Программа и задания внеаудиторной самостоятельной работы по ОУД.13. Астрономия




Рабочей программой по дисциплине предусмотрено изучение следующих разделов:

Введение. Предмет астрономии

Раздел 1. Основы практической астрономии

Тема 1.1. Небесная сфера.

Тема 1.2. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.

Раздел 2. Законы движения небесных тел

Раздел 3. Солнечная система

Раздел 4. Методы астрономических исследований

Раздел 5. Звезды

Тема 5.1. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь.

Тема 5.2. Солнце.

Раздел 6. Наша Галактика - Млечный Путь

Раздел 7. Галактики. Строение и эволюция Вселенной

По каждому разделу дисциплины вам предлагаются задания для самостоятельного выполнения.

Введение.Предмет астрономии
1. Подготовить хронологическую таблицу развития отечественной космонавтики с 1957г. до наших дней (предлагается групповое выполнение задания, при котором каждый берет периодизацию в 10 лет). 2. Подготовить сообщения по темам, указать используемые источники: - К.Э. Циолковский – отец русской космонавтики. - С.П. Королев – основоположник практической космонавтики. - Первый выход человека в космос. - Проведение научных экспериментов на борту МКС. - Животные, побывавшие в космосе. Тему сообщения можно предложить самостоятельно. 3. Просмотр художественных фильмов: - «Гагарин. Первый в космосе» — российский художественный фильм, 2013 год, режиссёр П. Пархоменко - «Время первых» — российский художественный фильм, 2017 год, режиссёр Д. Киселев - «Салют – 7» — российский художественный фильм, 2017 год, режиссёр К. Шипенко. В ходе просмотра попытайтесь оценить и сформулировать вклад Советского Союза в освоение космического пространства, в развитие космических технологий. Какими личностными качествами должен обладать космонавт? Подготовьте рассказ биографии Героя Советского Союза, лётчика-космонавта СССР № 10 Павла Беляева.   Разгадайте кроссворд.
По горизонтали 3. Какую планету называют Утренней звездой 5. Основоположник космонавтики 8. Учёный, доказавший, что Земля вращается вокруг Солнца   По вертикали 1. Бывшая планета Солнечной системы 2. Первый создатель телескопа 4. Наука о небесных телах 6. Здание, оборудованное для астрономических наблюдений 7. Выдающий конструктор ракетно-космических систем  

 

Раздел 1.Основы практической астрономии
1. Подготовка сообщений по темам: - Григорианский и Юлианский календари. - Понятие эры. - Линия смены даты на Земле. - Проекты вечного календаря. 2. Дайте определения: небесная сфера, созвездия. 3. Изучите карту звездного неба. 4. Как обозначаются звезды в созвездии? 5. Назовите звезды Большой Медведицы. 6. Наблюдение звездного неба (поиск созвездий Северного полушария, нахождение Полярной звезды). Самостоятельно найдите созвездия: Близнецы, Большая Медведица, Волопас, Кассиопея, Малая Медведица. Зарисуйте расположение их видимых невооруженным глазом звезд в тетради.
Раздел 2.Законы движения небесных тел
1. Дайте ответы на вопросы: - Что такое параллакс? - Какими способами можно определить расстояние до тел Солнечной системы? - Что такое базис? Что принимается за базис для определения расстояния до тел Солнечной системы? - Как зависит параллакс от удаленности небесного тела? - Как зависит размер тела от угла наблюдения? 2.Предложите, как можно определить диаметр Луны.
Раздел 3.Солнечная система
Подготовка сообщений по темам: - Планеты Солнечной системы (самостоятельно выбрать планету). - Луна – естественный спутник Земли. - Естественные спутники планет Солнечной системы (по выбору). - Формула Бодэ-Тициуса: как она работает. - Малые тела Солнечной системы (астероиды, кометы). Гипотезы происхождения. - Магнитное поле Земли. Полярные сияния. При изучении соответствующих тем на учебных занятиях вы сможете продемонстрировать самостоятельно полученные знания. Свои сообщения можно иллюстрировать электронными презентациями.
Раздел 4.Методы астрономических исследований
1. Астрономия неразрывно связана со многими науками, а так же дает информацию для других наук и целых отраслей знаний. Для активной работы при изучении Раздела 4.Методы астрономических исследований повторите из учебной дисциплины «Физика» следующие темы: - Распространение звука. Эффект Доплера. - Получение изображения в телескопе. - Спектры (сплошные, линейчатые). Спектральные аппараты. - Тепловое излучение. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. 2. Дайте ответы на вопросы: Как можно изучить химический состав космических объектов? Перечислите и поясните способы определения температуры объектов Солнечной системы. Какие спектральные линии наблюдаются в спектре Солнца?
Раздел 5.Звезды
Пользуясь различными источниками информации, изучите вопросы: - Магнитное поле Солнца. - Роль активности Солнца на изменение магнитного поля Земли. - Магнитные бури, их влияние на самочувствие людей, работу радио и навигационного оборудования. Подготовьте подборку статей по теме «Гипотезы существования жизни во Вселенной». Разгадайте кроссворд. По горизонтали: 3. Характеристика звезды, зависящая от температуры. 4. Часть атмосферы Солнца. 6. Характеристика звезды, зависящая от её химического состава и температуры. 7. Центральная часть звезды. 9. Основное состояние вещества во Вселенной. 12. Структура в виде «зёрнышек» в фотосфере. 13. Созвездие, известное вспышкой сверхновой звезды в 1054 г. 15. Одна из двойных звёзд в Большой Медведице. 16. Единица расстояния в астрономии. 17. Жёлтая звезда класса G в сзвездии Возничего. 18. Звезда массой и размером в десятые доли солнечных. 19. Созвездие, содержащее звёзды типа RR – короткопериодические цефеиды. 20. Слой атмосферы Земли, наиболее чувствительный к процессам, происходящим на Солнце. 21. Созвездие, в котором находится типичная затменно-переменная звезда. По вертикали: 1. Автор теории относительности. 2. Самый распространённый во Вселенной химический элемент. 3. Созвездие, в котором находится звезда с самым большим параллаксом. 4. Светлое образование около солнечного диска. 5. Белая звезда класса А – самая яркая зваезда северного неба. 6. Источник жизни на Земле. 8. Тёмные образования в фотосфере Солнца. 10. Светящееся небесное тело – мощный источник электромагнитного излучения. 11. Один из авторов диаграммы «спектр – светимость». 14. Угол, под которым с объекта видно точно выверенное расстояние (базис).
Раздел 6. Наша Галактика - Млечный Путь
Пользуясь различными источниками информации изучить вопросы: - Темная материя - такая форма содержимого пространства и времени, которая напрямую взаимодействует с электромагнитным излучением и не пропускает его через себя. Какими еще свойствами она обладает? Как это ее свойство применяется при изучении галактик? - Звездные скопления: что это? История открытия?
Раздел 7. Галактики. Строение и эволюция Вселенной
Пользуясь предложенными источниками подготовить конспекты по темам: - Этапы развития Вселенной. - Космогония как раздел астрономии. - Темная энергия как модель космологии. Вайнберг С. Первые три минуты: современный взгляд на происхождение Вселенной / С. Вайнберг. – М.: Энергоиздат, 1981. - 208 с. Икеда Д. Космос. Земля. Человек: диалоги / Д. Икеда. – М.: Издательство Московского университета, 2006. – 317 с. Торн К. Черные дыры и складки времени: дерзкое наследие Эйнштейна / К. Торн. – М.: Физматлит, 2009. - 614 с. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные / С. Хокинг. - СПб: Амфора, 2006. - 189 с. Шкловский И. С. Звезды: их рождение, жизнь и смерть / И. С. Шкловский. – М.: Наука, 1984. - 384 с.  

В 2019г. в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по Физике планируется включение задания по Астрономии в конце части 1 экзаменационной работы на позиции 24.

Предлагается задание на множественный выбор, т.е. необходимо будет выбрать два верных утверждения из пяти предложенных. Задание 24, как и другие аналогичные задания в экзаменационной работе, оценивается максимально в 2 балла, если верно указаны оба элемента ответа и в 1 балл, если в одном из элементов допущена ошибка.

Порядок записи цифр в ответе значения не имеет. Как правило, задания будут иметь контекстный характер, т.е. часть данных, необходимых для выполнения задания будут приводиться в виде таблицы, схемы или графика.

Вашему вниманию предлагаются два примера заданий, построенных на разных элементах содержания.

В конце сборника даны верные ответы и комментарии к выполнению заданий.

Пример 1

 

Рассмотрите таблицу, содержащую характеристики планет Солнечной системы.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам планет.

1) Сатурн имеет самую маленькую массу из всех планет Солнечной системы.

2) На Нептуне не может наблюдаться смена времён года.

3) Орбита Марса находится на расстоянии примерно 228 млн км от Солнца.

4) Ускорение свободного падения на Юпитере составляет 42,1 м/с2.

5) Ускорение свободного падения на Уране составляет около 9,6 м/с2.

 

Пример 2

Выберите два утверждения о звёздах, используя данные диаграммы.

1) Температура звёзд спектрального класса К в 2 раза выше температуры звёзд спектрального класса А.

2) Если радиус звезды в 1000 раз превышает радиус Солнца, то она относится к сверхгигантам.

3) Плотность белых карликов существенно меньше средней плотности гигантов.

4) Если звезда имеет температуру поверхности 3300 К, то она относится к звёздам спектрального класса А.

5) «Жизненный цикл» звезды спектрального класса G главной последовательности более длительный, чем звезды спектрального класса О главной последовательности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: