Пенсионное обеспечение по инвалидности.




Трудовая пенсия по инвалидности может состоять из следующих частей:

базовой части;

страховой части;

накопительной части (ст. 5 Закона о трудовых пенсиях).

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Возникновение права на трудовую пенсию по инвалидности предполагает одновременное наличие следующих условий: признание гражданина инвалидом, наличие страхового стажа и волеизъявление застрахованного лица, выраженное в письменной форме.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (I, II или III).

Порядок признания органами Государственной медико-социальной экспертизы гражданина инвалидом, порядок установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности; порядок установления времени наступления инвалидности и причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждены Постановлениями Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» и от 16 октября 2000 г. №789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Пенсии по инвалидности назначаются в случае наступления инвалидности вследствие:

трудового увечья или профессионального заболевания;

общего заболевания (в т.ч. увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства).

. Пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца.

Кроме пенсионного обеспечения самого государственного служащего законодательство закрепляет право членов его семьи на пенсию по случаю потери кормильца в случае смерти государственного служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы.

Ввиду отсутствия какого-либо специального акта, устанавливающего такую пенсию в отношении членов семьи муниципального служащего, применению подлежит Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ.

В ст. 9 указанный закон определяет круг лиц, которые имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. К ним относятся нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

К нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца относятся:

дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет (обучающиеся по очной форме - до достижения ими возраста 23 лет) либо, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию (если указанные лица не работают);

родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;

дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать (например, детей).

Указанные лица приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца только в том случае, если они находились на иждивении умершего. Исключение сделано для неработающих родственников умершего, которые заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет. Кроме того, нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца, если они не состояли на его иждивении, но после его смерти утратили источник средств к существованию (независимо от времени, прошедшего после его смерти).

Закон о трудовых пенсиях специально устанавливает, что иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Из этой формулировки следует, что иные нетрудоспособные члены семьи умершего должны подтверждать факт нахождения на его иждивении. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Указанные лица могут приводить любые доказательства того, что получали такую помощь, включая и свидетельские показания. Однако, как нам представляется, доказать факт иждивения на практике будет весьма сложно.

Если же нетрудоспособные члены семьи умершего состояли на его иждивении (получали от него помощь, которая была постоянным и основным источником средств к существованию), но сами получали пенсию, то они вправе перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Другими словами, две пенсии указанным лицам выплачиваться не будут.

Пункт 11 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что в случае наступления смерти умершего кормильца вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего кормильца, только при отсутствии родственников первой очереди.

пенсия государственный служащий размер


 

2. Проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих

 

Размер, порядок назначения и выплаты пенсий федеральным государственным служащим по отдельным видам пенсий

 

Право на пенсионное обеспечение возникает у граждан только при наступлении определенных условий (событий или страховых рисков: наступлении инвалидности, старости, смерти). Наступление этих условий, как правило, не зависит от воли гражданина.

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим назначается при наличии одновременно следующих условий:

стажа государственной службы не менее 15 лет.

увольнения с федеральной службы по одному из следующих оснований:

ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;

увольнение с должностей, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

достижение предельного возраста, установленного Федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;

обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;

увольнение по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.

Право на государственное пенсионное обеспечение возникает у лиц, непосредственно отработавших перед увольнением на должностях федеральной государственной службы не менее 12 календарных месяцев.

На уволившихся при ликвидации государственного органа или сокращении его штатов это правило не распространяется.

Основным юридическим фактом, с которым связано право на пенсию за выслугу лет, является специальный стаж (выслуга) установленной законом продолжительности.

Стаж государственной службы - это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии.

Стаж государственной службы (не менее 15 лет для назначения государственной пенсии) исчисляется суммированием периодов осуществления государственной деятельности в соответствии с Перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 № 1413. К примеру, в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются следующие периоды трудовой деятельности:

периоды замещения государственных должностей Российской Федерации;

периоды замещения государственных должностей субъектов Российской Федерации;

периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, предусмотренных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»;

периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 1 января 1992 года до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»: в Администрации Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) при Президенте РФ; в Совете Безопасности Российской Федерации и его аппарате; в федеральных органах законодательной (представительной) власти и их аппаратах, Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по статистике и его органах в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, районах и городах, Контрольно-бюджетном комитете при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; в Правительстве Российской Федерации и его Аппарате, федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах; в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и его аппарате; в Счетной палате Российской Федерации и ее аппарате; в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах.

Денежное содержание госслужащего состоит из нескольких составляющих: месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью, месячного оклада по присвоенному классному чину, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Вышеуказанные размеры пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному служащему в соответствующем порядке либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:

месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы;

месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы;

ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

ежемесячное денежное поощрение;

премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из денежного содержания и других выплат за последние 12 полных месяцев гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При исчислении среднемесячного заработка из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются.

Постановление Правительства РФ от 28.04.2003 № 247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан», а также постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30.06.2003 № 44 «Об утверждении правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» устанавливают особенности для данной категории граждан.

В связи с этим актом по заявлению федерального служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет, руководителем федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность перед увольнением, оформляется представление о назначении пенсии за выслугу лет.

Обращение за назначением пенсии за выслугу лет, перерасчетом ее размера может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию за выслугу лет, перерасчет ее размера без ограничения каким-либо сроком.

Государственный служащий подает заявление о назначении пенсии за выслугу лет в уполномоченный орган. К заявлению о назначении пенсии за выслугу лет прилагаются справка о размере денежного содержания государственного служащего, справка о периодах государственной службы и иных периодах замещения государственным служащим должностей, включаемых в стаж государственной службы для назначении пенсии за выслугу лет, справка органа, назначающего трудовую или иную пенсию, о назначенной (в том числе досрочно) пенсии с указанием закона, в соответствии с которым она назначена, копия решения об освобождении от должности государственной службы, копия трудовой книжки, копии иных документов, подтверждающих стаж государственной службы.

Справки о размере денежного содержания государственного служащего и о периодах государственной службы и иных периодах замещения государственным служащим должностей, включаемых в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, оформляются кадровой службой государственного органа, в котором государственный служащий проходил государственную службу непосредственно перед ее прекращением. В случае реорганизации или ликвидации государственного органа, в котором государственный служащий проходил государственную службу непосредственно перед ее прекращением, указанные справки оформляются кадровой службой того государственного органа, которому в соответствии с законодательством переданы функции реорганизованного или ликвидированного органа.

Форма заявления о назначении пенсии за выслугу лет и справок о размере денежного содержания государственного служащего и о периодах государственной службы и иных периодах замещения государственным служащим должностей, включаемых в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Уполномоченный орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов осуществляет их проверку, определяет размер пенсии за выслугу лет и принимает решение о ее назначении либо об отказе в ее назначении, о котором письменно уведомляет государственного служащего. Решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет должно быть мотивировано. Решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

Форма решений уполномоченного органа о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в назначении пенсии за выслугу лет устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа. Документы, связанные с назначением государственному служащему пенсии за выслугу лет, формируются в отдельное пенсионное дело государственного служащего, которое хранится в уполномоченном органе.

Пенсия за выслугу лет назначается государственному служащему с первого числа месяца обращения за ее назначением, но не ранее дня, следующего за днем прекращения им государственной службы и назначения ему трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пенсия за выслугу лет выплачивается уполномоченным органом одновременно с трудовой пенсией по старости (инвалидности) посредством ее доставки через организации почтовой связи либо зачисления на банковский или иной указанный государственным служащим счет. Расходы, связанные с организацией доставки пенсии за выслугу лет через организации почтовой связи либо с зачислением ее на банковский или иной указанный государственным служащим счет, осуществляются за счет средств федерального бюджета.

В случае замещения государственным служащим, получающим пенсию за выслугу лет, государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной службы, муниципальной должности или должности муниципальной службы выплата ему пенсии за выслугу лет приостанавливается со дня замещения одной из указанных должностей на основании соответствующего решения уполномоченного органа. Форма указанного решения уполномоченного органа устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Государственный служащий, получающий пенсию за выслугу лет и назначенный (избранный) на одну из выше указанных должностей, обязан в течение пяти дней со дня такого назначения (избрания) письменно известить об этом уполномоченный орган. Форма указанного письменного извещения устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.

При последующем освобождении государственного служащего, получавшего пенсию за выслугу лет, от государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной службы, муниципальной должности или должности муниципальной службы выплата государственному служащему пенсии за выслугу лет возобновляется уполномоченным органом со дня, следующего за днем освобождения от соответствующей должности, на основании его заявления, к которому прилагается копия решения об освобождении от должности.

Выплата пенсии за выслугу лет государственному служащему, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, прекращается на основании соответствующего решения уполномоченного органа со дня назначения ему указанных пенсии за выслугу лет или ежемесячного пожизненного содержания, или установления дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения.

В случае смерти государственного служащего, получавшего пенсию за выслугу лет, ее выплата прекращается уполномоченным органом с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть государственного служащего.

При повышении в централизованном порядке размера денежного содержания по соответствующей должности государственной службы, размер назначенной государственному служащему пенсии за выслугу лет на основании его заявления подлежит перерасчету уполномоченным органом. В случае отсутствия соответствующей должности государственной службы перерасчет производится исходя из увеличения размера денежного содержания по аналогичной должности в государственном органе, в котором государственный служащий проходил государственную службу.

Финансирование пенсий за выслугу лет производится за счет средств федерального бюджета.

Пенсия за выслугу лет и пенсия по старости назначаются пожизненно.

Порядок индексации установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 № 346 «Об индексации пенсий федеральных государственных служащих».

Пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.

Пенсии индексируются:

при централизованном повышении должностных окладов (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих - на индекс повышения должностных окладов (денежного вознаграждения);

при централизованном повышении иных денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, - на средневзвешенный индекс повышения одной или нескольких таких выплат, утверждаемый Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Индексация пенсии производится путем индексации размера среднемесячного заработка федерального государственного служащего, из которого исчислялась пенсия, на соответствующие индексы, и последующего определения размера пенсии исходя из размера проиндексированного среднемесячного заработка.

При индексации пенсии с применением индекса повышения должностных окладов (денежного вознаграждения) размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,8 проиндексированного должностного оклада (0,8 проиндексированного денежного вознаграждения).

При индексации пенсии с применением средневзвешенного индекса повышения одной или нескольких денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,8 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии по состоянию на день, с которого производится индексация по данному основанию.

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, где требуются дополнительные материальные и физиологические затраты, размеры проиндексированных пенсий увеличиваются в установленном порядке на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания граждан в указанных районах (местностях).

Индексация пенсий производится со дня повышения в централизованном порядке денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.

 

2.2 Совершенствование пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих

 

Реформа государственной службы в России проводится начиная с 2001 года. Важнейшей задачей реформы является формирование правовых основ государственной службы. К настоящему времени достигнуты определенные результаты. В стране созданы не только правовые предпосылки для установления единообразия в подходах к регулированию прохождения государственной службы различных видов, но и проведено разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы. В рамках реформы государственной службы также предусматривается принятие федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» и дальнейшее совершенствование действующего законодательства РФ о военной службе.

Несмотря на некоторые положительные результаты, достигнутые по вопросам реформы государственной службы, остается пока без должного внимания важнейшая проблема государственных социальных гарантий для государственных служащих, в том числе пенсионного обеспечения государственных служащих и их семей, решение которой в условиях законодательно оформившегося принципа единства системы государственной службы требует переосмысления. Добиться этого невозможно без обстоятельного научного обоснования. Весомый вклад здесь может и должна внести как юридическая наука в целом, так и ее отраслевые науки, и прежде всего, учитывая характер данной государственной гарантии, наука права социального обеспечения.

Вопросы, связанные с государственной службой, исследовались отечественными учеными-юристами, в основном занимающимися проблемами административного права, и в меньшей степени представителями науки трудового права и права социального обеспечения. Анализ имеющейся научной литературы свидетельствует о том, что комплексное рассмотрение вопросов пенсионного обеспечения государственных служащих, включая историко-правовые и сравнительно-правовые аспекты, не проводилось. В отдельных публикациях авторы обычно в сокращенном виде воспроизводили положения действующего федерального и регионального законодательства. Но всесторонний системный анализ проблем пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, а также всех предусмотренных законом видов государственной службы отсутствует. Лишь в немногих работах, в частности А.А. Гришковца, дано обстоятельное изучение пенсионного обеспечения применительно к государственной гражданской службе.

Законодательство РФ о пенсионном обеспечении государственных служащих неоднородно. Принятые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты содержат различные решения правовых аспектов пенсионного обеспечения государственных служащих.

В науке права социального обеспечения имеет место явный недостаток исследований проблем пенсионного обеспечения государственных служащих. Необходимо заполнить имеющийся пробел в научном осмыслении не только собственно проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих, но и более общей проблемы предоставляемых им государственных социальных гарантий. Это тем более важно, что в рамках реформы государственной службы предусматривается дальнейшее совершенствование системы государственных социальных гарантий, предоставляемых государственным служащим, включая упорядочение отношений по пенсионному обеспечению, результатом которого должно стать согласно Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., а также нормам федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принятие федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Государственными гарантиями для государственных служащих являются установленные законом средства, способы и условия, с помощью которых обеспечиваются их права и свободы в сфере государственно-служебных отношений. Исходя из конституционных норм о необходимости предоставления государственных гарантий федеральными законами следует законодательно закрепить, что все виды государственных гарантий государственным служащим должны предоставляться (независимо от того, являются они основными или дополнительными) федеральными законами либо изданными во исполнение их открытыми для свободного доступа указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

В РФ в результате демократических преобразований был закреплен на конституционном уровне институт государственной службы и федеральными законами были разграничены полномочия между федеральным и региональным уровнями в этой сфере. В связи с этим нормы пенсионного обеспечения для государственных служащих РФ до сих пор содержатся в разных федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Правовые подходы к вопросам пенсионного обеспечения указанных лиц различны.

В целях совершенствования системы пенсионного обеспечения государственных служащих должно быть определено, что пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих устанавливается федеральными законами.

Современное законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих всех видов государственной службы, содержит различные правовые механизмы его реализации. Провозглашенная в рамках реформы государственной службы идея единства системы государственной службы создает основу для формирования общих, единых для всех видов государственной службы принципов пенсионного обеспечения лиц, проходивших государственную службу. Поэтому есть необходимость юридически установить единый, унифицированный порядок и соотносимые условия пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, сохранив при этом за ними ранее приобретенные пенсионные права.

В зависимости от вида государственной службы пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих осуществляется исходя из норм действующего законодательства различными органами. Координация деятельности по вопросам применения пенсионного законодательства федеральных гражданских служащих, пенсии которым назначаются через органы Пенсионного фонда РФ, осуществляется Минздравсоцразвития России. Назначение и выплата пенсий государственным служащим военной и правоохранительной службы, а также связанные с ними организационные вопросы решаются самостоятельно ведомствами, в которых проходила такая государственная служба (Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.). Необходимо учитывать, что вопросы управления пенсионного обеспечения, в том числе практика применения пенсионного законодательства, в этих ведомствах устанавливаются ведомственными инструкциями и не всегда однозначно применяются нормы действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения, а также то, что в дальнейшем законодателем предполагается принять системообразующий закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Это даст возможность унифицировать практику применения нормативных правовых актов, касающихся пенсионного обеспечения государственных служащих. В связи с этим представляется обоснованным закрепить осуществление координации пенсионного обеспечения в системе государственной службы из единого центра.

Вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих тесно связаны с вопросами финансирования пенсий. Поэтому необходимо осуществление таких выплат для граждан, проходивших государственную гражданскую службу, за счет средств федерального бюджета. Исходя из принципа самостоятельности бюджетов на федеральном уровне необходимо установить подробное унифицированное регулирование финансирования пенсионного обеспечения только в отношении федеральных государственных служащих.

При разработке нового механизма финансирования пенсий необходимо ввести порядок взаимозачетов между федеральным бюджетом и бюджетом Пенсионного фонда РФ в отношении федеральных государственных гражданских служащих. Такой порядок должен предусматривать возврат из Пенсионного фонда РФ в федеральный бюджет ранее уплаченных федеральным государственным органом страховых взносов в случае, если федеральному гражданскому служащему будет установлена пенсия по закону о государственном пенсионном обеспечении для граждан Российской Федерации, проходивших государственную гражданскую службу, и их семей. В отношении государственных служащих, не приобретших право на пенсию по вышеназванному закону, следует предусмотреть единовременный в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: