Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа




«Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так Л. Толстой описывает начало Отечественной войны 1812 года.

Война входит в мирную жизнь просто и страшно. Яков Алпатыч, управляющий в имении князя Болконского, едет в Смоленск к губернатору, чтобы разузнать обстановку: «Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы. С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба... В присутственных местах, в лавках, на почте, все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокаивать друг друга».

На фоне толпы в этой городской сцене рельефно выписаны фигуры отдельных людей: жалобно причитающей кухарки с разбитым снарядом бедром, «человека во фризовой шинели», поджёгшего собственный дом, купца Ферапонтова.

Любимые герои Толстого, отбросив всё личное, становятся единым целым с народом. Князь Андрей после сдачи Смоленска твёрдо решил остаться среди самых нужных на войне людей – солдат и офицеров действующей армии; Пьер на свои деньги снаряжает целый полк; семья Ростовых, покидая Москву вместе с другими жителями, отдаёт свои подводы под раненых, не думая, что почти всё имущество придётся оставить на разорение французам.

В главе V третьей части тома III Толстой авторской характеристикой подводит итог поведению мирных жителей: «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя своё имущество; беднейшие оставались и зажигали, и истребляли то, что оставалось… Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже
всего … они уезжали каждый для себя, а вместе с тем, только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшею славой русского народа». В этом, по Толстому, и проявилась «скрытая теплота патриотизма» с его естественной, от души идущей силой.

Центральным эпизодом в изображении войны 1812 года является Бородинское сражение. Оно считается кульминационным моментом в развитии действия – и потому, что в действительном ходе войны после этого сражения наступление французской армии было остановлено, и потому, что это событие – точка пересечения судеб главных героев, и от пережитого ими зависит и их собственная жизнь, и жизнь тех, кто связан с ними духовными или семейными узами.

Большинство сцен до сражения и во время него показано глазами самого «невоенного» героя – Пьера Безухова. Такая подача материала не случайна: Толстой стремился показать настроение воинов как главную причину победы. Пьер, не занятый непосредственно в сражении и ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения, наблюдает за духом войска, настроением солдат.

Именно желанием доказать, что Бородинское сражение было нравственной победой русских, объясняется введение в роман плана сражения (часть II, глава XIX). Автор утверждает, что сражение произошло на случайной, неудобной и не выгодной для русских позиции и что тем не менее победа была предрешена.

Перед сражением Пьер видит и слышит вокруг себя то, что говорит о необходимости победы и уверенности в ней. Пропуская обоз с ранеными под Можайском, он слышит слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва, один конец сделать хотят». (глава XX)

Его потрясли мужики-ополченцы «в белых рубашках… оживлённые и потные», готовящие линию обороны на огромном кургане. Их вид «подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

О том, что ополченцы, готовясь к смертному бою, надели белые рубахи, узнал и Кутузов. Это произошло во время молебна накануне сражения. «А!.. чудесный, бесподобный народ», – произнёс главнокомандующий.

В ночь перед сражением состоялась последняя встреча Пьера с князем Андреем. Болконский тоже уверен в победе.

В день Бородинского сражения Пьер оказывается в его эпицентре – на батарее Раевского (том III, часть II, глава XXXI – XXXII). Он напуган, вокруг кровь и смерть. Пьер изумленно смотрит на солдат, которые подносят снаряды, заряжают орудия, шутят – над Пьером, над гранатой, над собой. «А они, – думает Пьер после сражения, – всё время до конца были тверды, спокойны…»

Пьеру хочется «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» (том III, часть III, глава IX). Постепенно, наблюдая за «разгоранием внутреннего огня», Пьер и сам стал участником боя, вызвался подносить снаряды, когда рядом не оказалось никого в живых. Там, на батарее Раевского, «он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Бородинское сражение, по убеждению Толстого, стало нравственной победой русских войск. Потеряв половину своего состава, русские стояли так же грозно в конце сражения, как и в начале его. Французы поняли нравственное превосходство противника, что впоследствии предопределило исход войны. «Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, – пишет Толстой, – есть одно из самых поучительных явлений истории». (Л. Н. Толстой. «Война и мир», том IV, часть II, глава I).

В романе Толстого Наполеон – самовлюбленный деспот, играющий роль властелина мира. Накануне сражения он произносит: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра». Но в день Бородинской битвы «ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие». Толстой акцентирует внимание на том, что Наполеон отдаёт массу приказов, думая, что руководит сражением, в то время как эти приказы «или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (глава XXXV), т.к. менялась обстановка и приказ становился неверным. Французы возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами».

Кутузов же следит за духом войска и отдаёт лишь те приказы, которые могут усилить его стойкость: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении на французов. В романе Толстого Кутузов изображён как опытный полководец и мудрый, прямодушный человек, радеющий за Отечество. Андрей Болконский говорит о главнокомандующем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он всё выслушает, всё запомнит и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».

Бородинское сражение не привело к немедленному перелому в ходе войны, для успешного её завершения требовалось время, чтобы восполнить потери, подготовить резерв. Большой урон отступающим французам наносили партизанские отряды. Это были крестьяне, вооружённые вилами и дубинами, небольшие отряды русской армии. Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о каком-то дьячке, ставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побившей сотни французов.

«Партизаны уничтожали великую армию по частям». Одного из мужиков-партизан Толстой рисует крупным планом. Это «самый полезный и храбрый» человек в отряде Денисова – Тихон Щербатый. Расторопный крестьянин сначала выполнял чёрную работу: раскладывал костры, ходил за водой, но вскоре начал уходить по ночам и всякий раз приносил с собой добычу – французское оружие и платье, а когда приказывали, приводил и пленных. «Ну, ловок», – говорят о нём в отряде. В образе этого находчивого, бесстрашного партизана, страстно ненавидящего врага, воплощён дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. Партизанская война в понимании Тихона Щербатого – это возмездие за разорение и гибель, это «дубина», которая «со всею своею грозною и величественной силой… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие» (том IV, часть III, глава I).

Совсем другой тип человека из народа воплощён в образе Платона Каратаева. С ним Пьер Безухов познакомился в плену. Этот человек кажется Пьеру «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (том IV, часть I, глава XIII). Он прост и спокоен, неприхотлив, доброжелателен и мастеровит. Каратаев возрождает в Пьере веру в справедливость жизни.

Детализируя эпизодические образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, Толстой показывает в них воплощение противоположных сторон русского национального характера: смекалки, ловкости, вынужденной жестокости – с одной стороны, и доброты, всепрощения, жалости ко всему живому – с другой.

Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли. Он не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступления русских в Париж. Такое композиционное решение оттеняет идею книги: справедливой является только освободительная война, а всё, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось только для славы.

«И благо тому народу, – заканчивает свои размышления автор, – который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью» (том IV, часть III, глава I).

Основные понятия и термины
Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии действия.
Лейтмотив — преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон произведения.
Метафора — скрытое сравнение.
Сравнение — вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку.
Эпизод — небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.
Эпитет — образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно метафорическим прилагательным.

Задания
1. Восстановите цитату из романа Толстого, вставив пропущенное слово (п одсказка:
в этом предложении Толстой использует лексический повтор):

«Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знамёнами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа _________________, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии, была одержана русскими под Бородиным».

Тактическая
Психологическая
Нравственная
дипломатическая

2. В романе Толстого изображены две войны: кампания 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года. Распределите исторические события, изображённые в романе (то есть напишите вначале название войны, далее - события, которые относятся к нему). Подсказка: военная кампания 1805-1807 годов шла на территории Австрии, соответственно, имена собственные будут не русского происхождения.

События:

Назначение Кутузова главнокомандующим;
Сражение под Шенграбеном;
Бородинское сражение;
Совет в Филях;
Оставление Москвы;
Сражение под Аустерлицем;
Смотр под Браунау;
Сдача Смоленска;
Смотр под Ольмюцем;
Тильзитский мир.

3. Одним из ярких эпизодов, изображающих события 1812 года в романе, является эпизод оставления Смоленска. Но к такому решению командование русской армией пришло не сразу: этому предшествовало двухдневное Смоленское сражение. Каков главный результат Смоленского сражения?
(Подсказка: накануне русской кампании Наполеон заявлял Меттерниху: «Торжество будет уделом более терпеливого. Я открою кампанию переходом через Неман. Закончу я её в Смоленске и Минске. Там я остановлюсь».)

а) Французы потеряли 20 000 человек
б) План Наполеона был сорван: он не смог разгромить главные силы русской армии, а сам опасно углубился во враждебную ему страну
в) Смоленское сражение выявило серьёзную силу народного ополчения

4. Сцена оставления Смоленска в романе — городская сцена, где на фоне толпы рельефно выписаны фигуры отдельных людей. Для чего Толстой прибегает к такому приёму? (Подсказка: в романе «Война и мир» прослеживаются две тенденции в создании образа народа — предельная обобщённость при описании событий 1805-1807 гг. (обезличенные диалоги солдат и крестьян, четырёхугольники войск под Браунау) и детализация, изображение отдельных людей из народа, объединённых одной нравственной целью, борьбой против захватчиков.)

а) Чтобы показать реакцию простого народа на происходившие события.
б) Индивидуализация и детализация в изображении эпизодических образов позволяет показать народ как единое целое: все люди объединены ненавистью к врагу.
в) Чтобы раскрыть сложный и противоречивый народный характер.
г) Чтобы показать разобщённость представителей разных сословий.

5. Л. Н. Толстой писал о создании «Войны и мира»: «Я старался писать историю…» (Подсказка: «В "Войне и мире" я люблю мысль народную», — писал Л. Н. Толстой.)

а) народа
б) России
в) семьи
г) одной души

6. Найдите соответствие между высказыванием и персонажем, которому оно принадлежит (Подсказка: все эти персонажи выведены в эпизоде «Оставление Смоленска».)
а) «Как! Остаться! Жить при французах? Чтобы видеть, как они будут… рассказывать о своих победах?»
б) «Важно! Пошла драть! Ребята, важно!»
в) «Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам… Решилась! Расея!»

1. Купец Ферапонтов
2. Человек во фризовой шинели
3. Княжна Марья

7. На страницах романа-эпопеи много размышлений о войне, успехе военного дела, причинах победы. Иногда свои мысли автор вкладывает в уста героев. Определите, кому принадлежит высказывание — автору или его герою.

а) «…Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
б) «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость».

1. Андрей Болконский
2. автор

8. Соотнеси героев произведения Василия Денисова и Пьера Безухова с фактами их биографии. (Подсказка: оба эти героя были влюблены в Ростову, остальные факты их биографии разнятся.)

Сватался к Наташе Ростовой и получил отказ
В 1812 году носит звание гусарского подполковника
Возглавляет партизанский отряд
В эпилоге — генерал в отставке
В начале романа носит звание ротмистра
Получил чин камергера
Во время Бородинского сражения находится на батарее Раевского
Женился на Наташе Ростовой
Стал членом тайного общества

9. О ком говорит автор (напишите в начальной форме фамилию полководца):
«…Понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, а та неуловимая сила, именуемая духом войска, и он следовал за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

10. Какой город решено было оставить на совете в Филях?
11. Как называлась деревня, близ которой произошло самое кровопролитное сражение Отечественной войны 1812 года?
12. Назовите реку на границе Пруссии и России, через которую переправлялись наполеоновский войска.
13. Какой город был оставлен русскими войсками после двухдневного сражения?
14. Как называлась деревня под Москвой, где проходил важнейший военный совет?
Найдите соответствие между средством художественной выразительности и его примером.
а) Эпитет
б) Сравнение
в) Метафора

1. «Над всем полем, прежде столь весело-красивым… стояла теперь мгла сырости и дыма».
2. «Французское нашествие, как разъярённый зверь, получивший в своём разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель…»
3. «Пламя сражения медленно догорало».

16. Выпишите из представленного списка шесть имён реальных исторических лиц, упоминающихся в романе Толстого при изображении событий Отечественной войны 1812 года:
Болконский, Александр, Ростов, Мюрат, Наполеон, Курагин, Шерер, Елизавета, Екатерина, Карагина, Даву, Друбецкой, Кутузов, Безухов, Раевский.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: