьера его первой оперы «Артаксеркс», с успеха которой начинается его «итальянская» слава оперного композитора.

После Милана К.Глюк посещает несколько городов — Болонья, Кремона, Вененция, Турин — ставят его новые сочинения в традиционном жанре оперы seria с пышным декоративным вокалом.

В 1748 г. Глюк завоевывает Вену — его «Узнанная Семирамида» с постановочным блеском, типичным для придворного театра, становится началом подлинного триумфа композитора в главной музыкальной столице XVIII столетия. Итальянские театры по-прежнему заказывают оперы венскому оперному маэстро; в 1752 г. он пишет для знаменитого театра Неаполя «Сан-Карло» оперу «Милосердие Тита», прошедшую с огромным успехом, а за оперу «Антигона» в Риме Глюка награждают древним орденом «Золотой шпоры». Возглавив музыкальные «академии» во дворце австрийского принца, Глюк превращает эти концерты в одно из выдающихся событий музыкальной жизни Вены.

Во время службы в придворном оперном театре Вены он разочаровывается в возможностях оперного жанра, утерявшего свою серьезность в угоду внешней эффектности (виртуозность пения и пышность декораций) и превратившегося в «костюмированный концерт». Поработав в жанре комической оперы и даже балета, Глюк пришел к мысли, что серьезная опера с глубоким содержанием должна существовать, но избавившись от своих недостатков. Так возникла идея оперной реформы. Оперная реформа Глюка была осуществлена в 60-е гг. 18 века.

Своё ви́дение новой оперы Глюк выразил так: «Мне казалось, что музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую играют яркость красок и верно распределённые эффекты светотени, оживляющие фигуры, не изменяя их контуров по отношению к рисунку... Я стремился изгнать из музыки все излишества, против которых тщетно протестуют здравый смысл и справедливость. Я полагал, что увертюра должна осветить зрителям действие и служить как бы вступительным обзором содержания: инструментальная часть должна обусловливаться интересом и напряжённостью ситуаций... Вся моя работа должна была свестись к поискам благородной простоты, свободе от показного нагромождения трудностей в ущерб ясности; введение некоторых новых приёмов казалось мне ценным постольку, поскольку оно отвечало ситуации. И, наконец, нет такого правила, которое бы я не нарушил ради достижения большей выразительности. Таковы мои принципы».

Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к партитуре оперы «Альцеста». Они сводятся к следующему:

· Музыка должна выражать поэтический текст оперы, она не может существовать сама по себе, вне драматического действия.

· Опера должна оказывать нравственное воздействие на человека, отсюда – обращение к античным сюжетам с их высоким благородством («Орфей и Эвридика», «Парис и Елена», «Ифигения в Авлиде»).

· Опера должна соответствовать «трём великим принципам прекрасного во всех видах искусства» - «простоте, правде и естественности». Необходимо избавить оперу от излишней вокальной виртуозности и запутанных сюжетов.

· Не должно быть резкого контраста между арией и речитативом. Глюк заменяет речитатив secco аккомпанированным, в результате чего он приближается к арии (в традиционной опере-seria речитативы служили лишь связкой между концертными номерами).

· Глюк по-новому трактует и арии: он вносит больше свободы, развитие музыкального материала связывает с изменением состояния героя. Арии, речитативы и хоры объединяются в большие драматические сцены.

· Увертюра должна предвосхищать содержание оперы, вводить слушателей в её атмосферу.

· Балет не должен быть вставным номером, не связанным с действием оперы. Его введение должно обуславливаться ходом драматического действия.

 

 

И вот в 1762 г. в Вене Глюк ставит свою новую оперу «Орфей и Эвридика». Она и была началом той революции, которая на многие десятилетия вперед предопределила пути европейского оперного театра.

Опера написана на сюжет греческого мифа об Орфее.

Краткое содержание

Легендарный музыкант Орфей не находит покоя; его любимая Эвридика погибла и несчастный супруг не отходит от ее гробницы. В слезах Орфей взывает к богам с просьбой вернуть жену к жизни или умертвить его. Бархатный голос музыканта услышали небеса. По велению Зевса появляется Амур, который призван озвучить волю богов. Небесный посланник оповещает Орфея о том, что ему позволено спуститься в ад и отыскать свою жену. Если звуки лиры и прекрасный голос безутешного мужа растрогают духов, он сможет вернуть Эвридику. Однако по дороге из царства мертвых Орфей не должен оглядываться, ему также запрещается смотреть в глаза супруги. Последнее условие является наиболее сложным, но обязательным. Оглянувшись, Орфей навсегда потеряет свою Эвридику.

Удивительные мелодии лиры и божественный голос певца побеждают стражей ада, духи уступают и ему открывается дорога в подземное царство. Одна из теней снимает вуаль с умершей и соединяет руки влюбленных, напоминая верному супругу о важном условии. Орфей поспешно уводит жену, не оглядываясь назад. Эвридика разочарована хладнокровностью супруга; она просит любимого взглянуть ей в глаза и показать былые чувства. Орфей испытывает ужасные душевные терзания и, наконец, уступает мольбам любимой, заключая ее в свои объятья. Сбывается пророчество богов и Эвридика падает мертвой.

Нет предела горю Орфея. Всего несколько шагов не хватило ему, чтобы обрести счастье, а теперь его любимая жена навеки мертва. Пылкие чувства и самоотверженность великого музыканта поражают богов, и они воскрешают Эвридику. Хор пастушек и пастухов торжественно встречает влюбленных. Звучат песни и пляски, славящие мудрость богов и могущество всепобеждающей любви.

Глюк реализовал свою идею соединения музыки и драмы, поэтому его реформаторские оперы вошли в историю музыки под названием музыкальная драма Глюка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: