Русское искусство 18 века




Петровское время - петровские реформы - явилось переломным для всей рус­ской жизни, обозначило переход от Средневековья к Новому времени. При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей и даже принудительной. Под влиянием Запада, а также по велению времени искусство постепенно все более при­нимало светский характер, освобождаясь от уз религии.

Искусство России с начала XVIII в. становится светским. Появляются неизвестные дотоле виды и жанры пространственных искусств: гравюра, памятник, скульптурный портрет, ландшафтная архитектура и т.д. Появление новых видов и жанров искусства было связано с необходимостью создавать чертежи и карты строящегося Петербурга, отражать победы русской армии и флота. Возникает система профессионального обучения граверов, скульпторов и живописцев, архитекторов. Часто преподавателями выступают приглашенные из-за границы признанные мастера. В Россию приходят из Европы несколько художественных стилей — барокко и рококо, классицизм, просветительский реализм, позднее — сентиментализм и предромантизм. Тем самым художественные процессы в России все теснее связываются с общеевропейскими, только народное искусство сохраняет верность традиционным образцам и приемам деятельности.
Ведущим художественным стилем первой половины XVIII в. в России становится барокко — стиль абсолютизма, воплощающий великолепие и мощь Российского самодержавия..

Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». В барочных произведениях отражены внутренние конфликты человека, его метания и страдания, противоборство добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти.

Основные черты барокко:
• стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;

• создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация;

• текучесть форм и объемов, намеренное искажение геометрических фигур

• заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами;

• обилие мелких деталей

• создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов;

• атмосфера торжественности и напряженности (проявляются в позах и выражениях лиц скульптур).


В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи. Работа художника становилась профессией. В эти годы появилась Академия художеств, высшее учебное заведение, где обучали изобразительным искусствам. Она была создана по примеру школ, уже существовавших в Болонье, Милане, Париже, Берлине и Вене. При Петре I людей разных профессий отправляли учиться за границу, в том числе и художников. Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения). Среди первых живописцев, уехавших за границу в 1715 году, были Иван Никитин и Андрей Матвеев. Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе. Его считают одним из основателей русской портретной школы. Андрей Матвеев учился в Голландии, позже он создал первый в истории русской живописи автопортрет.

Поток свежих идей хлынул в русскую живопись: художественные техники и приемы колористики, работа с композицией и новые жанры. Новый жанр был связан с парсунной живописью, которая получила распространение в XVII столетии. Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими. XVIII в. - время расцвета портретной живописи. Художественная линия русского портрета сохранила свою самобытность, но одновременно впитывала западные традиции. В XVIII в. появилась мода на семейные портретные галереи. Большой поклонник искусства граф П.Б. Шереметев обратил внимание на самородный талант своего крепостного, послал его учиться у иностранных художников, и из молодого живописца вырос замечательный портретист Иван Петрович Аргунов.Семейные портреты Шереметевых, князя и княгини Лобановых-Ростовских, супругов К.А. и Х.М. Хрипуновых и другие создают новый для России тип интимного (камерного) портрета.

Федор Степанович Рокотов (1735-1808) одним из первых в России освоил искусство парадного портрета. В Москве он основывает своеобразную школу московского портретного искусства. Он нашел в этом городе круг просвещенных людей, оппозиционный петербургскому высшему свету с его показным блеском. Художник оставил нам замечательные портреты образованнейших людей своего времени, первых московских красавиц и интеллектуалок. В этих камерных портретах нет внешних эффектов, но есть искренность, одухотворенность

В XVIII веке развивался не только портретный жанр. Григорий Теплов написал первый натюрморт. Антон Лосенко создал первую картину в историческом жанре. Его начинания продолжили ученики — Петр Соколов, Григорий Угрюмов и Иван Пучинов. Бытовая живопись стала заметным явлением благодаря творчеству бывшего крепостного Михаила Шибанова. Полотна о жизни русских крестьян писал Иван Ерменёв

Во второй половине XVIII в. начинается расцвет русской скульптуры, представленной именами Ф.И. Шубина, Ф.Г. Гордеева, М.И. Козловского, И.П. Мартоса. Известный скульптор Федор Иванович Шубин, земляк М.В. Ломоносова, холмогорский крестьянин, совершенствовал свое мастерство за границей. Он создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов - бюсты A.M. Голицына М.Р. Паниной, И.Г. Орлова, П.В. Завадовского, М.В. Ломоносова. Ф. Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор. Он исполнил 58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (находятся в Оружейной палате), скульптуры для Мраморного дворца и для Петергофа, статую Екатерины II – законодательницы.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица. Например, во дворце А. Меншикова на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора или даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Город был создан в рекордные сроки, временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. К концу царствования Петра I он уже удивлял приезжих иностранцев величием и красотой.

Расцвет русского барокко связан с именами А.В. Квасова, П.А. Трезини, А.Ф.Виста. Ярким представителем русской архитектуры был Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), соединивший в своем творчестве черты западноевропейского барокко и так называемое «нарышкинское». Его первыми постройками были деревянный дворец Зимний Анненгоф в Москве и Летний дворец недалеко от Кремля. Растрелли построил третий Зимний дворец в Петербурге, объединив дома Апраксина и Кикина и соорудив два новых корпуса по углам со стороны Адмиралтейства. Фасады дворца сохраняли еще черты петровского барокко, однако в оформлении ряда внутренних помещений — Тронного зала, аванзала и Театра уже чувствовалась рука Растрелли. Самое совершенное творение Растрелли — Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе. Растрелли превратил дворец в громадную анфиладу зал, в обширном регулярном саду возвел парковые павильоны. Другой стороной дворец обращен к огромному двору, ограниченному одноэтажными корпусами. Анфилада комнат центральной части дворца имела замечательную отделку — позолоченную деревянную резьбу, живопись плафонов.

С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы. Для классицизма характерен возврат к античности, отказ от вычурности барокко. В архитектуре преобладают прямые линии, сочетание вертикальных колонн, которые поддерживают следующих ярус с выделяющейся горизонтальной линией. Для многих зданий стал характерен портик, какой был у античных храмов. Во всех направлениях искусства видна красота в лаконичности и чёткий возврат к идеалам античности.

Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.

В раннем русском классицизме ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди. Архитекторы зрелой поры классицизма — Дж. Кваренги, Ч. Камерон, И. Е. Старов в Санкт-Петербурге, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков — Москве.

Произведения русской скульптуры эпохи классицизма — крайне высокого художественного уровня и большой образной выразительности. Мастера этого стиля, прежде всего — Фёдор Гордеев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Иван Прокофьев. Эти скульпторы в некоторых произведениях еще не совсем свободны от влияния барокко, однако в зрелых работах они выражали эстетический идеал классицизма вполне совершенно.

Живопись эпохи классицизма, в отличие от архитектуры и скульптуры, не была настолько строго подвержена влиянию главного стиля эпохи. Параллельные классицизму стилевые тенденции порой, наоборот, выходили на первый план. Так, отчетливо чувствуется линия «рококо — сентиментализм — романтизм», давшая в этот период таких художников, как Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский.

На европейских аукционах и у частных лиц Екатерине удавалось приобретать наиболее значительные художественные собрания. Одна за другой первоклассные коллекции прибывали в Петербург. Так складывалось уникальное собрание Императорского Эрмитажа. Первоначально эта сокровищница шедевров мирового искусства принадлежала императорской семье, но в 1852 году музей распахнул свои двери и для широкой публики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: