Вариант 2
Социальная сфера общества
Какое слово пропущено в таблице
Семья и ее роль в общественной жизни
Функции семьи | Характеристика |
Психологическая | Создание благоприятного семейного климата, поддержка членов семьи |
……?.................. | Продолжение рода |
2.Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. 1) 1)народ; 2)коллектив банка; 3)малая группа; 4)большая группа; 5)социальная группа.
3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этнические общности».
1) род 2) племя 3) народность 4) союз 5) нация 6) государство
4. Найдите в социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.
2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.
3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.
4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.
5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.
5. Установите соответствие между проявлениями социальной дифференциации и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ | |
А) различие доходов Б) различие условий труда В) различие уровня жизни Г) различие рода деятельности Д) обладание собственностью | 1) экономическая 2) социально-профессиональная |
6. Выберите верные суждения о семье и ее функциях в современном обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
|
1) Появлению семьи способствовало возникновение государства.
2) В современном обществе семья остается главной производственной ячейкой.
3) Одной из функций семьи является психологическая и эмоциональная поддержка членами семьи друг друга.
4) Функции семьи как социального института меняются с изменением условий общественного развития.
5) Семья — единственный социальный институт, осуществляющий социализацию подрастающего поколения.
7. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В современном обществе социальный статус многих людей многократно меняется.
2) Социальный статус выступает динамическим выражением социальной роли.
3) Отдельные статусные позиции люди получают при рождении.
4) Одним из важных критериев социального статуса человека в современном обществе выступает уровень образования.
5) Социологи различают устойчивый и переменный статусы.
8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение».
1) правонарушение 2) отклонение 3) социальный статус
4) проступок 5) мобильность 6) преступление
9. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «социальная мобильность» 1)передвижения по вертикали 2)миграция 3)изменения в стратификационной структуре 4)конфессиональное сообщество 5)массовое передвижение по иерархической лестнице 6)аристократическое общество
|
10. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.
2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.
3) Награждение государственным орденом служит примером неформальной позитивной санкции
4) Социальный контроль служит важным средством предотвращения противоправного поведения..
5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.
11. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. 1)бедные 2)средний класс 3) высокий уровень образования 4) социальные страты 5)представители низкоквалифицированных профессий
12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
1) позитивные санкции 2)похвальная грамота 3)аплодисменты 4) Государственная премия 5)повышение в должности.
13. Социологи провели опрос выпускников школ страны Z. Им задавали вопрос: «Какие сферы жизни вызывают беспокойство при мысли о будущем?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наибольшее беспокойство, выпускников школ вызывает будущая профессиональная деятельность.
|
2) Треть опрошенных выпускников обеспокоена положением дел в обществе и стране.
3) Менее всего выпускников волнуют город и среда обитания.
4) Каждый десятый выпускник понимает значимость и ценность здоровья.
5) Менее всего выпускников беспокоят отношения с родителями.
14.Классные руководители задавали обучающимся в 11 классе и их родителям вопрос: «Как Вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает отношения родителей и детей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга.
4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе.
5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей.
15. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ВИДЫСОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ | |
А) мужчина Б) высшее образование В) 25 лет Г) инженер | 1) Прирожденный статус 2) Приобретенный статус |
16. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Семья как первичный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека — юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений
17. Выберите в списке признаки предписанного социального статуса
1) образование 2)раса 3)возраст 4)пол
5)профессия 6)уровень дохода
18. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) совместная производственная деятельность
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) экономическая самостоятельность женщины
19. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщеплённость, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм и ценностей.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений
20.Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В социологии известны четыре основных типа социальной ________(А)рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые ________(Б), а последний тип — открытые. Всякая социальная ________(В) представляет собой совокупность всех функционирующих социальных ________(Г). Человек, занимающий в этой структуре определенное ________(Д), имеет возможность переходить с одного ________(Е) на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус».
Список терминов:
1) общество | 2) структура | 3) уровень |
4) стратификация | 5) государство | 6) мобильность |
7) общность | 8) положение | 9) развитие |