ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей со значением предлога «ИЗ-ЗА» и его схемой.
2. Учить детей правильно употреблять предлог <ИЗ-ЗА> с существительными в родительном падеже.
3. Развивать внимание, мышление, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: машинка, домик, карточки сосхемой предлога по количеству детей, кукушка, схемы предложения, сюжетные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: Петя, спрячь машинку за домик. Где машинка? (За домиком.) Вывези оттуда машинку. Откуда выезжает машинка? (Из-за дома.)
Какой предлог вы услышали? (Из-за.)
А теперь слушайте внимательно! Предлог «ИЗ-ЗА» мы говорим тогда, предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда.
2. Основная часть занятия.
Демонстрируется карточка со схемой предлога ИЗ-3А. Дети рассматривают и запоминают изображение.
Логопед: Посмотрите на схему. Шарик как бы выглядывает из-за кубика, видна только его часть. А стрелка показывает, что мячик движется из-за кубика.
Упражнение <Прятки>
Логопед: К нам прилетела Кукушка и хочет поиграть в прятки. Она будет прятаться и выглядывать, а вы должны сказать, откуда она выглядывает. (Кукушка прячется за домик, выглядывает и произносит: Ку-ку. А дети говорят: «Из-за домика, из-за стола и т.д.»)
Дидактическое упражнение «Узнайдомашних животных»
Логопед: Домашние животные услышали, как вы играете с Кукушкой в пряткии тоже захотели с вами поиграть. Они спрятались за забор, а вы постарайтесь их узнать. Кого видно из-за забора? (Лошадку, поросёнка, щенка и т.д.)
Составление предложений с предлогом по схеме
Составьте предложение про щенка с предлогом «ИЗ-ЗА». (Щенок выглядывает из-за забора.)
Логопед: Составьте схему этого предложения.
|
Логопед переставляет предлог в начало предложения.
Логопед: Кто сможет это предложение сказать по другому?
Из-за забора выглядывает щенок.
Логопед добавляет еще один домик-слово.
Логопед: Скажите, какой щенок выглядывает из-за забора?
Из-за забора выглядывает лохматый щенок.
Аналогичная работа проводится с другими словами.
Заучивание стишка
Логопед: Из-за леса, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
Откуда едет дедушка Егор? (Из-за леса, из-за гор.)
давайте выучим этот стишок, чтобы вы лучше запомнили, когда правильно говорить предлог «ИЗ-ЗА».
Индивидуальная работа
На доске - схема предложения. У каждого на столе сюжетная картинка.
Логопед: Дети, рассмотрите внимательно картинки и составьте предложение с предлогом «ИЗ-ЗА» по схеме, которая дана на доске.
3. Итог занятия
Занятие 21. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕДЛОГОВ «ИЗ-ЗА» И «ИЗ»
ЦЕЛИ: 1. Учить детей различать предлоги «И3-3А» и «ИЗ» и правильно их употреблять.
2. Продолжать учить детей составлять предложения по двум предметным картинкам и схеме, проводить полный его анализ.
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные и предметные картинки, карточки со схемами предлогов по количеству детей, фигурка Откудайки, звёздочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед показывает сюжетные картинки, а дети по ним называют только предлоги.
2. Основная часть занятия
Логопед: Расскажите, когда мы говорим предлог «ИЗ». (Когда предмет был внутри, а потом оттуда движется.)
А когда говорим предлог «ИЗ-ЗА»? (Когда предмет был позади другого предмета и оттуда движется.)
Дидактическая игра «Вопросы Откудайки»
Логопед: К нам пришёл в гости вот такой человечек. Зовут его Откудайка. Он всех всегда спрашивает: «Откуда?». Вот и прозвали его Откудайкой.
Послушайте внимательно вопросы Откудайки и постарайтесь правильно на них ответить, вставив предлог «ИЗ» или «ИЗ-ЗА»:
дети были в школе. Откуда они придут? (Из школы.)
|
Мальчик зашёл за дом. Откуда выйдет мальчик? (Из-за дома.)
Письмо было в ящике. Откуда его достали? (Из ящика)
Солнце зашло за тучи, Откуда оно выглянет? (Из-за
Составление предложений по двум предметным картинкам и схемам предлогов «ИЗ», «И3-ЗА».
Логопед: Посмотрите внимательно на картинки. Что на них изображено? Назовите предлог, изображенный на схеме. Составьте предложение по этим предметным картинкам и схеме предлога.
Девочка вышла из дома.
Дети с помощью логопеда проводят полный анализ предложения и составляют его схему.
Логопед: Посмотрите, я поменяла предлог. (Заменяет схему.)
Девочка вышла из-за дома.
Затем логопед заменяет картинки на следующие и проводит аналогичную работу.
Дидактическая игра «Кто больше»
Логопед:: Кто больше составит предложений с предлогами «ИЗ-ЗА» и «ИЗ».
Занятие 22. ПРЕДЛОГ «МЕЖДУ»
ЦЕЛИ: 1.Познакомить детей со значением предлога «МЕЖДУ» в его схемой.
2. Упражнять детей в правильном употреблении предлога «МЕЖДУ» ссуществительными в творительном падеже.
3.Развивать внимание, мышление, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со схемой предлога по количеству детей, фломастеры, кукла, игрушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед раздает детям карточка с заданиями.
Логопед: Где нарисована ёлка на листе? (Слева.) Мячик? (Справа.) Домик? (Посредине.) Послушайте внимательно, как я скажу по-другому. Где нарисован домик? Домик нарисован между ёлочкой и мячом. Повторите, где нарисован домик?
Слушайте следующее задание.
Нарисуйте между ёлкой и домиком крестик. Скажите, где вы поставили крестик? А теперь поставьте между домиком и мячом точку. Где вы поставили точку?
Какой предлог помог вам сказать, где вы поставили точку, крестик? (Между.)
2. Основная часть занятия
Демонстрируется карточка со схемой предлога «МЕЖДУ». Дети рассматривают и запоминают изображение.
|
Логопед: Предлог «МЕЖДУ» мы говорим тогда, когда и справа и слева от предмета есть ещё какие-то предметы. Посмотрите на крестик. Слева — ёлка, справа дом, а крестик между ними, посередине.
Посмотрите на схему предлога «МЕЖДУ». Здесь шарик находится между кубиками.
Упражнение «Что изменилось?»
На столе стоят две игрушки (машинка и пирамидка). Логопед предлагает детям запомнить их и закрыть глаза. В это время он добавляет третью игрушку (матрёшку) между машиной и пирамидкой.
Логопед: Откройте глаза. Что изменилось? (Дети говорят.)
Закройте глаза еще раз! (Снова меняет игрушки местами.) Где теперь стоит машина? И т.д.
Упражнение «Вспомни сказку «Репка»
Логопед: Назовите, кто за кем тянул репку.
А теперь скажите, между кем стояла Бабка? Внучка? Жучка?
А можно про Мышку сказать, что она стояла между кем-то? Почему? Потому, что с одной стороны была Кошка, а с другой никого не было.
Не забывайте, что предлог «МЕЖДУ» мы говорим тогда, когда с двух сторон от предмета что-то или кто-то есть.
Порядок чисел
Логопед: Посчитайте до десяти. (Два—три раза)
Вспомнили счёт? А теперь слушайте внимательно вопрос.
Между какими числами стоит число 7? 5? 2? и т.д.
Индивидуальная работа
Логопед предлагает каждому ребенку взять по три игрушки, расставить их на столе в ряд и составить предложения с предлогом «МЕЖДУ».
3. Итог занятия
Занятие 23. IIРЕДТIОГ «ЧЕРЕЗ»
ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей со значением предлога <ЧЕРЕЗ> и его схемой.
2. Учить детей правильно употреблять предлог «ЧЕРЕЗ» с существительными в винительном падеже.
3. Развивать воображение.
ОБОРУДОВА НИЕ: скакалка, карточки со схемой предлога по количеству детей, сюжетные картинки, зайка-бибабо.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед вызывает к себе девочку и тихо говорит ей, чтобы она начала прыгать через скакалку.
Логопед: Что делает Таня? (Дети: <Прыгает на скакалке>). Правильно ли вы сказали? Предлог «НА» говорим тогда,когда предмет находится на поверхности. Значит Таня должна положить скакалку на пол, сама встать на неё и прыгать на ней. Так ли делает Таня? (Нет.)
А теперь внимательно послушайте, как правильно нужно сказать.
Таня прыгает через скакалку.
Какое слово вы услышали? (Через.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Предлог <ЧЕРЕЗ> мыговорим тогда, когда кто-то или перешагивает, или перепрыгивает, или перелетает через какой-то предмет.
Демонстрируется карточка со схемой предлога «ЧЕРЕЗ». Дети рассматривают и запоминают изображение.
Логопед:Посмотрите на схему предлога <ЧЕРЕЗ>. Стрелочка как бы перепрыгнула через кубик.
Упражнение «Зайка- попрыгайка»
Логопед: К нам кто-то собрался в гости. Он просит отгадатьзагадку. Если вы отгадаете ее, гость придёт к нам.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Зайка)
Логопед показывает игрушку и обыгрывает ее действия («прыгает» через кубик, через стол, через стул и т.д.). Дети называют, через что прыгал зайка.
Составление предложений по представлению. Составление схем предложений
Логопед: А через что может скакать зайка в лесу? Составьте предложения. Зайка скачет через пенёк.
Логопед просит кого-нибудь выйти к доске и составить схему этогопредложения.
Логопед: А теперь сделаем это предложение длиннее. Серенький Зайка скачет через пенёк.
Подходит теперь наша схема к этому предложению? (Нет.)
Что нужносделать? (Вставить ещё одно слово-домик.)
Логопед: Кто ещё придумает предложение про Зайку с предлогом «ЧЕРЕЗ»? (Работа проводится аналогично.)
Индивидуальная работа
Детям раздаются карточки со схемой предлога «ЧЕРЕЗ» и сюжетные картинки.
Логопед: Составьте предложения по картинкам и схемам.
КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»
ЦЕЛИ: 1.Уточнить понимание детьми предлогов
2. Проверить правильность употребления предлогов и надежных окончаний в речи детей.
3. Проверить умение детей составлять предложения по заданному предлогу и схеме к ним.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинка «Машина», схемы предлогов, картинки: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, дед, забор, сюжетные картинки, домики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: Вот машина. Кто «В» машине? Кто «НА» ней? А кто «ПОД» ней?Кто здесь «ЗА»? А кто здесь «ПЕРЕД»? У машины и под ней? (Дети отвечают.) Какие предлоги вы услышали?
Основная часть занятия