Семья и ее роль в общественной жизни




Вариант 2

Социальная сфера общества

Какое слово пропущено в таблице

Семья и ее роль в общественной жизни

Функции семьи Характеристика
Психологическая Создание благоприятного семейного климата, поддержка членов семьи
……?.................. Продолжение рода

2.Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. 1) 1)народ; 2)коллектив банка; 3)малая группа; 4)большая группа; 5)социальная группа.

3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этнические общности».

1) род 2) племя 3) народность 4) союз 5) нация 6) государство

4. Найдите в социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.

2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.

3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.

4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.

5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.

5. Установите соответствие между проявлениями социальной дифференциации и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ   ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
А) различие доходов Б) различие условий труда В) различие уровня жизни Г) различие рода деятельности Д) обладание собственностью   1) экономическая 2) социально-профессиональная

6. Выберите вер­ные суж­де­ния о семье и ее функ­ци­ях в со­вре­мен­ном об­ще­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Появлению семьи спо­соб­ство­ва­ло воз­ник­но­ве­ние государства.

2) В со­вре­мен­ном об­ще­стве семья оста­ет­ся глав­ной про­из­вод­ствен­ной ячейкой.

3) Одной из функ­ций семьи яв­ля­ет­ся пси­хо­ло­ги­че­ская и эмо­ци­о­наль­ная под­держ­ка чле­на­ми семьи друг друга.

4) Функции семьи как со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та ме­ня­ют­ся с из­ме­не­ни­ем усло­вий об­ще­ствен­но­го развития.

5) Семья — един­ствен­ный со­ци­аль­ный институт, осу­ществ­ля­ю­щий со­ци­а­ли­за­цию под­рас­та­ю­ще­го поколения.

7. Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном ста­ту­се и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) В со­вре­мен­ном об­ще­стве со­ци­аль­ный ста­тус мно­гих людей мно­го­крат­но меняется.

2) Социальный ста­тус вы­сту­па­ет ди­на­ми­че­ским вы­ра­же­ни­ем со­ци­аль­ной роли.

3) Отдельные ста­тус­ные по­зи­ции люди по­лу­ча­ют при рождении.

4) Одним из важ­ных кри­те­ри­ев со­ци­аль­но­го ста­ту­са че­ло­ве­ка в со­вре­мен­ном об­ще­стве вы­сту­па­ет уро­вень образования.

5) Социологи раз­ли­ча­ют устой­чи­вый и пе­ре­мен­ный статусы.

8. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «девиантное поведение».

1) правонарушение 2) отклонение 3) социальный статус

4) проступок 5) мобильность 6) преступление

9. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «социальная мобильность» 1)передвижения по вертикали 2)миграция 3)изменения в стратификационной структуре 4)конфессиональное сообщество 5)массовое передвижение по иерархической лестнице 6)аристократическое общество

10. Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном кон­тро­ле и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Элементом со­ци­аль­но­го кон­тро­ля яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ные нормы.

2) Социальный кон­троль осу­ществ­ля­ют толь­ко го­су­дар­ствен­ные органы.

3) Награждение го­су­дар­ствен­ным ор­де­ном слу­жит при­ме­ром не­фор­маль­ной по­зи­тив­ной санкции

4) Социальный кон­троль слу­жит важ­ным сред­ством предот­вра­ще­ния противоправного поведения..

5) Внутренний са­мо­кон­троль по­мо­га­ет лич­но­сти вы­стра­и­вать от­но­ше­ния с дру­ги­ми людьми.

11. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. 1)бедные 2)средний класс 3) высокий уровень образования 4) социальные страты 5)представители низкоквалифицированных профессий
12. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда.

1) позитивные санкции 2)по­хваль­ная грамота 3)аплодисменты 4) Государственная премия 5)по­вы­ше­ние в должности.

13. Социологи про­ве­ли опрос вы­пуск­ни­ков школ страны Z. Им за­да­ва­ли вопрос: «Какие сферы жизни вы­зы­ва­ют бес­по­кой­ство при мысли о будущем?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Наи­боль­шее беспокойство, вы­пуск­ни­ков школ вы­зы­ва­ет бу­ду­щая про­фес­си­о­наль­ная деятельность.

2) Треть опро­шен­ных вы­пуск­ни­ков обес­по­ко­е­на по­ло­же­ни­ем дел в об­ще­стве и стране.

3) Менее всего вы­пуск­ни­ков вол­ну­ют город и среда обитания.

4) Каж­дый де­ся­тый вы­пуск­ник по­ни­ма­ет зна­чи­мость и цен­ность здоровья.

5) Менее всего вы­пуск­ни­ков бес­по­ко­ят от­но­ше­ния с родителями.

 

14.Классные ру­ко­во­ди­те­ли за­да­ва­ли обу­ча­ю­щим­ся в 11 клас­се и их ро­ди­те­лям вопрос: «Как Вы считаете, какое из сле­ду­ю­щих вы­ска­зы­ва­ний наи­бо­лее точно опи­сы­ва­ет от­но­ше­ния ро­ди­те­лей и детей?». Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в диаграмме.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Среди ро­ди­те­лей мне­ние о том, что ро­ди­те­ли и дети ни­ко­гда не смо­гут по­нять друг друга, более популярно, чем мнение, что ро­ди­те­ли и дети по­ни­ма­ют друг друга, нет ос­но­ва­ний для противоречий.

2) По­ло­ви­на опро­шен­ных ро­ди­те­лей считают, что ро­ди­те­ли и дети по­ни­ма­ют друг друга, нет ос­но­ва­ний для противоречий.

3) Среди обу­ча­ю­щих­ся мне­ние о том, что для вза­им­но­го по­ни­ма­ния тре­бу­ют­ся сов­мест­ные уси­лия и родителей, и детей, более популярно, чем мне­ние о том, что ро­ди­те­ли и дети ни­ко­гда не смо­гут по­нять друг друга.

4) Рав­ные доли опро­шен­ных ис­пы­та­ли за­труд­не­ния при ответе.

5) Рав­ные доли обу­ча­ю­щих­ся и ро­ди­те­лей считают, что для вза­им­но­го по­ни­ма­ния тре­бу­ют­ся сов­мест­ные уси­лия и родителей, и детей.

15. Установите со­от­вет­ствие между ста­тус­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми со­ци­аль­ных статусов: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

СОБЫТИЯ   ВИДЫСО­ЦИ­АЛЬ­НЫХ СТАТУСОВ
А) мужчина Б) выс­шее образование В) 25 лет Г) инженер   1) Прирожденный статус 2) Приобретенный статус

16. Прочитайте при­ве­ден­ный ниже текст, каж­дое положение ко­то­ро­го обозначено опре­де­лен­ной буквой.

(А) Семья как пер­вич­ный институт обес­пе­чи­ва­ет репродукцию и пер­вич­ную социализацию новых поколений. (Б) В ис­сле­до­ва­нии приняли уча­стие 1503 че­ло­ве­ка — юноши и де­вуш­ки старше 18 лет. (В) Им за­да­ва­ли различные вопросы: о за­клю­че­нии брака, раз­во­де и вос­пи­та­нии детей. (Г) Каж­дый второй опро­шен­ный утверждал, что ран­ние браки часто за­кан­чи­ва­ют­ся разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки де­ста­би­ли­зи­ру­ют общество и обост­ря­ют кризис се­мей­ных ценностей.

 

Определите, какие по­ло­же­ния текста носят

1) фак­ти­че­ский характер

2) ха­рак­тер оценочных суждения

3) ха­рак­тер теоретических утверждений

17. Выберите в списке признаки предписанного социального статуса
1) образование 2)раса 3)возраст 4)пол
5)профессия 6)уровень дохода
18. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) совместная производственная деятельность

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) экономическая самостоятельность женщины

19. Прочитайте при­ве­ден­ный ниже текст, каж­дое положение ко­то­ро­го обозначено опре­де­лен­ной буквой.

 

(А) В со­вре­мен­ном обществе воз­ни­ка­ют ситуации, когда че­ло­век сознательно участ­ву­ет в раз­лич­ных культурных традициях. (Б) Очевидно, они свя­за­ны с ми­гра­ци­я­ми населения, модернизацией. (В) По­след­стви­ем может стать пси­хо­ло­ги­че­ская расщеплённость, фор­ми­ро­ва­ние «расколотого» типа личности. (Г) Со­цио­ло­ги называют по­ло­же­ние такой лич­но­сти маргинальным. (Д) Опас­но­стью маргинального по­ло­же­ния является воз­дей­ствие на че­ло­ве­ка противоречащих друг другу норм и ценностей.

 

Определите, какие по­ло­же­ния текста носят

1) фак­ти­че­ский характер

2) ха­рак­тер оценочных суждения

3) ха­рак­тер теоретических утверждений

20.Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В социологии известны четыре основных типа социальной ________(А)рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые ________(Б), а последний тип — открытые. Всякая социальная ________(В) представляет собой совокупность всех функционирующих социальных ________(Г). Человек, занимающий в этой структуре определенное ________(Д), имеет возможность переходить с одного ________(Е) на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус».

Список терминов:

1) общество 2) структура 3) уровень
4) стратификация 5) государство 6) мобильность
7) общность 8) положение 9) развитие

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: