Надеждина Татьяна Никитична




Бекасова Раиса Ивановна

 

Вся её жизнь посвящена воспитанию юного поколения, Благовещенской средней школы №1.

Вспоминает педагог ветеран труда Раиса Ивановна Бекасова.

«Никогда не изгладить из памяти военные годы. Подростки, ученики 4-5 классов работали наравне со взрослыми. 13-летний брат Николай числился конюхом, но выполнял все, что ему скажут в колхозе. Младшая сестра Наташа пахала, сеяла. В ночную смену дети по очереди бегали с фонарем перед трактором, освещали борозды.

Мама работала на сеялке, и когда в тракторе или сеялке случались поломки, а это было нередко, женщины не отдыхали, а спешили на поле собирать прошлогодних колосков, тем и питались.

Меня, молодую учительницу, направили работать в Глядень. Учили детей и трудились наравне с другими в колхозе. Летом на поле, сеяли просо, пшеницу для детей – сирот, чьих родителей забрали в трудармию. Вот мы их и кормили. Заготавливали топливо для зимы. Сдавали деньги на танки, самолеты, все готовы были отдать, лишь бы приблизить День Победы. И он настал. Мы, учителя, по очереди дежурили в сельском Совете. Я так раз отдежурила ночь, сменилась и в 8 утра пошла в школу. Подхожу, а во дворе люди, все кричат, целуются, плачут: война кончилась! Мне и радостно, и больно, что не я первая получила эту счастливую весть, только ушла из сельсовета, и позвонили с сообщением».

 

 

Ляшенко Мария Ивановна

Ляшенко Марии Ивановна (Шинкевич). Она родилась в 1926 году в селе Истилисе, а потом семья переехала в село Нижний Кучук. Когда была, ученицей седьмого класса началась война. Как и все подростки в то время они были на пашнях и им сообщили о начале войны. Семья Марии Ивановны большая – отец, мать, четыре брата и сестра. Два брата Василий Иванович и Иван Иванович служили, их сразу же направили на фронт. А в 1942 году направили Григория и Алексея.

В то время многие подростки бросали школу, потому что не хватало денег (за обучение платили 75 рублей), а также все кто остался должны были трудиться в колхозе. Но Мария Ивановна не бросила школу и перешла в восьмой класс села Благовещенка. Книг не было, тетрадей не было, писали на старых книгах, карандашей и ручек тоже не было, писали чернилами из сажи, или из сока свеклы. Школу не отапливали, она была из самана, на стенах был снег, всю зиму дети сидели в верхней одежде. Учебный год начинался 15 октября и заканчивался 17 мая, он продолжался семь месяцев из положенных девяти. во время войны все от мало - до велика работали: вывозили зерно, отбрасывали солому от комбайнов.

Рабочий день начинался с четырех часов утра и до темноты, на один трудодень давали 20 – 25 копеек денег, 200 – 300 грамм хлеба. Питались в основном картофелем, люди голодали, а еще платили огромные налоги, только 200 рублей деньгами, а еще 2 центнера молока, 70 килограмм мяса, 200 яиц, 6 килограмм шерсти и одну кожу от любого животного. Выходных не было, народ ждал окончания войны с нетерпением, но она не заканчивалась.

Почти каждый день в деревне раздавались плач и причитание детей, это означало одно – кто-то из родных погиб, отдал свою жизнь ради победы. Весь народ был как одна семья и чужое горе или радость воспринимали как свое. Праздников в деревне не было, жили трудом и ждали конца войны. Все были уверены в победе, многие молились богу, чтобы одолеть врага, а ученики писали плакаты, лозунги. Среди односельчан была крепкая дружба, о наживе капитала никто не думал, делились последним друг с другом, дети помогали старикам, старики помогали детям. Все только и думали о том, как помочь фронту, когда кончиться война. И она закончилась победой.

После школы Мария Ивановна поступила учиться дальше. Она выбрала профессию – учитель. После учебы начала работать в БСШ № 1, учителем начальных классов.

 

Надеждина Татьяна Никитична

Учитель начальных классов вспоминает: «Зимой учили детей, а летом работали в колхозе- на заготовке кормов, а в уборочную скирдовали хлеб. Есть было нечего – учителям давали паек, но и его надо было заработать, а в колхозе тогда давали по 200 граммов такого хлеба, что не знаешь хлеб это или кусок кирпича и за этот кусок шли работать, а дома дети, вот и думай: сам съешь этот кусок или нести детям. В конце дня идешь домой и думаешь: дойдешь или нет. Да еще ни надеть нечего, не обуть. В общем, не понять, как выжили. После работы шли для себя собирали колосья прошлогодней пшеницы или проса (что попадется), сушили, мололи на ручных мельницах, а сколько там насобираешь, поэтому рвали траву, какая попадалась, смешивали с мукой и пекли, ели что попадается, лишь бы желудок набить, да детей накормить.

Дети приходят на уроки голодные, одетые плохо. Поговорили с председателем колхоза, и на правлении колхоза решили школе выделить отходы с зерном, установили норму. И каждый день, после уроков, я отвешивала по пол килограмма этого зерна каждому ребенку. Нельзя было все сразу отдать, потому что съедят и опять будут голодные. Так и поддерживали детей, сохраняя им жизнь.

К Октябрьской годовщине, к Маю, я готовила доклады для колхозников, а с молодежью – художественную самодеятельность. Все мероприятия проводили в школе – это был как бы культурный центр на селе.

Всю войну люди не замечали ни света, ни тьмы. Жили как во сне: работа, дом, забота как накормить детей, во что одеть и вообще, как жить».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: