Выбор организационно-правовой формы зависит от ряда факторов.
1. Ограничения, связанные с характером, масштабами и целями бизнеса. Выбирая организационно-правовую форму для бизнеса, необходимо принять во внимание то, каким бизнесом будет заниматься организация, насколько широко будет представлен бизнес географически, сколько партнеров будут участвовать в нем. Процедура регистрации и стоимость. С точки зрения процедуру регистрации проще сделать это индивидуальным предпринимателямПо закону свидетельство о регистрации выдается индивидуальному предпринимателю в 15-дневный срок. Потребуется время на изготовление печати, постановку на учет в налоговом органе, государственных внебюджетных фондах и открытие счета в банке. Регистрация ООО, ЗАО или ОАО - более длительный процесс: необходимо проверить выбранное название на уникальность (неповторяемость), получить коды Госкомстата, встать на налоговый учет и учет в государственных внебюджетных фондах, открыть счет в банке. Затраты на регистрацию нового бизнеса складываются из официальных пошлин и сборов и, если предприниматель поручит регистрацию специальной фирме, стоимости ее услуг. Вопросы налогообложения. Организации, зарегистрированные в форме ООО, ЗАО или ОАО, платят налоги в общем порядке, определенном налоговым законодательством. Существуют различные льготы, но они не зависят от организационно-правовой формы. При осуществлении деятельности в форме предпринимателя без образования юридического лица налоги предприниматель платит в соответствии с Налоговым кодексом РБ. Вопросы, связанные с собственностью и ответственностью. Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ) отвечает по обязательствам всем своим имеющимся имуществом. Соответственно, в его собственности находится и все имущество, при помощи которого он ведет свой бизнес. Передача прав собственности осуществляется так же, как и обычного имущества физического лица. Однако существуют некоторые нюансы, например, при передаче по наследству магазина может потребоваться, чтобы получающее лицо также было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Участник ООО отвечает по обязательствам общества только в пределах своего вклада. Обращение взыскания на доли производится по решению суда только в том случае, если другого имущества недостаточно для выполнения обязательств участника. При выходе из общества участник вправе требовать возврата своей доли имущества в натуральном или денежном выражении. Уставом общества могут быть наложены ограничения на отчуждение доли участника в пользу третьих лиц. Переход прав собственности сопровождается внесением изменений в регистрационные документы общества. Акционер ЗАО или ОАО отвечает по обязательствам общества только в пределах своего вклада в уставный капитал общества (номинальной стоимости акций). Обращение взыскания на акции осуществляется в первую очередь наряду с другим ликвидным имуществом. Переход прав собственности фиксируется в реестре акционеров общества. Развитие бизнеса. ПБОЮЛ является самой сложной формой организации бизнеса с точки зрения перспектив привлечения дополнительных инвестиций или продажи создаваемого бизнеса. Для привлечения внешнего финансирования ПБОЮЛ доступны только кредитные средства: акций или долей у него нет - предложить потенциальному инвестору ему нечего. С аналогичной проблемой столкнется предприниматель и при продаже своего бизнеса. Продать он может только свои активы, принадлежащие ему как личное имущество. Организация бизнеса в виде ООО позволит привлекать не только кредитные средства, но и дополнительные инвестиции в виде вклада в уставный капитал. Однако любое изменение собственников потребует внесения изменений в учредительные документы с последующей регистрацией. Процедура смены участников ООО предполагает, что участники имеют преимущественное право на покупку долей при отчуждении этих долей третьим лицам. Важно помнить, что каждый участник ООО в любой момент имеет право выйти из общества и потребовать выплату стоимости своей доли. При отсутствии взаимопонимания между участниками ООО это может привести практически к краху общества. С точки зрения создания бизнеса на продажу и привлечения дополнительных инвестиций, новых партнеров ЗАО и ОАО - наиболее подходящие организационно-правовые формы. И в том, и в другом случае акционеры (владельцы акций) имеют право в любое время продать акции, но в случае ЗАО у других акционеров есть право преимущественной покупки. Обе формы позволяют привлекать дополнительные средства за счет эмиссии акций и продажи их инвестору.
|
|
20. Порядок регистрации малых и средних организаций и лицензирование деятельности. В соответствии с законодательством вновь создаваемые или реорганизуемые организации подлежатгосударственнойрегистрации. Государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах.
|
С момента государственной регистрации организация считается созданной и приобретает статус юридического лица. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Р Б требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны; при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Республики Беларусь; учредительные документы юридического лица;выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица
22.Сущность налогообложения малого и среднего предпринимательства. Главные задачи, стоящие в настоящее время перед налоговой системой, включают в себя две противоречивые проблемы: повышение собираемости налогов и ослабление налогового бремени. К числу актуальных и конъюнктурных проблем можно отнести упрощение изъятия налога: техники исчисления, учета сокращения количества инструктивного и методологического материала. Очевидно, что, несмотря на постоянно изменяющееся законодательство, налоговая система не успевает за бурно развивающимися рыночными отношениями.Специальные налоговые режимы используются государством в целях:поддержки субъектов малого предпринимательства и развития малого бизнеса;
поддержки сельскохозяйственного производителя и стимулирования отрасли сельского хозяйства;привлечения инвестиций в разработку недр и стимулирования добывающих и связанных с ними отраслей.Суть специальных налоговых режимов сводится к замене для определенной категории малых организаций большинства федеральных и региональных налогов единым налогом, который исчисляется за отчетные и налоговый периоды.
23.Общепринятая и упрощенная системы налогообложения малого предпринимательства в Республике Беларусь. Основными видами налогов общепринятой системы налогообложения являются:налог на добавленную стоимость;налог на доходы физических лиц;единый социальный налог;налог на прибыль организаций;налог на имущество организаций.Упрощенную систему налогообложения могут применять организации и индивидуальные предприниматели. Они переходят на эту систему или возвращаются к общему режиму налогообложения добровольно.Не вправе применять упрощенную систему налогообложенияорганизации, имеющие филиалы и представительства;банки;страховщики;негосударственныепенсионныефонды;инвестиционные фонды;профессиональные участники рынка ценных бумаг;ломбарды;организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты,учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы;организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 чел.;организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Р Б о бух уч, превышает лимит.
24. Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. По сравнению с акционерными обществами различного типа, индивидуальный предприниматель (ИП) имеет ряд преимуществ:простая и быстрая регистрация организации;любой размер уставного капитала;возможность регистрации ИП по месту жительства предпринимателя: отсутствие необходимости в банковском расчетном счете;простая схема налогообложения индивидуальных предпринимателей и легкое ведение бухгалтерии без необходимости наличия бухгалтера. Достоинства упрощенной системы налогообложения:
максимально упрощается ведение бухгалтерского учета: отменяются способ двойной записи, обязательность применения плана счетов и множество других требований, усложняющих работу. То есть весь бухучет сводится к ведению Книги учета доходов и расходов:облегчается документооборот за счет значительного сокращения форм отчетности;упрощается порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. Они фиксируются по мере совершения в хронологической последовательности на основе первичных документов;юридические лица платят один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период;индивидуальные предприниматели не платят налог на доходы физ. лиц;субъектам страны предоставляется право выбора объекта налогообложения - это могут быть либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов;субъекты малого предпринимательства не платят НДС и налог с продаж;расширенный перечень расходов, на которые можно уменьшить доходы.Как недостаток можно выделить, например, возможность плательщика искусственно манипулировать показателями-индикаторами. Другой пример - деление крупных компаний на мелкие организации для применения меньших налоговых ставок для малого предпринимательства.
25. Модель развития малого и среднего предпринимательства Основная цель интрапренерства -повышение эффективности базовойорганизации в результате:
активизации творческого потенциала работников;повышения эффективности использования ресурсов организации;оперативной реакции на изменения потребностей рынка;быстрой реализации всевозможных нововведений;оздания базы для дальнейшего развития производства. Для эффективной реализации внутрифирменного предпринимательства в организации должны строго соблюдаться следующие правила.
Интрапренер - тот, кто рискует чем-то ценным для себя. О возможных рисках интрапренеров необходимо договариваться предварительно перед каждым проектом. Риск усиливает вдохновение и убежденность предпринимателя в успехе, обязывает корпорацию при выполнении контракта не останавливать интрапренера по различным причинам, за исключением низкого уровня выполнения работы, помогает другим членам коллектива адекватно воспринимать высокие вознаграждения интрапренерам.
Возможные виды риска интрапренера:
время, затраченное на подготовку бизнес-плана и предварительное исследование, в том числе выполнение всех текущих обязанностей;финансовые - отсутствие любых увеличений заработной платы, пока новый бизнес не обеспечит успех, снижение заработной платы, пока проект не начнет давать доход. Распределение вознаграждения за успешный проект на равноправной основе между компанией и интрапренером. Должен быть сформирован специальный беспристрастный комитет, которому руководство доверяет приобретение законченного исследования у предпринимателя как определено установленной системой учета. Интрапренер должен иметь возможность заработать в дополнение к его премии интрапренерский капитал и иметь полный контроль за определенной величиной этого капитала. Интрапренерский капитал может быть свободно вложен от имени корпорации в будущие проекты интрапренера.Для развития и процветания предпринимательского духа в организациинеобходимо ограничить возможное давление на интрапренера.
27.Понятие и цели внутрифирменного планирования.Тактическое планирование - принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Отметим следующие особенности тактического планирования:
- выполнение решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;
- результаты решений легче оцениваются, так как могут быть выражены в конкретных цифровых показателях.
Для тактического планирования характерно сосредоточение на средних и низших уровнях управления.
По мнению М. Бухалкова, сущность внутрифирменного планир-я в условиях свободных рыночных отношений заключается в:
- научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;
- выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров;
- выполнении работ и оказании услуг с установлением таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
В целом внутрифирменное план-ие - создание системы долгосрочных, среднес-ых и краткос-ых планов, касающихся всех отделов, подотделов и подразделений орг-ии и определяющих, во-первых, стратегию, тактику и практику деят-ти фирмы, во-вторых, прогноз развития внешнего окружения, в-третьих, цели функционир-ия, а также др системообразующие факторы.
28.Организация деятельности малого и среднего предпринимательства по внутрифирменному планированию. Внутрифирменное планирование деятельности современных промышленных организаций должно:основываться на оценке перспектив в области политики, экономики, технологии;опираться на современные методы прогнозирования и анализа, помогающие отслеживать новые тенденции;выступать исходной функцией управления и важной задачей руководства.Цели организации - обеспечивают руководство и унифицируют направление деятельности для работников организации. Они помогают работникам понять, где находиться в настоящий момент и как достичь желаемого.Миссия - назначение, глобальная цель организации, особая для каждой отдельнойорганизации, пусть даже в этой же сфере. Стратегические цели разрабатываются топ-менеджерами и для топ-менеджеров на длительный период и охватывают общие проблемы.Система внутрифирменного планирования обеспечивает тесную связь всех направлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и заканчивая сбытом готовой продукции. Основными инструментами процесса внутрифирменного планирования считаются отдельные планы, предоставляемые каждым структурным подразделением или отделом современной промышленнойорганизации, и в итоге составляющие единый план развития всейорганизации. Такими инструментами являются:план сбыта - устанавливается на несколько лет вперед по количеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в разрезе различных видов рынков и сегментов;план производства - рассчитывается по исходным данным плана сбыта;план создания производственных мощностей;план инвестиционной деятельности;план по персоналу;план материально-технического снабжения;план материальных запасов;финансовый план;план ликвидностей;план по рекламе;плановый баланс - представляет собой данные сравнения экономико-финансового состояния организации с его обязательствами;план результатов - содержит расчетные данные, отражающие различные виды предполагаемых результатов: экономических, финансовых, производственных, трудовых, социальных, экологических;план по экологии.
29.Планирование в условиях неопределенности Вариантное планирование - определение альтернативных курсов действий, которые должны быть использованы, если действующий план неожиданно окажется невыполнимым или невыгодным. Развитие процесса планирования:Разработка плана, рассмотрение ключевых (поворотных) событий «А что если?...»Реализация плана и формальная идентификация наиболее важных и вероятных ключевых событий.Определение признаков ключевых событий (падение ставки банковского процента на 2 пункта в течение месяца) и разработка варианта плана для каждого события.Успешное выполнение начального или вариантного планаДля организаций, действующих в условиях высокой неопределенности важно, чтобы у хорошего менеджера был план на все случаи жизни.Как отмечают современные специалисты в области управления, одним из наиболее существенных препятствий плановой деятельности является необходимость дополнительных затрат на исследования, организацию подразделения планирования и привлечение дополнительного персонала. Современные отечественные промышленные организации имеют пока небольшой опыт планирования в условиях рыночных отношений. Экономическая и социальная ситуация, особенности хозяйственной практики, в которой работают промышленные организации, часто не позволяют им непосредственно использовать зарубежные методические разработки при составлении бизнес-планов в реальных хозяйственных, социальных, правовых и других условиях страны. Среди руководителей отечественных промышленных организаций на сегодняшний день широко распространена позиция, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес-плана и предполагающая в качестве альтернативы краткое технико-экономическое обоснование. Иногда считается, что отсутствие проработанного бизнес-плаиа может быть компенсировано знанием специфики отечественного бизнеса и интуицией. В современных условиях такая позицияне может быть признана целесообразной, особенно в отношении инвестиций. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что в условиях стабилизации отечественной экономики внутрифирменное планирование на современных промышленных организациях не только необходимо, но и вполне реально.
30. Сущность и необходимость конкуренции в современной экономике. Конкуренция - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка, борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, получение наивысшей прибыли. Значение конкуренции в современной экономической системе чрезвычайно велико, так как она:
- обеспечивает равноправное положение участников экономически отношений - продавцов и покупателей. Равноправие создается иподдерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца - добровольно решив вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора - возможность влияния на контрагента;
- создает одно из главных условий, необходимых дляэффективною выполнения ценой координирующих функций, -свободное ценообразование. Это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является уровнем жизнеспособности всей рыночной системы;
- выступает как контрольная система эффективности частногопредпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все организацииэту проверку выдерживают, в результате конкуренциипроисходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т.е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть «поле экономической игры»;
- создает заинтересованность о совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства.