Философские взгляды Мишеля Фуко, его политическая деятельность




Мишель Поль Фуко (15 октября 1926, Пуатье — 25 июня 1984, Париж) — французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль, заведовал кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. Работал в культурных представительствах Франции в Польше, ФРГ и Швеции. Является одним из наиболее известных представителейантипсихиатрии[. Книги Фуко о социальных науках, медицине, тюрьмах, проблеме безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей XX века. Описал социальную историю западного общества как нескончаемую игру по перераспределению властных функций и структуры насилия.

Философия

Мишель Фуко очень популярен в США, Японии, Австралии и Европе. В России активное издание его работ началось только с 1996 года. Творческое наследие Мишеля Фуко не всеми воспринимается однозначно. Политологи причисляют его к политологам, социологи — к социологам, а историки — к историкам. Тем не менее, если всё же причислять Фуко кфилософам, можно отметить, что он философствует за пределами традиционных философских территорий, однако ставит именно философские вопросы. Это вызвано как личностными причинами (сложные отношения в детстве с отцом,гомосексуальность), так и спецификой его образования и интересов (изучение психиатрии, политизированность сознания).

Главная фигура в серьезных французских философских дебатах о разуме, языке, знании и власти. На его творчество повлияли Маркс, Фрейд и Ницше. Хотя Фуко иногда считают "структуралистом" (см. Структурализм), сам он обычно отвергал такую оценку. Скорее, он — "постструктуралист", ибо желал обнаружить нерациональную опору разума, но без какой-либо привязки к основному порядку или к конечной детерминантной силе в конструкции. Считая самого себя работающим над "крушением истории" и расширением теории Ницше о связи познания с властью (знание — власть), он стремился определить место изменения "дискурсивного действия" (см. Дискурс и дискурс-формирование; Эпистема), которое в различных местах и временах проявляет "власть" над человеческими телами. Хотя сам Фуко мог и не считать себя социологом, его историческое исследование безумия ("Безумие и цивилизация", 1962), медицинского знания, лишения свободы и сексуальности ("История сексуальности", 1979) вызвали большой интерес среди социологов. Он оспаривает идею о том, что знание ведет к освобождению. Напротив, чаще оно — основа для новых средств социального контроля ("Дисциплина и наказание", 1976) (см. также Надзор). Поскольку люди всегда стремятся сами распоряжаться своей жизнью, возникают движения сопротивления, и нет никакой гарантии, что они не приведут к новым основам отчуждающей социальной власти.

Творчество Фуко проходит под знаком трёх заимствованных у Канта вопросов:

  • Что можно знать?
  • Что следует делать?
  • Что есть человек?

Согласно этой последовательности история мысли самого Фуко распадается на три периода:

  • «археологический»
  • «генеалогический»
  • «период эстетик существования»

В своём творчестве Фуко развивал основной фонд идей французского и европейского Просвещения в реалиях западной культуры второй половины XX века. Основной объект исследований Фуко — изучение бессознательного различных исторических эпох, и этот интерес Фуко сближает его с Франкфуртской школой.

В 1960-е годы Фуко разрабатывает концепцию европейской науки на основе «археологии знания», имеющей своим ядром «знание-язык». Все известные теории науки и культуры Фуко относит к «доксологии».

В 1970-е годы на первый план в работах Фуко выходит тема «знания-насилия», «знания-власти». В 1980-х в творчестве философа появляется понятие «субъекта» и рассматривается тема сексуальности, а вместе с ней — вопросы этики, морали и свободы.

Наибольшее значение для социологии имела его работа “Надзор и наказание” (1975), посвященная анализу механизмов власти в западных обществах. Описывая переход от средневековых методов наказания к тюремной системе, сложившейся в европейских странах в XIX веке, Фуко исследовал взаимодействие и взаимопроникновение власти и знания. Он утверждал, что в деятельности таких учреждений, как тюрьмы, школы, больницы и фабрики, проявляются одни и те же механизмы власти. Такая власть, называемая им дисциплинарной, позволяет добиться всестороннего контроля над подчиненными ей индивидами. Согласно Фуко, власть не исходит из единого центра, но пронизывает все общество. Особое внимание он уделял исследованию "микрофизики" власти, т.е. отношений, которые разворачиваются в сфере межличностного взаимодействия. Идеи Фуко оказали заметное влияние на развитие западной социологии в 80-90-е годы.

По оценкам современников, он успел побывать «марксистом», «маоистом», «структуралистом», «позитивистом», «левым», «историком настоящего», «постмодернистом», не отождествив себя до конца ни с одним из этих определений. Свой дляфилософов, политических философов, социологов, теоретиков социальной политики, литературоведов, феминисток,постмодернистов, даже историков школы «Анналов» третьего поколения, Фуко одновременно с этим оказался самымодиноким интеллектуалом второй половины ХХ века.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: