в современной сетевой экономике. Сетевая организация - особая производственная система, основанная на стратегических альянсах и сотрудничестве по временным проектам между субъектами бизнеса. Такая структура способствует переходу от конкурентной концентрации производства к олигополистической на основе вступления участников сети в ее стратегические финансовые, технологические и рыночные доли либо в альянс с крупным игроком сети. В итоге сетевые организации приобретают новую форму экономической власти в современной экономике, ограничивая конкуренцию.Средние организации-опора обрабатывающей промышленности. Крупные организации доминируют в капиталоемких производствах и в сфере услуг и прежде всего ориентированы на массовый, относительно однородный выпуск больших партий стандартной продукции. Они обладают более сложными системами управления, имеют разнообразные возможности для привлечения высококвалифицированных специалистов, средств,для параллельного осуществленияR&D– программ, обладают большей легкостью для привлечения дополнительных внешних источников финансирования и технической поддержки.Взаимодействие малого и крупного бизнеса дает возможность более эффективно осуществлять деятельность каждого из них: роль и ареалы распространения малого бизнеса определяются его интеграцией с крупным бизнесом.Новые и мелкие фирмы играют ключевую роль в экспериментах и разработке инноваций, которые ведут к технологическому изменению и экономическому росту в региональных экономиках. Они являются источниками новых идей, которые могли бы иначе остаться нереализованными.Организационная экономика проявляет себя на рынке в подсистемах франчайзинга, аутсорсинга, сетевой организации. Поэтому место и роль малого предпринимательства в системе рыночных экономик определяют с учетом тех систем и подсистем, в которых они функционируют как субъекты хозяйственной деятельности и которые в значительной мере будут определять их эффективность.
|
6. Роль и функции государства в регулировании малого и среднего предпринимательстваПервый -рассмотрение проблемы с позиций мирового хозяйства, его нынешних структуры, тенденций и закономерностей, предполагающий исследование экономических функций в рамках общей экономической теории, включая ее составные части, направления, программы. Второй - подход, в котором экономическая роль государства анализируется с точки зрения отдельных стран, рассматривает движение от всеобщего огосударствления к оптимальному государственному хозяйству и стабилизации рыночного развития. Третий- рассматривает государство в качестве гаранта существования рыночной системы в целом и малого и среднего предпринимательствав частности в смешанной экономике и как органичный элемент данной системы.В области регулирования предпринимательства государство выполняет следующие функции:законодательное обеспечение формирования субъектов предпринимательства;создание единых правил игры;поддержание конкурентной среды;создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе;стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию;формирование и совершенствование организационной и рыночной инфраструктур предпринимательства;обеспечение социальной ориентации процесса развития системы малого предпринимательства.
|
7.. Методы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. Государственное управление - целенаправленное организующее - регулирующеевоздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей с помощью различных методов и средств регулирования.Методы прямого воздействия- основаны не на самостоятельном выборе субъектов экономической системы, а на предписаниях государства.Косвенные методы - ориентированы на создание условий для развития предпринимательства, предоставляют выбор приоритетов деятельности, снижают возможности принятия коррумпированных решений, требуют меньших административных расходов.Влияние государства на систему малого предпринимательства ограничено требованиями общества и рынка. Можно выделить следующие факторы: Политические -решения политических партий, которые определяются экономическими отношениями, общественными настроениями, политической ориентацией партии, находящейся у власти, политическими институтами, решениями местных органов власти:Правовые - законодательство, регламентирующее материальную, административную и судебную ответственность субъектов взаимодействия;Экономические -ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, информационных (недостаточная информированность: ограниченный контроль нал ответной реакцией частного сектора) и др.);Административные - уровень регулирования. Высокие уровни налогообложения и регулирования, которые являются продолжением государственного контроля, в конечном итоге приводят к ограничению власти государства из-за того, что экономическая деятельность начинает осуществляться в обход закона и перемещается в неофициальный, или «черный», сектор экономики.
|
8. Понятие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Система поддержки малого и среднего предпринимательства - совокупность государственных, негосударственных, общественных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности организаций, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для произв. И услугСистема поддержки малого предпринимательства предполагает.развитие инфраструктуры - создание специализированных объектов инфраструктуры в муниципальных образованиях;
информационное обеспечение - создание баз данных для малых организаций, а такжмуниципальных звеньев системы информационного обмена для субъектов малого предпринимательства; разработку системы доступа к информации субъектов малого предпринимательства, в том числе через средства массовой информации;обучение кадров - создание специализированных программ для обучения социально незащищенных слоев населения, начинающих предпринимателей в депрессивных районах и сельской местности; создание современного методического обеспечения подготовки кадров для сферы малого предпринимательства;выставочно-ярмарочную деятельность, проведение конференций, конкурсов, съездов и других массовых мероприятий. Для выполнения функции ресурсной поддержки требуются:разработка инвестиционного проекта;экспертная оценка проекта;информация об источниках ресурсов;механизмы привлечения ресурсов;реализация проекта;мониторинг эффективности использованных ресурсов. Функция координации и мотивации деятельности органов поддержки малого предпринимательства - предполагает разработку моти вирующей модели их деятельности. На этом этапе выявляются не достающие, слабые, дублирующие функции Функция содействия трансферуинноваций - осуществляется органами поддержки предпринимательства. Кроме вышеперечисленных регламентирующих факторов существуют критерии оценки инвестиционных проектов. Функция защиты интересов предпринимателей - необходима для осуществления предпринимательской деятельности. Результатом ее являются прецеденты и их предварительный анализ.
9.Формы и структуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Основными формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: финансовая, имущественная, информационная, консультационнаяФинансовая поддержка, имеющая большое значение для развития малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств бюджетов Республики, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.Имущественная поддержкасубъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру такой, осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений,оборудования, машин. Информационная поддержка - осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
О реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; О количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; О числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;Об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;О финансово-экономическом состоянии субъектов малого исреднего предпринимательства; Об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
10.Формы, методы и технологии разработки стратегии развития и поддержки малого и среднего предпринимательства: мировой опыт.Многолетний опыт развития различных стран мира показывает, что, несмотря на различный уровень государственного регулирования в различных странах, малое предпринимательство играет большую роль в социально-экономическом развитии стран. Специалисты, проводившие анализ деятельности мелких и средних фирм на рынке труда стран ЕС и США, пришли к следующим выводам:доля занятых в малом бизнесе постоянно растет, причем более высокими темпами, чем в крупном бизнесе. Даже в кризисные годы малый бизнес продолжает привлекать рабочую силу, хотя и в меньших масштабах, чем в периоды подъема;несмотря на высокий уровень банкротств и исчезновения мелких организаций, темпы появления новых фирм выше, т.е сальдо «рождений» и «смертей» этих организаций часто оказывается положительным;
наибольший рост рабочих мест наблюдается в категории мелких и мельчайших организаций, а также в группе «самостоятельно занятых»;при падении объемов материального производства отрасли сферы услуг, где активную роль играют малые организации, более тесно связанные с платежеспособным спросом населения, продолжают развиваться;в производство и сферу услуг вовлекаются домохозяйки, пенсионеры и желающие трудиться после основного рабочего времени.Стратегии, разрабатываемые органами управления в различных странах, учитывают мировую тенденцию глобализации. Они ориентированы,прежде всего, на достижение конкурентных страновых преимуществ путем задействования потенциала малого предпринимательства.
11. Определение стратегических направлений развития малого и среднего предпринимательства. Стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства:усиление поддержки инновационной деятельности путем оказания помощи в трансферте технологий;распространение информации о различных программах, направленных на повышение конкурентоспособности малого предпринимательства;совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, способной предоставить клиентам наиболее полный спектр услуг, позволяющих быстро реагировать на изменение внешней среды;
укрепление связей между предпринимателями, органами власти, партнерскими организациями и заинтересованными сторонами;создание условий для зарождения новых организаций, их развития и дальнейшего роста.Процесс разработки стратегии развития малого предпринимательства состоит из следующих этапов:выбор показателей социально-экономического развития регионов, на основе анализа которых принимается решение об отнесении тех или иных территорий к определенному типу;классификация регионов для правильного выбора инструментов регулирования.Эффективность развития малого предпринимательства может иметь три уровня оценок: первый (высший) - стратегические цели;второй - решение приоритетных проблем; третий - решение рядовых проблем.Определяемые цели должны соответствовать SMART-принципу:
Specific- конкретность (работники, вовлеченные в процесс ее достижения, должны понимать, в чем она состоит);Measurable- измеряемость (работники, вовлеченные в процессее достижения, должны четко понимать, достигнута она или нет);Achievable- достижимость (сотрудники должны иметь достаточно времени и ресурсов для ее реализации);Relevant- сопоставимость (согласованность с другими целями в дереве целей организации);Timebound- определенность
12.Направления соверше-ия системы поддержки малого и среднего предприн-а.Формирование целостной системы поддержки малого предпринимательствсложный и длительный процесс, основу которого составляют:законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;требования по обеспечению безопасности и защиты;система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления,общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала - фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, учебные, консультативные, информационные, лизинговы обслуживающие структуры;государственные программы, программы социально-экономического развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности и конверсию организаций военно-промышленного комплекса, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, формы занятости, миграционные потоки и ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы. Сбалансированный набор показателей сочетает финансовые и нефинансовые показатели, кот способны дать дополнительную инф-ию об экономической эффективности. Первоначально следует определить цели высшего уровня, или миссию организации, которая описывает причину существования организации, ее стремления и конечную цель деятельности. Миссия - инструмент повышения ответственности для некоммерческих организаций, поскольку они не имеют такого итогового критерия результативности своей работы, как прибыли или убытки.Клиентские показатели - показывают, как организация стремится выглядеть в глазах клиентов, четко определяют выбор рыночной позиции и ключевых клиентов.Финансовые показатели- позволяют оценить экономические последствия предпринятых действий и
13. Сущность предпринимательской среды. На деятельность организаций оказывают влияние следующие факторы внерегиональной внешней средыМеждународные факторы - определяют возможность заключения коммерческих сделок с той или иной страной. При изучении международных факторов наибольшее внимание обращается на содержание международных торговых соглашений, регулирующих ввоз товаров в страну, систему государственного регулирования внешнейторговли, порядок получения экспортно-импортных лицензий и установление контингентов, уровень таможенного обложения товаров, способ исчисления пошлин, режим, под который попадает интересующий товар, валютное законодательство страны Политические факторы - отражают стабильность преобразований в стране, количество политических фракций, криминальную обстановку. Задача власти состоит в том, чтобы позитивное поведение на рынке было доступно всем, чтобы люди могли проявить предпринимательскую инициативу.Научно-технические факторы - оказывают влияние на состояние экономики территории посредством определенного интеллектуального и технологического потенциала в сфере производства. Научно- технический потенциал определяется наличием научных школ. Часто малые и средние организации создаются изобретателями для реализации своих идей с использованием потенциала высших учебных заведений. Углубление специализации в научных разработках приводит к тому, что во многих случаях небольшие фирмы могут конкурировать с крупными концернами, работая в определенном направлении. Они осуществляют свою деятельность в тех областях, которые могут быть или неперспективными, или слишком рискованными для крупного бизнеса.Социально-демографические факторы. Малые и средние организации нередко используют работников с низким уровнем образования, которые приобретают квалификацию непосредственно на рабочих местах. На малых организациях не слишком велики инвестиционные вложения в человеческий капитал - обучение сотрудников, что отчасти сдерживается высокой вероятностью потери вложений или недооценкой этого направления. Чем выше диверсификация рабочей силы в организации, тем выше креативность и инновационность организации, которые обеспечены разным уровнем мышления работающих.Правовые факторы. К правовым факторам относятся законодательные правовые акты, качество контроля за их соблюдением, преемственность правового обеспечения. Они оказывают решающее воздействие на функционирование малого предпринимательства, это касается как федеральных законодательных актов, так и региональных и муниципальных. Экологические и природно-сырьевые факторы.
14.Методы анализа внешней и внутренней среды малого и среднего предпринимательства. Оценку развития малого предпринимательства в регионе (его силы и слабости), а также внешних возможностей и угроз можно осуществить с помощью SWOT-анализа.Проведение первичного стратегического анализа часто осуществляют с помощью составления матрицы SWОТ-анализа (получившего свое название от англ. Strengths– силы,Weaknesses- слабости, Opportunities– возможности,Threats- угрозы). Матрица представляет собой удобный инструмент структурного описания стратегических характеристик среды и организации Рассмотренные сильные и слабые стороны присущи малому и среднему предпринимательству, однако каждаяорганизация уникальна и специфична и для нее могут быть характерны те или иные слабые и сильные стороныБольшое влияние на выбор стратегии оказывает отрасль, в которой функционирует организация. При этом отрасли сильно различаются по своим экономическим характеристикам, конкуренции внутри них, перспективам развития, начальной капиталоемкостью. Все эти особенности выявляются и учитываются предпринимателем при разработке стратегии развития своего бизнеса.