Логопедические игры и упражнения с детьми
По теме «Космос»
(с 6 по 10 апреля)
Развитие пальцев рук:
Раз, два, три, четыре, пять - | По одному загибают пальчики на обеих руках. |
В космос полетел отряд. | Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх. |
Командир в бинокль глядит, Что он видит впереди? | Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль». |
Солнце, планеты, спутники, кометы, | Загибают пальчики обеих рук |
Большую желтую луну. | Показывают руками перед собой большой круг |
Два грецких ореха или маленьких мячика ребенок держит в одной рукеи вращает их одно вокруг другого:
Вокруг Земли Луна летает,
А вот зачем – сама не знает
Артикуляционная гимнастика
Марсиане приветствуют «Землян». Рот закрыт, губы соединены. На счет «раз» - поднять верхнюю губу вверх, как можно сильнее обнажить верхние зубы. На счет «два»-вернуться в исходное положение. На счет «три» - с силой оттянуть нижнюю губу вниз, обнажить нижние зубы. На счет «4» - в исходное положение. Повтор 4 раза.
«Трубочка». Марсиане подарили космонавтам подзорную трубу, чтобы с земли наблюдать за звездами - рот открыт, язык сворачивается в «трубочку». Повторить 3 раза на счет до 5.
«Часики» - губы в улыбке, рот открыт. Язык – стрелка часов - движется то к левому уголку рта, то к правому, подбородок неподвижен. Под счетдо 10.
Проверяем исправность двигателя –губы в улыбке, рот открыт, сначала поцокать язычком, затем—язычок «болбочет»: бл-бл-бл-бл.
А сейчас полетим на ракете. Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива –пошлепать широкий язычок между губами, произнося слоги: пя-пя-пя и покусать зубами кончик язычка.
|
Проверяем двигатель повторно –рот открыт, язычок стучит за верхними зубами, произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д.Нижняя челюсть неподвижна.
Чем различаются слова»
1. Чем различаются слова:
СОК – СУК (Слова различаются звуками «О» - «У»).
БАК – БОК – БУК – БЫК (Слова различаются гласными звуками «А-«О-«У»-«Ы»)
.
2. Составь слово из слогов «ЛУ» и «НА»
«Найди отличия».
Сосчитай до пяти:
Один искусственный спутник,
два искусственных спутника,
три искусственных спутника,
четыре искусственных спутника,
пять искусственных спутников.
Одна большая звезда,
две …..
три …..
четыре …
пять ….
Одна космическая станция,
две …..
три …..
четыре …
пять ….
Собери предложение:
Луна, это, Земля, спутник (Луна – это спутник Земли.)
Луна, земля, меньше (Луна меньше Земли.)
Луна, вращаться, Земля, вокруг (Луна вращается вокруг земли.)
«Чего много в космосе?»
Составить предложения:В космосе много… (ракет, комет, звезд, космонавтов, планет, спутников).
«Раздели слова на слоги».
Для этого прохлопай слова и сосчитай сколько частей в каждом слове.
Слова: ра-ке-та, кос-мо-навт, лу-на, спут-ник, ор-би-та, звез-да, кос-мос, ко-ра-бль....
«Скажи наоборот»
В солнечный день очень светло, а в космосе-....,
Летом на солнце очень жарко, а в космосе-....,
На земле люди совершают движения быстро, а в космосе-....,
На земле работать легко, а в космосе-
Найди две одинаковых ракеты
Расскажите ребенку о необычном празднике – Дне космонавтики, который отмечают 12 апреля. Для нас уже кажется привычным то, что с Земли стартуют космические корабли, а космонавты месяцами живут на космических станциях, выходят в открытый космос и даже осуществляют стыковки космических аппаратов. Но совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике.
|
Сначала в космос на космических аппаратах запускали животных. А 12 апреля 1961 г. впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. Его полет длился 108 минут. Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: «Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!». С тех пор в нашей стране День космонавтики отмечают каждый год 12 апреля.
Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп. Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали.
Задайте вопросы ребенкуи, если он затрудняется, помогите ему с ответами:
Ø - Какой праздник отмечают 12 апреля? (12 апреля отмечают День космонавтики).
Ø - Как называют человека, который летит на ракете в космос? (Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом).
Ø Кто был первым космонавтом? (Первымкосмонавтом был Юрий Гагарин).
Ø Что надевает космонавт для полёта в космос? (Космонавт надевает космический скафандр).
Ø - Профессия космонавта считается одной из самых трудных и опасных. Как ты думаешь, почему?
Ø А какими качествами должны обладать космонавты? (Они должны быть умными, смелыми, выносливыми, трудолюбивыми, сообразительными...)
|
Ø -Что люди запускают в космос? (Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции).
Ø - Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? (Это место называется космодром).
Ø - Как называется планета, на которой мы живём? (Наша планета называется Земля).
Ø - Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? (Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп).